Статья «Описание системы работы по применению проектных технологий»

Проблемы работы по применению проектной технологии
Описание системы работы по применению проектных технологий учителем начальной школы Постниковой А.А.
На педагогическом совете школы было принято Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Школа № 21» протокол № 1 от «28» августа 2015 г.
Опираясь на это положение, для меня, учителя начальных классов проектно-исследовательская деятельность является формой организации учебно-воспитательного процесса, которая способствует повышению мотивации, качества образования, возникновению нового стиля общения с детьми. Является методом развивающим, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений. Учащиеся самостоятельно, или совместно со мной устанавливают проблему, выдвигают гипотезу, собирают информацию, проводят исследования, анализируют полученные результаты, обобщают знания. Я применяю проектные технологии в своей педагогической практике на уроках в рамках выполнения учебных программ по курсам «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Технология», так и во внеурочное время. Виды проектов различаются по характеру, форме представления результатов, длительности проекта. При выборе тем проектов принимается во внимание личные интересы и способности учеников.
На начальном этапе:
формулируем тему и цель проекта;
определяем временные рамки;
продумываем источники, которые можем использовать;
составляем и обсуждаем план выполнения работы;
выбираем форму защиты результатов исследования.
На этапе работы над проектом учащиеся знакомятся с основными методами и приемами поиска, анализа и обобщения информации. В соответствии со стандартами 2 поколения, учитель считает необходимым привлечение современных методов работы с информацией: Internet сайты, электронные энциклопедии, всевозможные справочники. На этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками: обсуждение результатов работ, чаще всего во внеурочное время, корректировка имеющихся ошибок.
Следующий этап – наглядное представление результата. Весь отобранный материал оформляем, представляем одноклассникам, родителям - это защита. Форма представления разнообразна: устное сообщение, презентация, оформление стенгазет, книг, видеофильмов. Чаще всего дети выбирают компьютерную презентацию. У учащихся появляется возможность получить практические знания и навыки: они учатся работать с текстом, фотографировать, включать в презентации видео, фото и звуковые файлы. Подготовка презентаций проводится под руководством учителя, родителей.
Последний этап – рефлексия. После завершения работы над проектом дети предоставляют рассказ о своей работе, показывают то, что получилось, чувствуют себя значимыми..
Более подробно опыт своей работы над проектами представила на городском семинаре учителей начальных классов 16 марта 2015 года
Я работаю в общеобразовательном классе по программе Школа России. В начальной школе мы с ребятами делаем первые шаги по дороге стандартов 2 поколения. Вот только в третьем классе на нашем пути оказалось17 проектов по следующим предметам:
Перечень тем |
Количество участников |
Математика 1 класс |
|
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего 1 полугодия) |
5 |
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». (Работа проводится в течение всего 2 полугодия) |
7 |
Литературное чтение 1 класс |
|
О братьях наших меньших |
21 |
Окружающий мир 1 класс |
|
Моя семья |
10 |
Итого: 4 проекта |
|
Математика 2 класс |
|
«Математика вокруг нас» (Работа проводится в течение всего 1 и 2 полугодия) |
9 |
Русский язык 2 класс |
|
Проект «В словари — за частями речи!» |
10 |
Литературное чтение 2 класс |
|
Проект: «Мой любимый писатель – сказочник». |
11 |
Проект «Мой любимый детский журнал». |
13 |
Окружающий мир 2 класс |
|
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». |
15 |
Итого: 5 проектов |
|
Математика 3 класс |
|
Математические сказки |
6 |
Задачи расчёты |
8 |
Русский язык 3 класс |
|
Рассказ о слове |
10 |
Семья слов |
15 |
Тайна имени |
15 |
Зимняя страничка |
16 |
Имена прилагательные в загадках |
16 |
Окружающий мир 3 класс |
|
Богатства, отданные людям |
18 |
Разнообразие природы родного края |
18 |
Кто нас защищает |
19 |
Музей путешествий |
19 |
Литературное чтение 3 класс |
|
Сочиняем волшебную сказку |
20 |
Учусь писать стихи |
21 |
О времени года |
21 |
Технология |
|
Школа кулинаров |
22 |
Детская площадка |
22 |
Океанариум |
22 |
Итого: 17 проектов |
Вывод: После кропотливой работы отмечается положительная динамика количества работ и количества участников.
Краткое описание наиболее значимых проектов
Вот так мы начинали с рисунков, составления коллективных книг в 1 классе и потихоньку дошли до составления буклетов, исследовательских работ, презентаций своей деятельности перед учителями города
|
|
|
|
|
|
Сейчас мои ученики принимают активное участие в работе школьного научного общества МБОУ «Школа №21», во всероссийских и международных конкурсах проектов, а с 2013 по 2016 год – победители научно- практической конференции младших школьников, призёры всероссийских и международных конкурсов проектов.
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
МФС
Постникова Анжела Александровна