Опыт преподавания русского языка с учетом профессиональной направленности.

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
В настоящее время престиж среднего профессионального образования растет небывалыми темпами. В такой ситуации, естественно, повышаются требования к самой системе СПО. Ведь подготовка высококвалифицированных специалистов является важнейшей составляющей современного образования.
На сегодняшний день приоритетным направлением является проблема профессионально ориентированного обучения. И связано это с необходимостью внедрения профессиональной направленности в реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО. Профессионально ориентированный подход к обучению направлен на развитие профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях.
Дисциплина «Русский язык» в филиале колледжа имеет профессиональную направленность и преподается с учетом требований стандартов. Филиал готовит студентов по двум направлениям: 1) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства, 2) специалист среднего звена 38.02.04. Коммерция (по отраслям). Поэтому предметное содержание по каждой программе имеет свои особенности.
Учебная дисциплина предусматривает изучение шести разделов, направленных на формирование профессиональной речи обучающихся.
Так, при изучении раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи» ведется работа по анализу текстов различных стилей. В качестве заданий студентам предлагается следующее:
ОП Коммерция | ОП Мастер сельскохозяйственного производства |
привести примеры различных языковых ситуации, участниками которых должны быть продавец и покупатель. подобрать тексты различных стилей по теме «Торговля» подобрать тексты научного стиля в различных жанрах по одной из тем: менеджмент, маркетинг, экономика. написать резюме менеджера по продажам | привести 3 примера различных речевых ситуаций, участниками которых должны быть тракторист – бригадир тракторно-полеводческой бригады подобрать тексты различных стилей по теме «Сельскохозяйственные машины» подобрать тексты научного стиля в различных жанрах (параграф учебника, реферат, научная статья) по теме: «Система удобрения почвы» написать заявление о приеме на работу на должность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования привести примеры текстов, прославляющих труд тракториста |
В данном разделе важной становится работа над профессионально-ориентированными текстами. Студенты получают новую информацию и систематически пополняют терминологический словарный запас. Тексты можно взять из учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам.
Работа в теме «Лексика и фразеология» направлена на изучение словарного состава и устойчивых оборотов речи. Поэтому вполне логично предлагать студентам такие задания, как составление терминологического словаря в рамках профессионального поля, соотнесение термина и значения. Результатом работы в данном направлении является расширение словарного запаса студентов путем усвоения новой терминологии по специальности или профессии, формирование грамотной профессиональной речи будущего специалиста.
При изучении таких явлений в языке как синонимия, антонимия, омонимия и паронимия студентам предлагаются следующие задания:
ОП Коммерция | ОП Мастер сельскохозяйственного производства |
1). Подобрать из разных колонок слова с одинаковым значением, назвать это явление (синонимия) | |
Товар – деньги Финансы – стоимость Цена - продукция | Земля - баранка Руль - удобрение Подкормка - почва |
2). Подобрать из разных колонок слова с противоположным значением, назвать это явление (антонимия) | |
Спрос - экспорт Согласие - предложение Импорт - разногласие | Аграрный – небо Земля – выпуклость Промышленный - борозда |
3). Составить предложения с данными словами, назвать это явление (омонимия): | |
Акция (ценная бумага) – акция (действия), банк (учреждение) - банк (система хранения информации) | Пар (поле, не занимаемое посевами) – пар (газообразное состояние вещества) Проводник (тот, кто сопровождает кого-либо) – проводник (материал, проводящий электрический ток |
4) Составить словосочетания с данными словами, назвать это явление (паронимия): | |
Типовой – типичный экономичный – экономический оплатить - выплатить | Технический – техничный Органический – органичный Продуктивный - продуктовый |
Говоря о фразеологии, можно предложить подобрать примеры, используя ключевые слова будущей профессии (Деньги, что вода; денег куры не клюют; допустить прокол/ Взять на буксир, в одной упряжке, в поте лица).
Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» рассматривает произношение звуков, постановку ударения в словах, правописание. И наряду с основным языковым материалом обязательно надо включать работу со специальными терминами. Например, задание на определение орфоэпических норм (бухгалтеры, средства, договор, обеспечение, ходатайство, документ/ километр, краны, цепочка, свекла, нормировать, дояр) или проверку орфографии (взять примеры из словарей, составленных студентами).
В разделе «Морфемика, словообразование, орфография» для разбора состава слова и способов образования также можно использовать профессионализмы (например, коммерсант, оптовый, прогрессивный, экспортировать).
Изучая раздел «Морфология и орфография», студенты работают над грамматическими нормами в разных частях речи. Здесь предлагается поработать над грамматическими ошибками в образовании формы слова (контейнера на погрузке, пять килограмм, много народа, все шофера, две пары носков, несколько мандарин, много яблок, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды).
Раздел «Синтаксис и пунктуация» формирует синтаксические нормы. На этих уроках проводится работа со словосочетаниями и различными видами предложений. Студенты выполняют следующие задания:
1) составляют словосочетания, используя профессиональную лексику, ключевые слова профессионального поля, определяют вид подчинительной связи.
2) конструируют предложения (простые, осложненные, сложные), используя уже составленные словосочетания.
3) выполняют синтаксический и пунктуационный разбор своих предложений.
Таким образом, в процессе изучения всех разделов учебной программы наблюдается профессиональная направленность. Именно связь текста с будущей специальностью, профессией повышает мотивацию к изучению русского языка. Такое соединение русского языка с дисциплинами профессионального цикла убеждает студентов в том, что знание русского языка имеет прямое отношение к выбранной специальности, профессии.
Список использованных источников:
Агапова Г.Х. Профессионально ориентированное обучение стилистике русского языка в техническом колледже// Материалы международной научной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития», 2015 г. [Электронный ресурс] URL: www.cyberleninka.ru
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. Реализуемых на базе основного общего образования» от 30.04.2021 г. №Р-98.
Ядранский Д.Н. Профессионализация студентов в системе СПО. // Актуальные проблемы социального и профессионально-экономического вхождения молодёжи в региональную общественно-производственную среду: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 05 июня 2017 года / Ответственные за выпуск Л.П. Пачикова, Ф.Т. Хаматнуров. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. – С. 90-93. – EDN YSRCSL.