12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якименко Е. В.16

Якименко Е.В.

Духовный аспект преподавания русского языка

Священномученик протоирей Иоанн Восторгов писал: «Неизмеримо велико значение человеческого слова. В чудно-таинственном устройстве человека, этого «малого мира», его светлая мысль родит вдохновенное слово, в нем воплощается, увековечивается; и обратно: слово в свою очередь, возбуждает и вызывает мысль, развивает ее, совершенствует, вступает в непостижимую связь с чувством, действует на волю, - захватывает, таким образом, всю широкую область человеческой деятельности.

Не напрасно, поэтому слово представляется глубоко-важным не только в отношении эстетическом, литературном, научном и общественном: оно преисполнено и как бы насквозь проникнуто иным, высшим, значением – священным, религиозным. Словом Бога создан мир изначально, словом дано откровение, словом оглашали истину пророки, Словом благоволило именоваться Божество в воплощении, словом Богочеловек и его апостолы поведали миру небесную весть спасения».

Слово обнаруживает тайны ума и сердца, раскрывает образ мыслей человека, свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живет в человеческой душа.

Первейшая забота словесника - преподавать язык, добиваясь от учащихся не только знания фактов, его богатств, но и понимания его сказочной способности к универсальному выражению человеческого сознания, полноты чувств и стремлений, понимания многовекового опыта, сохраняемого языком и открытого каждому, кто настойчив в его изучении.

Богатство русского языка проявляется, прежде всего, в лексике. К сожалению, у большинства людей нашего общества речь не насыщена богатым словарным запасом, речь становится безграмотной при нарушении норм литературного языка. В настоящее время речевую культуру нельзя назвать высокой.

Цель учителя-словесника – расширить словарный запас учащихся и сделать речь более точной и выразительной, сохраняя единство всех сторон процесса преподавания русского языка, прежде всего единства орфографии и развития речи.

Для детей среднего звена наиболее принята единица языка – слово, которое является стержневым в форме речевого развития и развития мышления. Слово многогранно и объемно, а синтаксическая сумма слов составляет то, что называется языком. Не случайно, что в лингвистике до сих пор не существует общепринятого краткого, предельно точного и исчерпывающего определения слова. Незнание какой-либо одной из сторон слова – его звучания, стилистических свойств, истории, структуры, лексической сочетаемости и т.д. – уже есть незнание слова, порождающее ту или иную неточность в употреблении. Изучать язык всесторонне – значит, прежде всего, пытаться увидеть все грани слова в их логическом, естественно единстве.

Один из приемов обучения русскому языку - комплексный анализ слова. Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и прочее.

Сегодня задача образования – соединить высокий уровень знаний и дух православной культуры, без которого знания не могут служить нравственному возрастанию личности. Преподавание в учебных заведениях должно строиться на основе православного мировоззрения, тем более предметов гуманитарного цикла, призванных пробудить в детской душе стремление к добру, красоте, истине и справедливости.

Задача словесности – воспитание духовного отношения к слову. Мы сталкиваемся с тем, что в основе школьной программы лежит, как правило, прагматическая сторона языка.

Возродить отношение к Слову как выразителю национального духа и, прежде всего духа Божьего, - вот задача, стоящая перед учителем-словесником. «Вначале было Слово…» Погружаясь в тайны Слова, осознавая его силу и величие, человек становится личностью.

Духовный аспект преподавания русского языка – осмысление слова в контексте духовной культуры, знакомство с его этимологией, семантикой, осмысление скрытых смыслов слова. С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл, произнося приветствие. Раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами – «пожалуй, старче» - в старину приглашали в дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе к главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» - вот что наполняет нынешнее «спасибо» - не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божьей благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божью.

Профессор Троицкий, посвятивший ряд работ преподаванию русской словесности, говорит: «Ключ к разгадке загадочной русской души надо искать в языке». Уникальность русского языка в сопряжении церковно-славянской и великорусской стихии. Почувствовав эту стихию, помочь ощутить детям духовность русского языка – вот задача, которая стоит перед учителем русского языка и литературы. Один из путей решения этой задачи – внимание к художественному слову в контексте художественного произведения, единство в преподавании русского языка и литературы. Не всегда содержание учебных программ может дать материал для углубленного и вдумчивого общения со Словом. В своей работе я использую пособие «Введение в храм Слова» С.Ф. Ивановой, книгу М.В.Григорьевича «Вечные истины. Крылатые слова, пословицы, поговорки библейского происхождения».

Цель работы учителя-словесника - научить учащихся видеть внутреннее единство слова, выражающееся в комплексном анализе всех подразделений разделов языка как предмета изучения, а также развитие речевых умений и навыков. Посредством комплексного анализа слова развивать духовно-нравственный потенциал детей.

Работу по анализу слова целесообразно проводить с 1 четверти 5 класса, когда повторяется состав слова и части речи, изученные в начальной школе. Например, при повторении склонений имен существительных встречаются слово добро. Учащиеся рассказывали, что добро – имя существительное среднего рода, 2-го склонения, стоит в форме именительного падежа единственного числа. Это же слово предлагалось разобрать по составу. Затем составлялись словосочетания и предложения. Ребятам сообщается: « Как много можно рассказать о слове добро. В 5 классе у нас большой и интересный материал: будем изучать лексику, фонетику, словообразование. Когда мы изучаем эти темы, то о каждом слове сможем рассказать немного больше. Слово «добро» имеет много значений: 1) все положительное, хорошее; 2) хорошее доброе дело; 3) имущество, вещи, пожитки. Вы много предложений составили с этим, словом и в них это слово употреблялось в разном значении. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть в народе со словом «добро»: Кто добро творит, тому Бог отплатит. За добро Бог плательщик. Из уроков литературы вы знаете, что мудрость народная тесно переплетается с библейскими истинами: «делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» [Сир.12,2]

После изучения лексики, учащиеся определяют также лексическое значение слова, взятого из контекста, его однозначность/многозначность, возможность употребления в переносном значении, подбирают синонимы, антонимы, указывают его стилистические особенности.

Первоначально лексический разбор слова выполняется под руководством учителя. Работа начинается с игры «Кто больше?». Эти совместные задания показывают учащимся целесообразность работы, ее объем, последовательность, ее трудности и неожиданности.

После того, как учащимся было дано понятие об этимологии, изучен раздел «Фразеология», добавляются новые вопросы к комплексному анализу слова. Необходимо отметить, что наибольший интерес учащихся проявляют к данным вопросам. Они сами анализируют заинтересовавшие их слова, увлеченно работают с этимологическим и фразеологическим словарями русского языка. Выполняя самостоятельную работу – нахождение толкования и этимологии фразеологических оборотов, составление с ними предложений, ребята применяют свою фантазию, изображая эскизом прямое и переносное значение устойчивого словосочетания, отмечая историю их становления в русском языке. История русских фразеологических оборотов раскрывает многие интересные и характерные стороны русской национальной культуры и быта, подчас неожиданные, малоизвестные их черты, давая более полное представление о многовековой жизни русского народа, различных слоев общества, о развитии его духовной и материальной культуры. В русском языке используется множество фразеологических оборотов, взятых из Священного Писания. На уроке проводится работа поискового характера данных фразеологизмов.

Особую меткость и выразительность нашей речи придают во время и к месту употребляемые крылатые слова, имеющие своим источником высказывания отдельных лиц или персонажей литературных произведений. Нужно отметить, что источником значительной части распространенных крылатых выражений является Библия.

Наряду с фразеологическими оборотами и крылатыми словами, к метким образным суждениям принадлежат также пословицы и поговорки, представляющие собою один из самых древних видов народного творчества. В них с особой силой выражается отношение народа к таким достоинствам человеческого характера, как душевная отзывчивость, аккуратность, бескорыстие, честность, смелость, любовь к ближнему.

На уроках по данной теме обращается внимание учащихся на пословицы и поговорки, сходные по смыслу с изречениями Священного Писания. Трудно сказать, какие из них непосредственно заимствованы из Библии, какие же зародились в народных недрах самостоятельно. Ясно одно – тесное переплетение народной мудрости с библейскими истинами свидетельствуют о том, что христианство также неотделимо от русского народное, как неотделима от русского календаря христианское слово «воскресение». На этих уроках помощником мне послужила книга «Вечные истины. Крылатые слова, пословицы, поговорки библейского происхождения». Составитель – В.Г.Мельников.

Возвратимся к комплексному анализу слова. На данном этапе вопросник упражнении достаточно пополнен.

Последующие «наращение» по изучению последних выше указанных тем предлагается сделать самим учащимся под руководством учителя. В результате, в упражнении у нас появляется еще один пункт – употребление крылатых слов, пословиц и поговорок.

Затем, после изучения словообразования, добавляются новые вопросы, упражнение растет наподобие снежного кома.

В 6-7 классах учащиеся изучают «Морфологию». Части речи характеризуются с учетом четырех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, морфемного состава и синтаксических функций. Знание морфемного состава слов только помогает распределять слова по частям речи, но и способствует формированию орфографической грамотности.

На заключительном этапе изучения морфологии учащиеся уже могут дать комплексный анализ слова. Данную работу в классе можно назвать а «биографией» слова. Для анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении. При выборе слова нужно учитывать также, посильно ли для учащихся решение вопроса о употреблении его в переносном значении, достаточно ли широк круг родственных слов, насколько конкретно его значение и используется ли это слово в фразеологических оборотах, крылатых словах, пословицах и поговорках. В ходе тренировочной работы учащимся предлагается вопросник который одновременно может служить и планом ответа:

Указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме «прил.+сущ.» (гл.+сущ.)

Подобрать синонимы, антонимы, если они есть. Дать этимологическое толкование слова.

Определить, употребляется ли слово в переносном значении ( если да, то привести пример). Если есть фразеологические обороты, крылатые выражения, пословицы, поговорки с данным словом, указать их с толкованием.

Произвести фонетический разбор.

Указать часть речи, ее грамматические признаки.

Разобрать слово по составу и подобрать не менее однокоренных слов. Среди них выделить слово; в котором были бы корень, суффикс, окончание.

Указать, каким способом оно образовано, составить словообразовательную цепочку.

Указать стилистическое качество слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное).

В подобранных родственных словах указать орфограммы и объяснить их правописание.

Полезно избирать для разбора те слова и их производные, которые позже могут быть использованы в сочинениях и изложениях учащихся.

Оценка таких работ основывается на действующих «нормах»: положительную оценку нельзя поставить, если половина заданий осталась невыполненной или выполнена неверно. Однако такой подход всегда должен быть индивидуализирован. Лучшие работы после их анализа в классе собираются в альбоме. В качестве индивидуальной работы можно предложить составить рассказ о слове. После изучения знаменательной части речи в качестве обобщения и развития речи я провожу урок-семинар, где учащиеся перед классной аудиторией рассказывают о заранее подготовленном слове. После выступления он отвечает на наводящие вопросы своих сверстников по комплексному анализу слова.

В целом, комплексный анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически повторять материал программы, воспитывающим у детей полное, объёмное представление о языке как системе систем, познать культуру и ценности нашего народа, что помогает духовному становлению личности. Работая над словом в среднем звене, ведётся подготовка к комплексному анализу текста в старших классах.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.