12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Анна Евгеньевна38
Воспитатель. Мое профессиональное кредо: "Развитие свободной личности ребенка"
Россия, Башкирская респ., Уфа

Опыт работы по социализации дошкольников с помощью игр-драматизаций

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, поскольку в связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск оптимальных средств, форм, методов, приемов социализации детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, социализация, дети, игра драматизация.


Важные теоретико-методологические основы изучения социализации детей дошкольного возраста содержатся в работах Л.С. Выготского, Т.А. Репиной, О.А. Богдановой, А.В. Запорожца, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др.

Социализация, по мнению Н.Ф. Головановой, представляет сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Педагогическое значение социализации, по мнению исследователя, определяется поиском результативных способов присвоения дошкольниками социального опыта. 

О. Е. Куренкова отмечает, что «социализация представляет процесс становления личности через овладение ею социальным опытом при исполнении различных социальных ролей и формирование собственного социального опыта» 4, с.29.

В.А. Никитин рассматривая процесс социального воспитания и образования, отмечает, что результатом социального воспитания является «социальность способность человека взаимодействовать с социальным миром» [4, c. 30].

Рассматривая социальность как вид общения, автор отмечает, что она «не сводится к коммуникации и информации, не ограничивается трансляцией социального опыта и установлением контактов с другими людьми» [44, с.34]. Социальность носит четкий интенциональный характер, то есть с развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию, так как не укладывается в схему адаптации-интеграции, которая является пассивным поведением личности в обществе.

Рассмотрим, как проводилась работа по развитию социального опыта дошкольников в ходе театрализованной игры по отрывку из повести Е. Яниковской «Я хожу в детский сад».

Сама ситуация, описанная в рассказе, давала повод для обучения детей вхождению в новый коллектив. Детям мы предложили решить:

- Как следует поступить, если ты пришел в новую группу (в кружок, в другой детский садик)?

- Что необходимо сказать другим детям при знакомстве?

- Как вы будете себя вести, если в нашу группу сейчас придет новый мальчик?

- Что необходимо сделать, если новичок будет стоять в раздевалке и плакать?

- А вам интересно, как поступил мальчик Даня, когда впервые пришел в детский сад?

Далее мы прочитали рассказ и побеседовали с детьми:

- Расскажите, как мальчик Даня впервые пошел в детский сад?

- Кого он встретил по дороге? (почтальона, продавщицу, шофер, мальчик, кошка)

- Что спрашивали у Дани прохожие? («Куда это ты в такую рань?»)

- Что отвечал им Даня? («Я уже в сад хожу»)

- Кто встретил Даню в детском саду? (воспитательница)

- Обрадовалась ли воспитательница Дане? (да, сказала: «Как хорошо, что ты пришел»)

- Даня с радостью остался в детском саду? (нет, он хотел уйти с мамой)

- А что сказала воспитательница про девочку, которая спряталась за пальто? («Пойди, успокой»)

- Что говорила Эржи? (Я не люблю ваш детский сад, у меня дома больше игрушек)

- Что сделал Даня? (он протянул руку девочке и сказал «Меня зовут Даня»)

- Почему пальто упало? (Даня тянул за пальто и петелька оторвалась)

- Поругала ли их воспитательница? (нет, она позвала их играть с другими детьми).

- А что делали другие дети? (двое детей стояли по углам, а третья девочка сидела на ковре и терла глаза)

- Что сказала Эржи детям? («Вот Даня, он будет приходить в детский сад»)

- Что сказали другие дети? («А ты разве не будешь приходить?»)

- Что сказала Эржи? («Может буду, если будет интересно»)

- Что сказала девочка, которая сидела на полу? («А мне нельзя в детский сад не ходить. У нас все утром уходят на работу. А братика ведут в ясли»).

- А что сказали другие дети? («У нас мамы тоже работают»).

- А что ответил Даня, будет он ходить в детский сад? («Я буду ходить в детский сад, потому что я теперь детсадовский»).

- Понравился вам рассказ? А помните вы, как вы пришли первый раз в детский сад?

Дети отвечают, вспоминают свои истории.

- А давайте теперь поиграем в театр, поставим этот спектакль?

Для постановки театрализованной игры нам понадобилось распределить роли: воспитательница, Даня, данина мама, девочка Эржи, девочка на ковре. Другие дети выполняли роль детей или зрителей.

После согласия детей, воспитатель предлагает вытянуть записки, на которых написаны роли (воспитательница, Даня, данина мама, девочка Эржи, девочка на ковре, ребенок в садике).

Остальные дети будут зрителями. После того как роли распределены, начинается игра в театр.

Воспитатель пересказывает сказку, дети импровизируют на сцене, согласно своей роли, вступают в диалог.

Как показала постановка, детям оказалась очень близка тема детского сада. Многие из них высказывали желание играть снова и снова, меняясь ролями. Некоторые дети делились своим опытом посещения детского сада, рассказывали о своих страхах, проблемах, вспоминали о том, как они впервые пошли в детский садик.

Таким образом, в процессе игры дети учились входить в новый коллектив, знакомиться, общаться. Многие поняли, что нужно не только спросить имя, но и постараться запомнить его. Мы предложили следующие игровые приемы, которые помогут детям вступать в социальное взаимодействие с товарищами:

- Спроси, как зовут твоего нового друга. Запомни его имя.

- Скажи, как тебя зовут, если у тебя не спросили.

- Несколько раз назови своего нового друга по имени. Например, спроси: «Игорь, а сколько тебе лет? Игорь, а во что ты любишь играть?».

Эти небольшие сценки мы разыгрывали с дошкольниками. После этого многие дети отмечали, что научились знакомиться во дворе.

Список литературы

Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 187 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.