Выступление «Опыт работы по трудовому воспитанию на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Благовещенского района Амурской области
Опыт работы по трудовому воспитанию на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Стандарт – это равные стартовые возможности для всех детей. Требования стандарта на сегодняшний день определились к структуре программы, к предметно-пространственной среде, к результатам освоения программы. В основе стандарта - создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка, где педагог и ребёнок становятся партнёрами.
Детский сад села Сергеевки был присоединен к МАОУ Сергеевской СОШ в 2013 году. Если в 2013 году было 18 воспитанников, то на сегодняшний момент 40 детей. В детском саду функционируют 2 разновозрастные группы.
На уровне дошкольного образования в МАОУ Сергеевской СОШ обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
Педагоги - профессиональные, компетентные работники.
Важное направление работы с кадрами – организация повышения их квалификации. Все педагоги систематизируют материал по выбранной теме самообразования, творчески используя его в своей практике, разрабатывают конспекты занятий, изготавливают дидактические пособия. Форма отчетности разнообразна: выступления на педсоветах, собеседования, составление планов, самоанализ. Все это повышает эффективность образовательного процесса, качество реализации образовательной программы.
В коллективе существует определенный уровень единства взглядов на наиболее важные педагогические проблемы обучения и воспитания детей. Ежеквартально проводится анализ методической, образовательной работы в группах, выделяются текущие проблемы, намечаются пути их решения. На педагогических совещаниях поднимаются вопросы: по реализации ФГОС; по анализу программно – методического обеспечения, условий, системы мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения реализуемой программы.
Методическая работа оптимальна и эффективна. Имеются позитивные изменения профессиональных возможностей кадров и факторов, влияющих на качество воспитательно-образовательного процесса:
100 % педагогов используют в работе с детьми личностно-ориентированную модель взаимодействия;
75 % педагогов проявляют активный интерес к инновациям и участвуют в разнообразной инновационной деятельности;
100 % педагогов владеют персональным компьютером, и использует информационные технологии.
Активно применяются современные педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектно-исследовательские, ИКТ-технологии, технологии Портфолио дошкольника.
Педагогическая деятельность ведется в соответствии с планом- графиком мероприятий по реализации ФГОС ДО. Развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий способствовали семинары, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы.
С 2014 года на дошкольном уровне образования осуществляется инновационная деятельность педагогов. В рамках агрошколы, проводится апробация рабочей образовательной программы, составленной на основе интеграции с содержанием сельскохозяйственного направления, формирования ценностного отношения к труду. Этому способствует наличие учебно-опытного участка детского сада, Экологической тропы. В занятия вводятся рассказы о профессиях людей села, проигрывание этих профессий, сюжетно-ролевые игры «Кем быть», рисунки «Мама и папа на работе», показы образцов и продуктов трудовой деятельности, выставка поделок , беседы «Мои поручения дома», организация трудовой деятельности «Мой цветок на окне», «Моя грядка», «Моя первая клумба». В соответствии с этим проводится соответствующая работа с родителями. Это отчетные родительские собрания, совместные трудовые дела, конкурс фотографий «Мамины помощники».
С 2015 года в воспитательный процесс введена профориентационная программа «Агроша» на уровне дошкольного образования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Ранняя профориентация призвана дать ребенку начальные представления о профессиях сельскохозяйственного направления, сформировать положительное отношение к труду, предоставить возможность попробовать свои силы в доступных видах деятельности. С этой целью проводятся Праздник профессий, субботники, ролевые игры, экскурсии на предприятия. На родительских собраниях поднимается вопросы трудового воспитания детей, организована совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка.
В рамках агрошколы МАОУ Сергеевской СОШ активно применяются технологии проектно- исследовательской деятельности.
Организованная по этой технологии жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, научить его планировать свою деятельность, прогнозировать проблемные ситуации, добиваться успеха, испытывать чувство радости при создании собственного продукта. Используются конструктивные виды проектов. Такие проекты как «Птичий домик», «Сельский дворик», «Огород на окне»нацелены на создание конкретного полезного продукта. Проекты имеют исследовательский характер и опытническую направленность. Такие работы как « Волшебный горошек», «Зелененький огурчик», «Чипполино» прививают интерес к растениеводству. Ребята постоянно заботились о прорастании, поливали, наблюдали за ростом растений. В этом году вырастили на окне замечательный урожай. В 2016 году создана лаборатория, где выращиваются различные виды комнатных растений, рассада для учебно-опытного участка, заложены опыты по растениеводству.
Опытническая деятельность в детском саду позволяет сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Наличие учебно-опытного участка позволило выполнить следующие работы «Сортоизучение лука», «Виды клубники и земляники», «Ох уж эта кукуруза». Все работы были представлены на школьной опытнической конференции.
Дополнительное образование осуществляется в старшей группе по краеведческому направлению. На кружке «Родная сторона» происходит формирование культуры ребенка, его личности историко - культурного наследия родного края через формирование интереса к истории родного края, его культуре и природе, расширяется представление о людях, населяющих село, их профессиях. Развивается проектная и исследовательская деятельность, умение ориентироваться в предметах материальной культуры, истории, экологии. Воспитывается в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, село и осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. Становятся традиционными такие мероприятия как Праздник берёзки, Праздник урожая. Этому способствует наличие школьного краеведческого музея, Экологической тропы на территории детского сада.
В кружке «Говорушечки» не только отрабатываются навыки речевого развития детей, но и происходит приобщение к фольклору через знакомство с народными праздниками, поэтическим и музыкальным творчеством тружеников села. Ежегодно проходят праздники «Осенины», «Масленица».На кружке созданы условия для проявления детьми любви к родной земле, традициям своего народа. Активное участие в проведении мероприятий принимают сами родители. Они шьют костюмы, готовят реквизит, играют роли.
Большое внимание уделяется работе с семьей, она направлена на информирование о содержании работы учреждения, вовлечение родителей в жизнь детей, привлечение внимания к успехам и проблемам дошкольников. В соответствии с ФГОС родители индивидуально знакомятся с результатами мониторинга, в котором отслеживается развитие каждого ребенка. Данные мониторинга отражают динамику показателей становления личности ребенка в дошкольном образовании и оказывают помощь не только родителю, воспитателю, но и учителю для построения более эффективного взаимодействия в школе. Результаты подготовки детей к школе в последние годы определены положительно. Дети, посещающие учреждение, успешно освоили программу и показали хорошие результаты мониторинга.
Реализации ФГОС дошкольного образования проходит планомерно и системно. Ведётся работа по обновлению и дополнению предметно-развивающей среды в соответствии с основной образовательной программами, с учетом возрастных особенностей воспитанников и с соблюдением СанПиНа. Педагоги повышают своё педагогическое мастерство через курсовую подготовку и профессиональной переподготовку, изучают и применяют современные инновационные психолого-педагогические системы воспитания и обучения. Ведётся поиск новых, современных приёмов и методов взаимодействия педагога с родителями, направленные на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.