Статья «Подходы, развивающие личность ребёнка, его компетенций, познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся с ОВЗ»
«Подходы, развивающие личность ребенка, его компетенций, познавательной мотивации и учебной самостоятельности
обучающихся с ОВЗ»
Новикова Л.М.
Сегодня одна из главных проблем в школе – снижение интереса к изучаемым предметам, учебной мотивации детей. Поэтому перед педагогами стоит задача повышения эффективности педагогического процесса и развитию у детей положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Деятельность педагога представлена направленным и планируемым процессом, в котором взаимосвязь содержания, целей, задач, методов, средств, форм, условий взаимодействия и планируемых результатов. Содержание такой концепции - способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
При организации учебного процесса учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям.
В работе педагогов детей с ОВЗ главной целью обучения и воспитания является формирование основных компетенций, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности через осознание своих потребностей и способностей. Наиболее успешно у воспитанников формируются такие компетенции как социальная, информационная, здоровьесберегающая, коммуникативная, когнитивная и деятельностная.
Одна из важнейших задач для педагога - это сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Формированию здоровьесберегающей компетенции способствует использование оздоровительных мероприятий: зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, витаминизации, фитонцидотерапии, самомассажа. В течение дня с учащимися уместно проводить игры разной двигательной активности, применять артикуляционную, пальчиковую гимнастику. Все это способствует высоким показателям посещаемости и низкой заболеваемости детей.
Формированию деятельностной компетенции способствуют такие средства обучения, как моделирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности, исследований.
Наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребёнка и совершенствования его способностей формируется в познавательной деятельности, обеспечивающей когнитивной компетенцией. Для развития познавательной активности полезно систематически используется наглядность: предметные и сюжетные картинки, модели, плакаты, муляжи, игрушки. Широко применяются ИКТ - технологии.
Для того чтобы выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цели и задачи обучения, в работе используются разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, театрализовация.
Становлению учебной мотивации содействует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность обучающихся с нарушениями интеллекта. Она способствует возникновению эмоционального настроя, вызывает определенную позицию к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, создает благоприятные условия для повторения изученного материала. Для детей с ограниченными возможностями здоровья игровые занятия помогают индивидуализировать процесс обучения. Это повышает интерес обучающихся к изучаемому материалу, при этом позволяя им лучшим образом адаптироваться к реальной практической деятельности. Использование игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетенции воспитанников.
Активно могут применяться в работе с детьми совместная деятельность, социоигровые приёмы: работа в парах и подгруппах, способствующая формированию социальной компетенции у воспитанников. Через игру воспитываются у детей общительность, чуткость, доброта, взаимовыручка.
Огромное значение для развития познавательной мотивации и учебной самостоятельности детей имеет создание и обогащение предметно-пространственной среды. В создании развивающей среды учитывается и такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. В работе важно придерживаться следующих принципов психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями в развитии:
• соблюдение интересов ребёнка (определение позиций специалиста как соучастника, призванного решать проблему ребёнка с максимальной пользой в его интересах);
• вариативность (создание вариативных условий для получения образования детьми как имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии, так и с нормой развития).
• преемственность (обеспечивает создание единого пространства для детей с нормой развития и детей с ОВЗ),
• системность (многоуровневый подход специалистов различного профиля во взаимодействии, обеспечивающих согласованность их действий в решении проблем ребёнка);
С целью повышения качества учебно-воспитательного процесса совершенствовать методы и формы организации учебного процесса, стимулировать у воспитанников способность применять самостоятельно имеющиеся знания и опыт для решения вопросов, развивать творческие способности старших дошкольников через проектную, исследовательскую и творческую деятельность; вести работу по формированию у воспитанников первичных ценностных представлений, умений соблюдать правила безопасности и поведения в общественных местах посредством организации игр с проблемными ситуациями, экскурсий, привлечения родителей, специалистов.
Очень важно расширить просветительскую работу с родителями по развитию личностных и образовательных достижений детей, используя разнообразные формы работы: мастер-классы, открытые мероприятия по разным видам деятельности, консультации педагогов и др.
Применение разнообразных методов, приемов и форм организации образовательного процесса, грамотно оформленная предметно-пространственная развивающая среда, создание технических условий для беспрепятственного включения учащихся в учреждения образования и специфичности образования с учетом психофизических возможностей детей с особыми образовательными потребностями позволяет освоить с детьми действительно важные направления деятельности, создает условия для формирования познавательной мотивации детей с особыми возможностями здоровья, что способствует развитию личности ребенка, его компетенций.
Список литературы:
1.Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации // МГПУ – М, 2012
2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2006, с. 89
3.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипициной. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
4.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от19.12.2014) No1598
Горбункова Ольга Ивановна
Новикова Любовь Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Новикова Любовь Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна