Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска»
имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»
Организация адресной работы с обучающимися,
находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями
через использование социально – педагогических технологий
в практике классного руководителя начального общего образования
Классный руководитель НОО: |
Куликовская Татьяна Геннадьевна |
Орск, 2021 г.
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь встречается нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынужденно адаптируется к подобным условиям, и в результате вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Среди подрастающего поколения усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще проявляется жестокость и агрессивность. Растет число преступлений и правонарушений в детской и подростковой среде. Поэтому необходимо принципиально ответственно отнестись к организации профилактической работы с социально дезадаптированными детям и подростками.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого ребёнка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.
Трудная жизненная ситуация для ребёнка | Это длительное и неблагоприятное состояние для развития его личности, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением. | |
Технология социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Специально организованный, целенаправленный, поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов. | |
Единство медицинского, психологического и социально-педагогического направлений | Обеспечение наиболее оптимальных условий для развития, воспитания, а также проведения профилактики. Работа направлена на повышение качества жизни и социальную адаптацию детей. |
Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон №122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.) дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения, участвующие в исполнении закона РФ № 120«Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних». Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, т. к. источниками риска могут быть:
- искусственная среда обитания (экологические аспекты);
- внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
- естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
- профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);
- непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
- социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).
Цель деятельности классного руководителя состоит в снижении количества детей в классном коллективе, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом обучающихся, родителей, общественными структурами — с другой;
- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и экстренная помощь;
- усилить работу по правовой грамотности;
- пропаганда здорового образа жизни.
Направления деятельности:
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов | Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона. Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях обучающихся. Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, семьи и др. | |
Социально-педагогическая защита прав ребёнка | Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве. Защита прав и интересов обучающихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.). Защита и индивидуальная работа с обучающимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д. | |
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности обучающихся | Раннее выявление неблагополучных семей. Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д. Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс. | |
Социально-педагогическое консультирование | Организация и проведение индивидуальных консультаций для обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. | |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.). Способствование пропаганде здорового образа жизни. Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся. | |
Организационно- методическая деятельность | Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности. Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам. Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований. |
Основные принципы, которыми руководствуется классныйруководительНОО в своей деятельности, заключаются:
- в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации обучающихся.
- в использовании принципа личностно-ориентированного подхода, основывающегосяна гуманном отношении к личности, на уважении прав и свобод как обучающегося, так и педагога, на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности, на поощрении её творческой самореализации.
- в использовании принципа конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости, сохранение профессиональной тайны в отношениях между классным руководителем иобучающимися, родителями, учителями.
Ожидаемые результаты:
- уменьшение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте;
- снижение количества пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, обучающимися;
- увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (кружки, секции, факультативы и т. д.);
- своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.
Мониторинг:
- отчёты по классу;
- анкетирование;
- опрос;
- наблюдение.
Социальная поддержка, в зависимости от характера проблемы несовершеннолетнего и субъекта ее оказания, может иметь различные формы:
- эмоциональная;
- руководящая, основанная на обратной связи;
- социализирующая;
- практическая;
- материальная.
Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
-посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
- знакомство с семьями;
- метод совместного планирования работы с семьей;
- экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультации специалистов;
Методы и способы отслеживания результата:
- анкетирование членов семьи;
- опрос соседей, специалистов школы, администрации;
- анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);
- диагностика детско – родительских отношений;
- беседы.
Совместный план работы классного руководителя с семьей:
- консультация социального педагога, психолога, классного руководителя и других специалистов;
- посещение комитета по делам несовершеннолетних и защите их прав родителями по представлению.
Консультативная работа:
индивидуальные беседы, консультации детей;
индивидуальные консультации родителей и членов семьи;
групповые консультации родителей и членов семьи;
групповые консультации родителей и детей;
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей–жертв насилия
Насилие — серьезная социальная проблема современного общества. Насилие в семье нарушает такие права человека, как: право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психологического здоровья; право на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению и другие.
Насилие в семье — реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Жестокое обращение — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, его право распоряжаться своими физическими, психическими и иными способностями.
Объектами и субъектами домашнего насилия могут быть любые члены семьи.
Формы домашнего насилия | ||
Психоэмоциональноенасилие | Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. | |
Физическое насилие | Преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Это: побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ так же можно рассматривать как физическое насилие. | |
Сексуальное насилие | Вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. | |
Пренебрежение | Отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, неопытность) и без таковых причин. | |
Экономическое | Данный вид насилия рассматривается в отношении взрослых членов семьи, т. к. ребенок, в силу своего возраста, не обладает полной дееспособностью. Виды экономического насилия: единоличное принятие большинства финансовых решений и единоличная трата семейных денег или полный контроль над расходами, отказ в содержании детей, утаивание доходов, запреты поступления на работу или принуждение оставить работу. |
Общие признаки насилия над детьми:
- недоверие к взрослым, боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
- пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему;
- расстройство сна, нарушение аппетита;
- неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;
- постоянно испытываемые чувства стыда, страха, смущения, вины;
- необъяснимые приступы гнева, агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
- низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе;
- чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;
- проблемы с памятью, плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
- лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;
- раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
- неспособность испытывать удовольствие от чего-либо, одиночество, отчужденность и др.
Наряду с общими признаками, каждый вид насилия имеет специфические признаки.
Причины насилия:
- социокультурная обусловленность (как стереотип семейных отношений);
- этнические особенности и традиции (оправдание или осуждение насилия зависят от социальной ориентации общества);
- деградация личности (потеря ценностных ориентиров);
- акцентуация характера (склонность к насилию, чаще всего пример родительских отношений повлиял на становление личности);
- влияние социума и систем воспитания;
- состояние аффекта (потеря контроля над своими поступками).
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, несогласованность позиции образовательного учреждения и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из важнейших принципов социально-педагогической реабилитации является опора на положительные качества подростка. Для преподавателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении ребенка, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные обучающиеся, имея хроническую неуспеваемость по предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в формировании профессиональных навыков в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей развития деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.Виды помощи: медицинская, психологическая, педагогическая, материальная (экономическая), правовая.
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Цель:
- адаптация обучающихся асоциального поведения в социуме;
- формирование личностных нравственных качеств обучающихся;
- организация досуга «трудных» обучающихся;
- сохранение семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Задачи:
- осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в ученической среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
- осуществление комплексной коррекционной работы с обучающимися, с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Мероприятия по работе с обучающимися асоциального поведения
Выявлениеобучающихся асоциального поведения (Приложение1).
Изучение причин социально - педагогической запущенности обучающегося.
Ведение картотеки наобучающихся асоциального поведения.
Встречи обучающихся асоциального поведения с работниками ИДН.
Правовое просвещение обучающихся асоциального поведения.
Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
Совет по профилактике правонарушений при директоре.
Педагогические совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".
Психологические консультации для детей и родителей.
Организация психолого-педагогических консилиумов.
Изучение положения обучающихся в коллективе (социометрия).
Индивидуальная работа с обучающимися асоциального поведения.
Организация индивидуального наставничества.
Вовлечение обучающихся в воспитательные центры, кружки, секции.
Эффективные способы разрешения трудностей, связанных с асоциальным поведением обучающихся
Поддержка ребёнка посредством | ||
отдельных слов | «красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», и т.д. | |
высказываний | «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «ЭТО действительно прогресс», «Я рада твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рада, что ты в этом участвовал(а)», «Я рада, что ты попробовал(а) это сделать, пусть даже не все получилось так, как ты ожидал(а)» | |
прикосновений | дотронуться до руки, обнять ребенка | |
совместных действий, физического участия | во время труда и отдыха | |
выражения лица | улыбка, подмигивание, кивок, смех |
Приложение 1
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.Поэтому первый этап диагностики трудного — это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
АНКЕТА № 1
Интересно ли тебе на уроках?
Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
Сам ли стираешь себе рубашки?
Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
Помогаешь ли дома по хозяйству?
. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
Куришь ли ты?
Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
Случалось ли быть участником драки в школе?
Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
Пытался ли избегать общественных поручений?
Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
Выполняешь ли ты домашние задания?
Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
Вежлив ли со взрослыми вне школы?
Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
Считаешься ли с мнением родителей?
Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
Выбирали ли тебя в актив класса?
Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II - дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III - особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Список литературы и источников
Афанасьева, Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. [Текст] / Н.В. Афанасьева, О.Н. Коптяева, Н.В. Малухина под ред. Н.В. Афанасьевой – Вологда: ВПК, 2011. – 80 с.
Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособие / А. А. Беженцев. – М.: МПСИ: ФЛИНТА, 2012. – 296 c.
Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет: монография; 2-е издание, дополненное и исправленное / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Институт социологии РАН. – 2010. – 592 с.
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2012. – 351 с.
Касимов Р.А., Разварина И.Н. Апробация модели формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства на муниципальном уровне//
Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос, 2010.– 288 с.
Коррекция агрессивного поведения у детей: опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков «Надежда»: методическое пособие /МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики», ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; ред.-оформ. З.В. Мельчикова; отв. за выпуск Л.Г. Сакиева. – Томск, 2012. – 36 с.; 21. – (В помощь реабилитологу). Наилова, М.Л. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] / М.Л. Наилова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с. .
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 94 июня 1999 г. № 120-ФЗ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/ 1/#ixzz 3hkkR1M24
Разработка коррекционно-развивающих программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/49/28755/
Шереги, Ф.Э. Образование как социальный институт / Ф.Э. Шереги // Социология образования. – 2014. – № 12. – С. 4 – 27.