Используем разнообразные методы и приёмы в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями
Используем разнообразные методы и приёмы в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями.
Учитель: Жукова Александра Анатольевна.
Содержание:
- Понятие «дети группы риска». Признаки и причины отставания и неуспеваемости.
- Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.
- Профилактика неуспеваемости.
- Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
- Эффективные способы разрешения трудностей связанных с поведением детей.
Работа над данной темой обусловлена необходимостью подборки теоретического материала для обеспечения практической деятельности в условиях работы с детьми группы риска и с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска».
Понятие «дети группы риска».
В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Я разделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Исследования показали, что у детей «группы риска» отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Признаки и причины отставания и неуспеваемости.
Признаки отставания:
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате е решения.
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный им результат и ход работы.
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста построенного на изученной системе понятий.
Это не те признаки, по которым делается вывод об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия стоит обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику.
Недостатки биологического развития:
- дефекты органов чувств;
- соматическая ослабленность;
- особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
- психопатологические отклонения.
2) Недостатки психического развития личности:
- слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- слабое развитие воли;
- отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
3) Недостатки воспитанности личности:
- недостатки в развитии моральных качеств личности;
- недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.
- недостатки в трудовой воспитанности.
Внешние по отношению к школьнику.
Недостатки образования личности:
- пробелы в знаниях и специальных умениях;
- пробелы в навыках учебного труда.
2) Недостатки опята влияния школы:
- недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
- недостатки воспитательных влияний школы.
3) Недостатки влияний внешкольной среды:
- недостатки влияний семьи;
- недостатки влияний сверстников;
- недостатки влияний культурно-производственного окружения.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.
Можно выделить 3 группы методов стимулирования учащихся.
1ая группа – содержательные;
2ая группа – организационные;
3я группа – социально-психологические.
Первая группа предполагает стимулирование учащихся по средствам содержания. Т.е.
Предполагается:
Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнисения:
- эмоционально образный;
- аналитический;
- деловой;
- необычный.
2) Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
- важность отдельных частей;
- трудность, сложность (простота, доступность);
- новизна, познавательность материала;
- историзм, современные достижения науки;
- интересные факты, противоречия, парадоксы.
3) Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4) Показ значимости знаний, умений.
5) Межпредметные связи.
Вторая группа предполагает стимулирование учащихся посредством организации деятельности. Что предполагает:
Целевую установку на работу.
Предъявление требований к учащимся по содержанию и по форме.
Творческий, репродуктивный характер деятельности.
Создание ситуаций интеллектуального, игрового, эмоционального характера.
Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
Контроль за деятельностью учащихся, взаимный и самоконтроль, оценка.
Четкое использование ИКТ и ТСО, наглядностей, дидактических материалов, красочных пособий.
Третья группа предполагает стимулирование учащихся посредствам воспитательных воздействий в плане общения, отношения и внимания. Что предполагает:
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Профилактика неуспеваемости.
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику.
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности, по анализу и устранению типичных ошибок).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и т. д.).
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности).
Различные формы взаимопомощи.
Дополнительные занятия с учащимся.
Эффективные способы разрешения трудностей связанных с поведением детей.
Установление четких правил
Установите простые, четкие правила для детей, которые необходимо выполнять во время занятий.
Правила должны быть:
понятными для всех
реально выполняемыми
простыми - «эти вещи мы делаем, а эти – нет».
Правил не должно быть много, достаточно 5-6.
Ребенок нуждается в вашей поддержке и понимании.
Вы можете поддержать его посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», и т.д.);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «ЭТО действительно прогресс», «Я рада твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рада, что ты в этом участвовал(а)», «Я рада, что ты попробовал(а) это сделать, пусть даже не все получилось так, как ты ожидал(а)»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка и т.д);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Неблагополучие семей группы риска часто состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
Организация работы с семьями, где есть дети, находящиеся в социально опасном положении, и дети группы риска включает следующее:
Организация психолого-педагогического консультирования членов семей, имеющих детей и подростков группы риска;
Организация консультативной помощи по социально-правовым вопросам для членов семей, чьи дети находятся в социально-опасном положении;
Проведение для родителей лекций по пропаганде ЗОЖ, профилактике наркомании, алкоголизма и преступности несовершеннолетних, разъяснению прав и обязанностей родителей в делах воспитания и обучения;
Организация встреч родителей с психологом, врачами, юристами и другими специалистами;
Привлечение семей к участию в мероприятиях культурно-оздоровительного характера (спортивные игры, туристические походы).