Статья «Социально-психолого-педагогические условия организации взаимодействия семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и школы»
Социально-психолого-педагогические условия организации взаимодействия семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и школы
В последнее время проблема общения с т.н. (так называемые на бытовом языке) «трудными» детьми, зачастую из неблагополучных семей, стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность т.н. «трудных» детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу, ничем не интересуясь и ничего не читая. Если раньше в рудную жизненную ситуацию, а иногда и в критическую, попадали по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок».
Стоит ребенку однажды попасть в список «трудных» детей, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
При этом основным социальным институтом, позволяющим эффективно влиять на личность «трудного» подростка и ее отдельные характеристики, продолжает оставаться семья.
И именно семья является основным объектом заботы, деятельности городского социума. Особое внимание городской социум должен уделять формированию воспитывающих отношений, в первую очередь, в семьях оказавшихся в трудной, кризисной жизненной ситуации, Это обусловлено, прежде всего те, что семьи, оказавшиеся в трудной, кризисной жизненной ситуации, являются источником формирования асоциальной и антисоциальной направленности мировоззрения и поведения детей, увеличение количественных показателей детской и подростковой беспризорности и преступности, изменение качественных показателей преступности и правонарушений в сторону возрастания агрессивности и степени тяжести. Значительное «омоложение» криминального мира за счет вовлечения в него детей и подростков, ослабление роли семьи в деле воспитания и формирования подрастающего поколения и др.
Помимо особенностей объекта на процесс и результат формирования воспитывающих отношений большое влияние оказывают характеристики самого социума. Окружающая среда определяет характер, ход протекания процесса взаимодействия образовательного учреждения основного и дополнительного образования, культурно-досуговых учреждений и семей «трудных» подростков, с учетом специфики как социума так и семей. По ряду своих характеристик городской социум выступает именно той средой, включение в которую важно как для семей и детей в трудной жизненной ситуации, так и для самого городского социума.
Одним из наиболее эффективных средств реализации указанного взаимодействия является индивидуальный подход, призванный оптимизировать роль, степень и характер воздействия социальных институтов на личность «трудного» ребенка и его семьи.
В центре интересов городского социума на всех уровнях находится т.н. «трудный» ребенок [подросток], а семья рассматривается как ближайшая система социальных отношений, членом которой он является.
Организация комплексной работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной, кризисной жизненной ситуации должна быть направлена на индивидуализацию подхода в детям и их родителям для установления адекватной социальной ситуации развития ребенка и его отношения с членами семьи, отношений между членами семьи, между семьей и городским социумом, способствующих формированию полноценной социальной позиции подростка.
Организация комплексной работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной, кризисной жизненной ситуации должна быть направлена также и на преодоление негативного отношение в т.н. «трудным» детям, к родителям таких детей в момент их нахождения в трудной жизненной ситуации, на включение т.н. «трудных» детей и их родителей в социум за счет их вовлечения в школьные, общегородские, культурно – досуговые мероприятия, формирование у них «веры в себя».
Включение в систему социальных отношений городского социума т.н. «трудного» ребенка и его семьи имеет своей целью их самореализацию в качестве автономного субъекта социальной жизни.
Позитивные результаты подобного влияния могут быть достигнуты при взаимодействии социума, в котором проживает семья, располагающихся на двух уровнях:
1) уровень поселения (города) в целом и
2) уровень ближайшей микросреды (городской микросоциум) –
В России последние годы неуклонно растет число семей, оказавшихся в трудной жизненной как социально-экономической, так и психологической ситуации. Принимая во внимание то, что семья вносит огромный вклад в процесс социальной адаптации ребенка, перед государством встает задача оказания социально-психологической помощи не только т.н. «трудному» ребенку, но и семье в целом. В то же время, несмотря на поддержку государства, родителям требуется немало личных усилий для того, чтобы принять известие о проблемах в поведении ребенка, справиться с негативными чувствами и к собственному ребенку и к социуму, и адаптироваться к жизни в обществе с т.н. «трудным» ребенком. В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Чтобы найти способ взаимодействия с трудными детьми и с их семьями нужно, прежде всего, надо понять, что т.н. «трудные» дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно.
Т.н. «трудные» дети – особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, учителей, участии всех окружающих. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих [1]. Это, по определению Л. С. Выготского, – «трудные дети в массовой школе» [2].
Им очень трудно жить среди нас, т.к. их душа «обкрадена» любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется [3].
Длительно сохраняющееся у родителей психо-эмоциональное напряжение. формирует особую модель семейных взаимоотношений, выраженных проявлениями тревоги, формированием у детей чувства совей ненужности в семье, а, значит и в школе и в обществе, что оказывает негативное влияние на его дальнейшее развитие и социализацию.
Если у родителей есть социально-психологические проблемы – отсутствие работы, алкоголизм, неприятие социумом из-за противоправного поведения, то у таких родителей воспитание ребенка ассоциируется с тяжелой работой, а выполнения детско-родительских функций требует от них больших усилий, по сравнению с наличием обязанностей в обычной семье. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. Распределение функций между членами семьи бывает неравномерным, часто на одного члена возлагаются чрезмерные и непосильные обязанности, что нередко приводит к психо-эмоциональным перегрузкам как у родителей так и детей.
Для ребенка семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое, множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но тем не менее для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагополучной, однако в большинстве случаев, которые мы обсуждаем, понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная [4].
Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является образовательное учреждение, в плохой успеваемости учащегося виноват педагог, и, как результат, отрицательное отношение с педагогом. Одновременно - неприятие школьных потребностей ребенка, обвинение самого ребенка в его проблемах в учебе. Также в аморальности поведения подростка винят улицу, «дружков» и, в этом случае, семья также самоустраняется от процесса воспитания, отсутствует включенность родителей досуговую деятельность ребенка. Результатом является формирование у ребенка стойкого чувства «ненужности» ни семье, ни социуму.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.
Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений разновозрастного состава объединений. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Формируется чувство незащищенности и одиночества.
В связи с этим, актуальной является проблема раннего выявления неблагополучия в семье, диагностика причин этого неблагополучия, помощь семье в реабилитации и включению родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в городской социум. «Включенность в социум» родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проявляется, через активизацию детско-родительских отношений, мотивации совместного с детьми участия в общественной и культурной жизни города, включая уровень общеобразовательного учреждения силу и мотивацию при реализации своих целей; стремление к лидерству, здоровому образу мыслей и поведению
Литература:
1. Мысли, идеи, принципы А.С. Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года) /Ред.-составитель В.В. Лушников. – Абакан: редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. – 140 с.
2. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. Собр. соч. Т 5. – М, 1983.
3. Куликова Т.И. , Содержание психолого-педагогической поддержки младших школьников с проблемами в общении[Текст]/Т.И.Куликова//Новая наука: от идеи к результату, РИЦ АМИ, Стерлитамак, 2015.№ 2. с. 39
4. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства / Психологический журнал, 2015, том 36, №2, с. 32