Статья «Проблемы учебной мотивации и пути их решения через организацию внеурочной деятельности по биологии»
ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
Саади
С проблемой недостаточной мотивации учащихся к предмету или к образовательной деятельности в целом сталкивается большинство преподавателей и родителей. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости по предмету, обучение становиться для ребенка в тягость, он испытывает нервное напряжение и дискомфорт на уроках, появляются конфликты с учителями и сверстниками.
Развитие событий по такому сценарию побуждает неравнодушных учителей искать пути решения этой проблемы. И я, как и большинство учителей, тоже занимаюсь поиском решения данной задачи. В этой статье мне бы хотелось изложить свое видение этой проблемы и пути ее решения.
Мотивация – это побуждение, которое вызывает активность личности в определенном направлении.
Учебная мотивация, которая в большей степени занимает умы педагогов, является частным видом мотивации, которая включена в учебную деятельность.
Мотивация имеет под собой анатомо–физиологическую, а также психосоциальную основы. Каждый ребенок рождается с определенным уровнем здоровья, особенностями нервной системы и психики. Нахождение в благоприятной социальной среде, здоровый образ жизни, благополучие в семье способствуют гармоничному развитию личности и росту способностей ребенка.
Нарушение этих условий становиться причиной проблем во всех сферах деятельности ребенка.
Из всего выше сказанного можно выделить следующие факторы, влияющие на снижение учебной мотивации.
Причины снижения учебной мотивации
Проблемы здоровья
Психосоциальные
Возрастные
Методико-педагогические.
Проблемы здоровья. Ослабленное здоровье ребенка очень часто становиться причиной снижения его учебной мотивации. Из-за особенностей работы организма ребенок не может достаточное время концентрировать свое внимание, запоминать и анализировать информацию. Такие ученики быстро утомляются, теряют логическую нить занятия и, как следствие, теряют к нему интерес. Из урока в урок положение усугубляется, т.к. появляются большие пробелы в знаниях.
Психосоциальные проблемы. Социальное неблагополучие в семье или проблемы в сфере взаимоотношении с ровесниками не могут не отражаться на учебной мотивации ребенка. Дети, которые испытывают стресс в семье, не получают достаточного внимания и заботы со стороны родных и близких людей, находятся в постоянном конфликте с собой и окружающими людьми. По этой причине они испытывают психологическое напряжение, которое может проявляться на уроках в виде агрессии или безразличия к предмету и всему происходящему в школе. Все силы и время ребенка уходят на борьбу с неблагоприятными социальными факторами среды, в которой он оказался и на что-то другое его уже просто не хватает. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне такого поведения, возникают конфликты с учителями и сверстниками.
Возрастные проблемы снижения мотивации, как правило, совпадают с достижением ребенком переходного возраста. В это время у учащихся их врожденная познавательная и игровая деятельность получает новую направленность. Подросток ищет себя, переосмысливает многие факты, пробует новые для себя грани и возможности, утверждается в обществе сверстников, часто вступает в конфликты с родителями, учителями и противоречия с самим собой. В силу психофизиологических особенностей ребенка этого возраста эмоционально-волевая сфера его недостаточно развита, и в совокупности с вышеизложенным учебная мотивация в этот период может снизиться до критического уровня.
Методико-педагогические проблемы. Отсутствие в раннем детстве ребенка адекватного воспитания становится причиной недостаточно хорошо сформированных навыков самоконтроля, самоорганизации, поведенческих реакций, потребности к познавательной деятельности.
Недостаточная методическая грамотность учителя порождает: скучное течение урока, несоответствие материала и его объема возрастным особенностям ребенка, отсутствие индивидуального подхода, перегрузку или наоборот минимальное использование наглядности, отсутствие перспективы практического применения знаний. Очень часто к этому еще присоединяется личная неприязнь ученика к учителю. Причиной этого могут быть неуважительное отношение к ученику, диктаторская манера поведения на уроках, вызывающая одежда и макияж, игнорирование ребенка как личности и др.
Пути решения проблемы снижения учебной мотивации
Для решения проблемы снижения учебной мотивации учащихся необходим комплексный подход по следующим направлениям: ученик, группа учеников, родители, педагоги.
Учителю предметнику необходимо не только быть методически грамотным, владеть современными методами преподавания, но и хорошо знать своих учеников, не быть равнодушным и безучастным к их проблемам не только в рамках урока, но и за его пределами. Такое отношение учителя к своей педагогической деятельности позволяет вовремя заметить и устранить проблемы снижения мотивации и успеваемости учеников.
Если выяснилось, что причиной снижения успеваемости и мотивации ребенка к предмету является ослабленное или нарушенное здоровье ученика, то иногда достаточно провести разъяснительную беседу с родителями, поставить их в известность, убедить принять меры. Например, большинство родителей и не подозревают, пока их не оповестишь, что ребенок плохо видит без очков текст на классной доске или, что у него сильно устает спина, потому что нарушена осанка. Бывает, что родители не придают должного значения нарушениям в режиме сна, труда и отдыха ребенка, не подозревая, что на уроках это выражается в его сонливости и безучастности. В особо серьезных случаях дети с ослабленным здоровьем переходят на домашнее обучение (обучение на дому), что позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс и, как следствие, мотивация и успеваемость ребенка к предмету возрастают.
Также педагогам необходимо активно применять здоровьесберегающие технологии в своей практике, так как здоровье – одна из самых приоритетных ценностей для человека и общества в целом.
К решению психосоциальных проблем помимо родителей необходимо привлекать школьного психолога и социального педагога, сотрудничество с которыми в большинстве случаев помогают устранить или же снизить статус проблемы. Также самому учителю предметнику необходимо на уроках заботиться о положительном психо
эмоциональном фоне, быть уважительным по отношению к другим участникам образовательного процесса, являться образцом для подражания, вызывать уважение своим поведением, обликом. Ведь статус «учитель» предъявляет высокие требования к его обладателю, которые заключаются в профессионализме и высоком моральном, нравственном поведении.
Для решения возрастных и методико-педагогических проблем учителю необходимо повышать свою квалификацию, мастерство преподавания, владеть традиционными и инновационными методами преподавания, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Особое внимание следует уделять практическому применению тех знаний, которые получают ученики, тогда у них никогда не возникнет вопрос «Зачем мне это надо?».
Более подробно мне хотелось бы остановиться на роли внеурочной деятельности по биологии в решении проблем мотивации учащихся, так как именно она в сочетании с вышеизложенными рекомендациями позволяет мне максимально эффективно с ними справляться.
Правильно организованная внеурочная деятельность по биологии способствует их духовно-нравственному развитию, обладает оздоровительным эффектом, помогает успешно адаптироваться в обществе, реализовать творческий потенциал, развивает интеллектуальные способности, формирует естественнонаучное мировоззрение, позволяет установить более тесный психоэмоциональный контакт с детьми, что в целом способствует повышению мотивации и успеваемости по предмету.
Внеурочная деятельность организуется по основным пяти направлениям:
1. Духовно-нравственное
2. Спортивно-оздоровительное
3. Социальное
4. Обще-интеллектуальное
5. Общекультурное
Организация внеурочной деятельности может носить характер индивидуальных занятий, групповых или же массовых.
Формы организации внеурочной деятельности, выбираются в соответствии с возрастом учащихся, их особенностей и предпочтений, специфики деятельности.
Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы. По мере накопления знаний меняются характер, уровень сложности содержания внеурочной деятельности
Начинаю традиционно с создания программы по внеурочной деятельности, в которой продумываю цели, задачи, определяю формы и методы организации внеурочной деятельности, а также место в общем учебно-воспитательном процессе. Необходимо учитывать и возрастные особенности детей, их интересы.
Хорошие результаты дает организация внеурочной деятельности в виде:
Дебатов, бесед диспутов
Круглых столов, конференций
Кружков, экскурсий
Олимпиад, конкурсных соревнований.
Исследовательской и проектной работ
Природоведческих вечеров, праздников и КВН.
Социально значимых акций
Игры
Такие формы организации внеурочной деятельности как дебаты, конференции, исследовательские и проектные работы, социально-значимые акции в полной мере реализуются в старшем звене школы, так как учащиеся среднего звена еще не готовы к полноценной деятельности в этой сфере, потому что требуется длительная подготовка и высокая степень самостоятельности.
Но, благодаря такой особенности внеурочной деятельности как возможность организовывать детей разных возрастов, удается организовать помощь и поддержку детей среднего звена старшеклассниками. И, наоборот, ребята помладше помогают старшеклассникам собирать материал для исследовательских и проектных работ, выполняют посильные поручения в организации мероприятий, например, биологический вечер и др.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ
Организация исследовательской и проектной работы по биологии является очень важным направлением в организации внеурочной работы по биологии, потому что связана с практическими умениями и навыками ребят, а также творческим подходом, Основы этой деятельности закладываются в начальной школе, а развиваются и совершенствуются в среднем звене. К старшей ступени образования некоторые ученики даже поражают своей степенью осмысления тех тем и проблем, которые они освещают в проектах. Проектная и исследовательская работы привлекают ребят не только интересным содержанием, но и значимостью, признанием вне школы. Так, например, многие проектные работы учеников участвовали в конкурсах разных уровней (муниципальный, краевой).
ДЕБАТЫ, ДИСПУТЫ, БЕСЕДЫ
Все эти три формы имеют одну суть, которая заключается в том, что команды, группы или пара учеников, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложного тезиса, гипотезы.
Например, биологические дебаты «Клонирование в современном мире».
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНФЕРЕНЦИИ
Круглый стол” – цивилизованный способ обмена мнениями. Форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму. Представление о круглом столе как символе равенства и благородства восходит к Артуровским легендам о рыцарях Круглого стола. Именно Артур, согласно легенде, придумал использовать круглый стол, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте, а были равны.
Очень хорошо, когда есть возможность провести круглый стол с представителями той сферы, о чем будет речь.
Например, круглый стол «Биологические профессии»
Врач, медсестра, психолог, ветеринар, провизор, биолог, эколог.
ЭКСКУРСИИ
Очень трудно переоценить значение биологических экскурсии в воспитании и социализации учащихся. Тесный контакт с природой, атмосфера своего причастия к ней, вызывают у учащихся не только интерес к интеллектуальной работе, но и положительный эмоциональный фон. Как правило, хорошо организованная и продуманная экскурсия, надолго запоминается детям, о ней они охотно рассказывают родителям и сверстникам, просят организовать еще и еще…
Например, экскурсии «Животный мир нашей местности», «Растения нашей местности», «Следы человеческой деятельности на теле природы».
РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ
После распада СССР, было много споров о законности и незаконности любого детского труда в школе, эти споры продолжаются и сейчас. Действующий министр образования Васильева Ольга Юрьевна поддерживает важность трудовой деятельности детей в школе, так как видит в ней большое воспитательное значение. На мой взгляд, просто невозможно переоценить важность труда в формировании главных качеств личности, таких как ответственность, дисциплинированность, уважение к чужому труду и т.д.
Не зря каждый из нас знает крылатое выражение «Труд сделал из обезьяны человека»
Изучение на внеурочной деятельности многих эколого-биологических особенностей живых организмов сопровождается работами в кабинете, теплице и на пришкольном участке, что способствует воспитанию трудовых навыков, познанию основ сельскохозяйственной деятельности.
АКЦИИ
В результате проведения экскурсий, дебатов и диспутов, проектно-исследовательской работы рождаются акции, как правило, экологической направленности, цель которых привлечь внимание общественности к эколого-биологическим проблемам.
Например «Сохраним воду чистой!», «Прочь полиэтилен!» и др.
ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Олимпиады и конкурсные задания привлекают ребят возможностью померяться своими знаниями с другими ребятами, проявить свои творческие способности, познать что-то новое, в них просыпается дух соперничества и жажда побед. В зависимости от уровня подготовленности детей выбирается и уровень олимпиад: школьный, муниципальный, краевой.
За участие, как правило, ученики получают сертификаты, дипломы, которые пополняют их портфолио.
ИГРЫ, ВЕЧЕРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Это особый вид организации внеурочной деятельности, который чаще всего используется в младших классах и среднем звене, но любим всеми школьниками, включая и старшеклассников. Поэтому нам педагогам необходимо воспользоваться этим для решения поставленных задач воспитания и социализации. Обычно скованные на уроках дети в полной мере раскрываются в игровой и театрализованной деятельности.
ИКТ
Особо стоит отметить роль ИКТ при организации внеурочной деятельности по биологии. Во-первых, в современных условиях невозможно без них обходиться и учитель должен шагать в ногу со временем, т. е сам владеть этими средствами обучения и воспитания. А также активно обучать этому учеников. Так целесообразно привлекать учащихся к грамотному пользованию Интернет - ресурсов, созданию презентаций, поиску материала для проведения экскурсий, участия в олимпиадах дистанционных, конкурсах, диспутов, игр и вечер и др. использовать как дополнительный источник информации.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В рамках организации внеурочной деятельности по биологии, мне бы хотелось в недалеком будущем создать волонтерский отряд с эколого-биологической направленностью
Одно из основных назначений отряда - популяризация идеи биоразнообразия природы и ее сохранения, формирование у них экологического мышления и культуры.
Социальный эффект работы экологического волонтерского кружка в том, что вовлекая своих сверстников в эколого-биологические мероприятия, ученики отвлекают их от улицы, от бесцельного время провождения, организуя их развивающую деятельность показывают на личном примере, что можно жить интересно и полезно.
Также планирую уделять больше внимание работе с одаренными детьми, которая бы позволила выйти на принципиально новый качественный уровень работы, полнее раскрыть возможности таких детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы сказать, что здоровый физически и психически ребенок, находящийся в благоприятной социальной среде, в помощь которому даны педагоги, профессионалы своего дела, не может быть плохо мотивирован на учебные предметы.
Давайте все вместе подарим крылья нашим детям!
Список литературы
Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
Головастикова П.М. "Как сделать учение увлекательным” - журнал "Начальная школа”, 2006 год, №2.
Кукушкин В.С., Болдырева – Варакина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В.С. Кукушкина – Москва: ИКЦ "МарТ”, Ростов на Дону: Издательский центр "МарТ”, 2005.
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Щукина Г.И Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: «Просвещение», 1989.