Организация и защита индивидуальных образовательных проектов старшеклассниками
Организация и защита индивидуальных образовательных проектов старшеклассниками
Выполнение итогового индивидуального проекта обязательно для каждого ученика с 9 по 11 класс в рамках реализации ФГОС.
Наши старшеклассники уже не первый год осуществляют проектную деятельность, по результатам которой ежегодно представляют проекты на школьных конференциях. В предыдущие годы это в основном были групповые проекты, при выполнении которых школьники совместно проходили все этапы проектной работы. Коллективно отвечая за результат проекта, учащиеся имеют возможность распределять работу в группе, используя сильные стороны участников. А в старших классах перед каждым учеником стояла задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Чрезвычайно важна в этих условиях и поддержка родителей. И все-таки, принципиально новым и значимым фактором является персональная ответственность ученика за весь проект.
Большинство учащихся относятся ответственно и серьезно к этой работе, поэтому успешно справляются с поставленной задачей.
При выборе тем учащиеся ориентировались на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Выбор темы и работа над ней содействуют профориентации обучающихся; способствуют формированию навыков, необходимых для успешной учёбы по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность.
Кроме того, при работе над проектом старшеклассники осваивают те необходимые навыки, которые могут потребоваться им в высшем учебном заведении и в его профессиональной деятельности.
Они учатся самостоятельно:
определять и формулировать задачу;
планировать свою работу;
обращаться за помощью к учителям;
искать необходимую информацию;
применять коммуникативные способности;
профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации;
выступать с докладом;
к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.
Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою орбиту и ученика, и учителя. Роль учителя при этом заключается не в передаче знаний учащимся, а в осуществлении поддержки самостоятельной работы школьника над проектом: консультации, мотивационная деятельность.
Наблюдая, с каким неподдельным интересом ребята окунаются в мир науки и исследования, думаю, что сегодня, когда подготовка к ЕГЭ занимает основное внимание и учителей, и выпускников, научно-исследовательский проект может являться возможностью проявить незаурядные способности, творчество и фантазию. Ведь в процессе работы ребята не только работают с огромным количеством литературы, но и, что особенно важно, проводят свое социологическое исследование. Именно такая работа помогает им почувствовать вкус настоящего исследования, увидеть прикладной смысл своей деятельности.
Проекты могут быть связаны с теоретическими вопросами школьной программы, например, с углублением знаний по отдельным вопросам. Но в большинстве случаев темы проектов связаны с вопросами практической направленности. Это требует привлечения знаний учащихся по нескольким предметам.
Защита проектов проходит в нашей школе в марте, после уроков, в течение нескольких дней. На защиту приглашаются желающие ученики, учителя, родители. Каждый автор проекта рассказывает о целях и задачах своей работы и о достигнутых результатах, отвечает на вопросы, получает поздравления или замечания комиссии.
В этом учебном году каждый проект был по-своему интересен, среди них были исследовательские работы по химии, экологии, биологии, психологии, были реферативные работы по истории, географии. Особое внимание привлекли работы, посвященные родному краю, его историко- культурным, национальным, географическим, природными особенностям. В работах, обучающихся прослеживалось переплетение и взаимовлияние различных культур на территории Восточного Донбасса, чувства гордости за своих земляков, духовная память, уважение к живущим рядом. На мой взгляд краеведческий материал, используемый в проектах оказывает сильнейшее воспитывающее воздействие.
В ходе защиты были выявлены лучшие работы:
Стурчак Данил 9Б класс «Каменный уголь – «черное золото» нашей Родины» - лучший исследовательский проект.
Савич Роман 10 класс «Зеленое богатство Донбасса» - лучший экологический проект.
Канищева Юлия 9Б класс «Жители Восточного Донбасса и их вклад в развитие угольной промышленности» - лучший культурологический проект.
Колесников Дмитрий 11 класс «Половецкая степь» - лучший исторический проект.
Кузьминова Екатерина 8А класс «Партизанское движение в годы ВОВ в Восточном Донбассе» - лучший реферативный проект.
Данные проекты расширили знания о прошлом и настоящем Донского края, Восточного Донбасса, помогли полнее ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины.
Главным результатом проектной деятельности я считаю нравственный и культурный рост ребят, ведь в процессе работы (переработки первоначально представленных вариантов и их редактирования) они получают друг от друга и от руководителя массу новых сведений и впечатлений, выслушивают разные мнения и замечания при демонстрации презентаций. Они осознают на практике, что скачивать чужую презентацию опасно и стыдно, что работать с чужим текстом надо корректно и т. д. Наши ученики получают и опыт публичной защиты своих работ.
В процессе оценки результатов проектной работы важно развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться.