ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

0
0
Материал опубликован 22 September



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Сай Елена Николаевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16

им. В.Г. Харченко станицы Балковской

РФ, Краснодарский край Выселковский район

ORGANIZATION OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES A TEACHER OF HISTORY AND SOCIAL STUDIES IN THE CONDITIONS OF THE UPDATED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN A SMALL SCHOOL

Say Elena Nikolaevna

teacher of history and social studies of MBOU Secondary school No. 16

named after V.G. Kharchenko in the village of Balkovskaya

Russian Federation, Krasnodar Territory, Vyselkovsky district



АННОТАЦИЯ

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся представляет собой совместное познавательное, учебное, творческое или исследовательское взаимодействие. В настоящее время значимость этой технологии возрастает, поскольку основной целью образовательного процесса становится не просто накопление знаний, а способность применять их в различных жизненных контекстах, что подчеркивает их интегративный характер. Проектное обучение основывается на активном подходе к обучению и учитывает индивидуальные интересы и потребности каждого ученика. В условиях малокомплектной школы преподаватель может глубже понять каждого учащегося. В курсе своих уроков по истории и обществознанию я чаще всего использую практико-ориентированные, исследовательские и творческие проекты, а также игровые элементы. Кроме того, исследовательская деятельность способствует патриотическому воспитанию. Мероприятия, такие как телемосты, семинары и уроки мужества, не только обучают, но и служат основой для значимых исследований, что имеет большую ценность как для учащихся, так и для общества.



Проектно-исследовательская деятельность обучающихся - это совместная учебная, познавательная, творческая или исследовательская деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и приемчики деятельности, направленные на достижение результата создания проекта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и полностью соответствует заложенному в нем базовому подходу. Внедрение проектной деятельности в школах в наши дни очень актуально. Важно создать необходимые психолого-педагогические условия на каждом этапе обучения для реализации возрастной потребности в поисковой деятельности.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса является не определенный объем знаний сам по себе, а умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением учебного процесса на активной основе, учетом деятельности каждого обучающегося, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется посредством системы учебно-познавательных методов и техник, направленных на практическое или теоретическое освоение учащимися действительности путем выявления и разрешения существующих противоречий.

В условиях малокомплектной школы у преподавателя есть возможность более глубоко изучить каждого учащегося. В такой школе устраняется общий недостаток всех школ внимания к личности каждого ученика. В маленьких классах трудно проводить ролевые игры, дискуссии, диспуты и конференции. В классах с низкой наполняемостью важнейшим условием эффективности урока является индивидуализация заданий с учетом характера, способностей, темпа работы и уровня подготовки по предмету учащегося.

В своей работе я широко использую различные формы и методы, которые повышают интерес к темам и предметам, преподаваемым в целом. Это уроки в игровой форме.: "Брейн-ринг", "Историческая эстафета", "Своя игра", уроки путешествия ("Путешествие в Древние Афины", "Путешествие в Древний Египет"), экскурсии с гидом ("Путешествие в Санкт-Петербург"). уроки-суды ("Урок-суд "Петр Великий – "Тиран" или "Великий реформатор") и т.д.

Все эти образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют мне развивать у учащихся интерес к истории и обществознанию и добиваться хороших результатов обучения, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, полностью раскрывать свои способности, избегать перегрузки при подготовке домашнего задания. и на самом уроке.

С введением обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на повышение эффективности приобретения знаний и образовательной деятельности: формирование компетенций в предметных областях, образовательной, научно-исследовательской и проектной деятельности; развитие навыков участия в различных формах образовательной, научно-исследовательской и проектной деятельности, включая творческие конкурсы, научные общества, научно- практические конференции, олимпиады, а также развитие знаний и умений в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. В своей преподавательской практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие виды проектов, как практико-ориентированные, познавательные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. В 5-м классе, изучая историю античности, учащиеся готовят исследовательские проекты "Тайны египетских пирамид", "Мифы Древней Греции", "Семь чудес света".

В 6 классе возможно проведение небольших творческих исследований по истории средних веков и истории России. 6-7 класс “Символ времени” – нарисуйте символ раздробленности, опричнины, смуты и т.д. Что касается продолжительности, то это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Я широко использую проектную деятельность на уроках обществознания. Например, в 6 и 7 классах это такие проекты, как "Полезные вещи в группе", "Я в этом мире", "Учимся защищать свои права". Следует отметить, что проекты для 7-8 классов в основном краткосрочные и несколько упрощенные по оформлению, что не умаляет их важности, а лишь указывает на то, что они соответствуют возрастным особенностям школьников этого возраста.

Подготовка презентаций по обществознанию для проектов в 8-9 классах “Конституция Российской Федерации – путь к правовому государству”, “Молодежь. Молодежные субкультуры", "Избирательная кампания", "Институт президентства в Российской Федерации", "Деловой портрет современного работника", "Права и свободы человека и гражданина" Обучающиеся с интересом пишут тематические сказки, снимают видеоролики, выступать в различных ролях, что способствует профориентации и расширению кругозора.

Исследовательско-проектная деятельность также помогает в вопросах патриотического воспитания. Телемосты, семинары, уроки-встречи, уроки Мужества являются не только воспитательно-познавательными мероприятиями, но и материалами для глубокой исследовательской работы, а также значимых как для ребят, так и для общества в целом проектов. Школьный музей ежегодно пополняется исследовательскими работами. Такими как: «Мои родные в годы войны», «Памятники станицы Балковской», «Без срока давности»; проектными работами: видео-экскурсии «В бронзе, граните и мраморе», «Родная школа», «Родная станица», а также книгами, макетами, изделиями традиционной культуры. Данные работы не только обогатили материалы школьного музея, но и дали возможность обучающимся проявить свои таланты и возможности. Например, только за предыдущие пять лет мои обучающиеся проявили себя в следующих всероссийских конкурсах:

- Всероссийский конкурс «Краеведы России» Номинация: «Этнография» Тема: Свадебный обряд на Кубани, Лепетюха Вера, 7 класс, 2020 год, победитель

- Вера продолжила работу над данной темой, переработала, усовершенствовала и приняла участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», секция «Культура и искусство», 2021 год, заняла 3 место в финале фестиваля с вручением бронзовой медали

- Со второго по четвертое февраля 2022 года приняли участие в финале Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева Секция «История, искусство и культура» в г. Москва: обучающаяся 11 класса Колупаева Любовь защитила свою работу «Трудовой подвиг женщин-колхозниц: на примере женщин станицы Балковской»

- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Вектор»: призеры - Доценко Милена, 6 класс, Попков Матвей, 6 класс, 2022

- Юный экскурсовод России: призер Доценко Милена с видео-экскурсией «В бронзе, граните и мраморе…» (памятники ВОВ станицы Балковской), 6 класс, 2022 год

- Конкурс открытий и перспектив «Леонардо»: финалист Доценко Милена, 6 класс,2023 год

- Всероссийская Научно-практическая конференция имени Ж.Алфёрова, Секция «История и культурология» (Российская история, патриотическое воспитание, краеведение, туризм) «Памятники ВОВ станицы Балковской» финалист Соломатина Мария, 8 класс, 2023 год

- Со второго по четвертое февраля 2024 года приняли участие в финале Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева Секция «История, искусство и культура» в г. Москва: обучающаяся 8 класса Соломатина Мария защитила свою работу «Без срока давности»

- С 21 по 24 января 2025 года обучающиеся 6 класса Касилова Любава и Хорольский Арсений стали призерами первой степени Всероссийского конкурса научно-практических и исследовательских работ «ЛЕСТНИЦА НАУК» в г. Москва

Постигая азы исследовательской и проектной деятельности, обучающиеся учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т. п.

Этот метод многое дает мне как преподавателю. Это возможность для творчества и получения новых навыков, а главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Проектный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным и, следовательно, более эффективным.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации