12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Евгеньевна Лось534
Россия, Карелия респ., пос. Приречный /дер. Усть-Река /пос. Кривцы
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

Учитель истории в современных условиях

малокомплектной малочисленной сельской школы


Автор: Лось Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МКОУ ООШ п. Кривцы Пудожского муниципального района Республики Карелия


Школа в старинном селе Колодозеро, в которой я работаю учителем истории, имеет свою долгую историю: одному из зданий исполнилось 87 лет, а история образования в селе началась в 1805 году. Она всегда была 7-ми,8-ми, а позже 9-тилетней школой. С сокращением жителей сельской местности сократилось и количество учеников. Изменяющиеся условия требовали новых подходов в обучении. Нужна была педагогическая, психологическая и научная поддержка педагогам малокомплектной школы, которую мы получили в лице своего научного руководителя Светланы Иосифовны Смирновой, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ. Наша школа еще в 2012 году стала коллективным членом Ассоциации сельских малочисленных и малокомплектных школ Республики Карелия и является ее площадкой. (Ассоциация была создана решением Республиканского августовского педагогического совещания Республики Карелия 24 августа 2012 года по инициативе лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), её заведующая З. Б. Ефлова, кандидат педагогических наук, стала исполнительным директором Ассоциации [3]).

Малочисленная, отдаленная от районного центра, малокомплектная школа в д. Усть-Река Пудожского муниципального района в 2020 году была присоединена путем реорганизации к более крупной школе. Детей, обучающихся в школе, немного, поэтому были сформированы 3 класса – комплекта: 1-4, 5-6 и 7-8-9 классы. Учителя начального класса-комплекта уже давно работают в условиях совмещенного класса и имеют опыт работы, но учителя основного звена впервые столкнулись с трудностями обучения в 3-х классах одновременно.

Сложность совмещенного урок (три класса у одного учителя) – четкое планирование и продуманная режиссура. Во-первых, необходим оптимальный подбор технологий. Педагогу приходится адаптировать образовательные технологии к условиям работы в разновозрастной группе. Планируя совмещенный урок, целесообразно использовать на уроке метод кейсов, метод проектов, ИКТ-технологии, игры, ЭОРы, потому что ребенок самостоятельно проектирует свою деятельность, анализирует материал и достигает свой личный результат; здесь можно использовать фрагменты или специальные документальные фильмы, при этом возможно и применение листа вопросов, по которому потом проводится беседа. Существует КСО-технология, где разновозрастные группы обучающихся ходят из класса в класс, выполняя задания в парах, в группе с лидером или работают с учителем.

Во-вторых, учителю нужно вовремя принимать на себя разные роли в разных «эпохах». Это иногда самое трудное: не должно быть путаницы в голове, ты «актер в театре, а зрители пришли получить удовольствие!»

Третья трудность – время. Нельзя растянуть урок, каждый класс работает 40-45 минут и не больше. Не должно быть неоправданных простоев, ожидания учителя каким-нибудь из классов.

С. И. Смирнова подчеркивает важность осуществления трудового действия педагога, который сопоставляет трудовые действия, сформулированные для обобщенных трудовых функций в Профессиональном стандарте педагога, с профессиональными компетенциями будущих педагогов [1,2].

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования диктует необходимость в первую очередь изменить образовательную деятельность, построить ее так, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, помочь определить направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

Опыт работы в разновозрастном совмещенном классе я увидела в Пушнинской школе Республики Карелия. Было увлекательно и в то же время непонятно наблюдать за работой учеников в разных помещениях, получении ими нового задания и новой формы работы. Можно ли наш способ обучения назвать КСО [4] в чистом виде, не знаю. Этот опыт помог мне понять, как и чем занять детей на уроке. Разрабатывая карту каждого урока, нужно подобрать под цель урока задачи и способы их решения. Подойдут любые традиционные и современные технологии, которыми владеет учитель.


Описание совмещенного урока истории

Этапы урока

7 класс

8 класс

9 класс

Темы урока

«Россия в системе международных отношений»

«Начало освоения Новороссии и Крыма»

«Серебряный век русской культуры»


Количество обучающихся

3

2

2

Помещения

1 аудитория

2 аудитория

Использование ТОС

-

+

+

I. Актуализация знаний.






Мотивация к новой теме

Работают с контурной картой в паре 2 мин.

Отвечают на вопрос-обобщение.

Раскрывают понятия.

Пишут тест по предыдущей теме.

Формулируют цель урока.

Формулируют тему урока

Презентация к уроку:

Называют ассоциации к слову «новые земли России»

Работают с контурной картой в паре 2 мин

Отвечают на вопрос «Что мы знаем об этих новых землях?»

Рисуют окружность «знаний по этой теме» в тетради, объясняют почему такая модель.

Формулируют цель урока.

Формулируют тему урока

Читают текст учебника с 111 пункт 1:












Отвечают на вопросы:

Какой вопрос возникает?

Какова цель урока для тебя?


II. Основная часть.

1.Информационный блок.


Читают текст учебника.

Заполняют хронологическую таблицу.

(Индивидуальная работа.)


Отвечают на вопрос «Какой факт международных отношений с Восточными странами тебе показался интересным и почему?» и обосновывают свой выбор

Смотрят презентацию и слушают учителя, делают пометки в рабочем листе или тетради.



Самостоятельная работа с презентацией:

Читают, записывают,

отвечают на вопросы







Учащиеся работают в паре, отвечая на вопросы и выполняя задания с использованием текста и иллюстраций параграфа, подготовленные учителем.


Просмотр видео без учителя

https://iu.ru/video-lessons/cb211108-c943-4f26-9ee0-ae353cf5baa1


Заполняют таблицу \ план ответа


Дают определение понятиям по ходу заполнения



2.Аналитический блок

Дают определение понятиям

- халиф

- полон

- фураж

-трон

-риза

-«Статейный список» Федора Байкова


Называют события к датам:

1681 (вхождение Левобережной Украины в состав России)

1689 (установление границы между Китаем и Россией, русские покинули Приамурье)





















Отвечают на вопрос: «Какой факт поездки Екатерины тебе показался интересным и почему?»

Работают в паре: закрепляют понятия

III. Заключительная часть

1.Подведение итогов.


Выделяют из текста учебника итоги внешней политики на восточном направлении при первых Романовых России.


Дают определение понятиям

Курень

Дикое поле

Буфер

Диаспора

Севастос

Выделяют из текста учебника стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России

Работа в паре:

Отвечают на вопросы, формируют свою точку зрения, делают выводы, определяют свое отношение

2.Оценивание

анализируют и оценивают работу, объясняют, отвечают на вопрос «Какие уроки можно получить, изучая итоги внешней политики своей страны?»

Наше путешествие завершилось. Вспомните цель нашего урока?

Смогли ли мы достичь ее?


Оценивание своих знаний с позиции своего жизненного опыта. Выражение уважительно-доброжелательного отношения к истории и культуре страны

3.Домашнее задание

§21-22, таблица по теме (пояснение учителя)

§23, сделать рисунки по теме.

С 111-118, сообщение на выбор по художественной культуре

4. Рефлексия.


Пишут на листе

Я понял …

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Используя технологию «круг знаю, узнал» как он изменился от начала урока (рисуют, объясняют)


Отвечают устно

Я понял …

Меня удивило…

Осталось непонятным…


В данном уроке мне хотелось поменяться с учениками местами – учитель ходит из аудитории в аудиторию, меняет форму и вид деятельности, контролирует и помогает ученикам, ребята работают индивидуально, в парах и группой в своих аудиториях.

Сначала работать в совмещенном классе 7-8-9 было трудно. Но прошло 2 года и сейчас мы имеем положительный опыт. Ребята в данной системе обучения учатся самостоятельно получать знания в соответствии с личными потребностями и возможностями. Коллективный способ обучения дает им поддержку, чувство плеча если не одноклассника, то сверстника смешанной группы.

Здесь правильно было бы уточнить, что, несмотря на объединение комплектов в 2, 3 и даже 4 класса, каждый ребенок должен получить достойное образование по своей программе. И конечно, остается возможность учителю не работать в совмещенном классе, а вести уроки отдельно за меньшую плату. Но как заманчиво рискнуть и получить хороший результат!

Работа в совмещенном классе развивает педагогическое мастерство учителя, здесь каждый историк может найти свой оптимальный набор технологий в соответствии с личными предпочтениями. Работа должна быть в удовольствие. Заинтересованный учитель — это мощнейший мотив к изучению его предмета школьниками!



Список литературы:

1. Смирнова С. И. Из опыта организации экспериментальной деятельности педагогического коллектива малочисленной сельской школы / Опытно-экспериментальная деятельность образовательных организаций в условиях реализации ФГОС: достижения и перспективы [Текст]: сборник научно-методических трудов / авторы-составители О. В. Коршунова; О. Г. Селиванова; под ред. В. С. Данюшенкова. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. — С. 119–124.

2. Смирнова С. И. К вопросу о преемственности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (направление «Педагогическое образование») и Профессионального стандарта педагога // Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — № 3(11). — DOI: 10.15393/j5.art.2015.2923.

3. Назарова Г.Н., Лось С.Е. Деятельность малокомплектной сельской школы в статусе опытно-экспериментальной площадки научно-исследовательской лаборатории ВУЗа/, - Педагогический вестник Карелии, 2018г

4. Мкртчян М.А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие / М.А. Мкртчян, О.В. Запятая, Г.В. Клепец и др.; Под ред. В.Б. Лебединцева. –– Красноярск: Гротеск, 2005 https://pedlib.ru/Books/2/0251/index.shtml

5. Видео к уроку 9 класса https://iu.ru/video-lessons/cb211108-c943-4f26-9ee0-ae353cf5baa1






Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (5)

Куликова Ирина Геннадьевна, 09.07.22 в 13:39 3Ответить Пожаловаться
Имею опыт работы с разновозрастным контингентом одновременно, и приходится применять разные методы и подходы к воспитанникам разного возраста. Однако, так или иначе, мы работаем над одним материалом. Работать же подобным образом, над разными темами одновременно, не знаю, смогла бы. Эта деятельность, наверное, сродни учительскому подвигу в высшем понимании этого слова. Спасибо, Светлана Евгеньевна, за Вашу деятельность
Светлана Евгеньевна Лось, 09.07.22 в 14:18 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за понимание, Ирина Геннадьевна. Конечно это не подвиг, это наши реалии.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 09.07.22 в 15:25 3Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за вашу работу!
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.07.22 в 10:24 2Ответить Пожаловаться
Соглашусь с коллегами! Интересный и полезный опыт представлен вами,Светлана Евгеньевна! Успехов и удачи!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.