Учитель истории в современных условиях малокомплектной малочисленной сельской школы
Учитель истории в современных условиях
малокомплектной малочисленной сельской школы
Автор: Лось Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МКОУ ООШ п. Кривцы Пудожского муниципального района Республики Карелия
Школа в старинном селе Колодозеро, в которой я работаю учителем истории, имеет свою долгую историю: одному из зданий исполнилось 87 лет, а история образования в селе началась в 1805 году. Она всегда была 7-ми,8-ми, а позже 9-тилетней школой. С сокращением жителей сельской местности сократилось и количество учеников. Изменяющиеся условия требовали новых подходов в обучении. Нужна была педагогическая, психологическая и научная поддержка педагогам малокомплектной школы, которую мы получили в лице своего научного руководителя Светланы Иосифовны Смирновой, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ. Наша школа еще в 2012 году стала коллективным членом Ассоциации сельских малочисленных и малокомплектных школ Республики Карелия и является ее площадкой. (Ассоциация была создана решением Республиканского августовского педагогического совещания Республики Карелия 24 августа 2012 года по инициативе лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ), её заведующая З. Б. Ефлова, кандидат педагогических наук, стала исполнительным директором Ассоциации [3]).
Малочисленная, отдаленная от районного центра, малокомплектная школа в д. Усть-Река Пудожского муниципального района в 2020 году была присоединена путем реорганизации к более крупной школе. Детей, обучающихся в школе, немного, поэтому были сформированы 3 класса – комплекта: 1-4, 5-6 и 7-8-9 классы. Учителя начального класса-комплекта уже давно работают в условиях совмещенного класса и имеют опыт работы, но учителя основного звена впервые столкнулись с трудностями обучения в 3-х классах одновременно.
Сложность совмещенного урок (три класса у одного учителя) – четкое планирование и продуманная режиссура. Во-первых, необходим оптимальный подбор технологий. Педагогу приходится адаптировать образовательные технологии к условиям работы в разновозрастной группе. Планируя совмещенный урок, целесообразно использовать на уроке метод кейсов, метод проектов, ИКТ-технологии, игры, ЭОРы, потому что ребенок самостоятельно проектирует свою деятельность, анализирует материал и достигает свой личный результат; здесь можно использовать фрагменты или специальные документальные фильмы, при этом возможно и применение листа вопросов, по которому потом проводится беседа. Существует КСО-технология, где разновозрастные группы обучающихся ходят из класса в класс, выполняя задания в парах, в группе с лидером или работают с учителем.
Во-вторых, учителю нужно вовремя принимать на себя разные роли в разных «эпохах». Это иногда самое трудное: не должно быть путаницы в голове, ты «актер в театре, а зрители пришли получить удовольствие!»
Третья трудность – время. Нельзя растянуть урок, каждый класс работает 40-45 минут и не больше. Не должно быть неоправданных простоев, ожидания учителя каким-нибудь из классов.
С. И. Смирнова подчеркивает важность осуществления трудового действия педагога, который сопоставляет трудовые действия, сформулированные для обобщенных трудовых функций в Профессиональном стандарте педагога, с профессиональными компетенциями будущих педагогов [1,2].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования диктует необходимость в первую очередь изменить образовательную деятельность, построить ее так, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, помочь определить направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.
Опыт работы в разновозрастном совмещенном классе я увидела в Пушнинской школе Республики Карелия. Было увлекательно и в то же время непонятно наблюдать за работой учеников в разных помещениях, получении ими нового задания и новой формы работы. Можно ли наш способ обучения назвать КСО [4] в чистом виде, не знаю. Этот опыт помог мне понять, как и чем занять детей на уроке. Разрабатывая карту каждого урока, нужно подобрать под цель урока задачи и способы их решения. Подойдут любые традиционные и современные технологии, которыми владеет учитель.
Описание совмещенного урока истории
Этапы урока | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Темы урока | «Россия в системе международных отношений» | «Начало освоения Новороссии и Крыма» | «Серебряный век русской культуры» |
Количество обучающихся | 3 | 2 | 2 |
Помещения | 1 аудитория | 2 аудитория | |
Использование ТОС | - | + | + |
I. Актуализация знаний. Мотивация к новой теме | Работают с контурной картой в паре 2 мин. Отвечают на вопрос-обобщение. Раскрывают понятия. Пишут тест по предыдущей теме. Формулируют цель урока. Формулируют тему урока | Презентация к уроку: Называют ассоциации к слову «новые земли России» Работают с контурной картой в паре 2 мин Отвечают на вопрос «Что мы знаем об этих новых землях?» Рисуют окружность «знаний по этой теме» в тетради, объясняют почему такая модель. Формулируют цель урока. Формулируют тему урока | Читают текст учебника с 111 пункт 1:
Отвечают на вопросы: Какой вопрос возникает? Какова цель урока для тебя? |
II. Основная часть. 1.Информационный блок. | Читают текст учебника. Заполняют хронологическую таблицу. (Индивидуальная работа.) Отвечают на вопрос «Какой факт международных отношений с Восточными странами тебе показался интересным и почему?» и обосновывают свой выбор | Смотрят презентацию и слушают учителя, делают пометки в рабочем листе или тетради. Самостоятельная работа с презентацией: Читают, записывают, отвечают на вопросы Учащиеся работают в паре, отвечая на вопросы и выполняя задания с использованием текста и иллюстраций параграфа, подготовленные учителем. | Просмотр видео без учителя https://iu.ru/video-lessons/cb211108-c943-4f26-9ee0-ae353cf5baa1 Заполняют таблицу \ план ответа Дают определение понятиям по ходу заполнения |
2.Аналитический блок | Дают определение понятиям - халиф - полон - фураж -трон -риза -«Статейный список» Федора Байкова Называют события к датам: 1681 (вхождение Левобережной Украины в состав России) 1689 (установление границы между Китаем и Россией, русские покинули Приамурье) | Отвечают на вопрос: «Какой факт поездки Екатерины тебе показался интересным и почему?» | Работают в паре: закрепляют понятия |
III. Заключительная часть 1.Подведение итогов. | Выделяют из текста учебника итоги внешней политики на восточном направлении при первых Романовых России. | Дают определение понятиям Курень Дикое поле Буфер Диаспора Севастос Выделяют из текста учебника стр. 54 значение освоения Новороссии и Крыма для России | Работа в паре: Отвечают на вопросы, формируют свою точку зрения, делают выводы, определяют свое отношение |
2.Оценивание | анализируют и оценивают работу, объясняют, отвечают на вопрос «Какие уроки можно получить, изучая итоги внешней политики своей страны?» | Наше путешествие завершилось. Вспомните цель нашего урока? Смогли ли мы достичь ее? | Оценивание своих знаний с позиции своего жизненного опыта. Выражение уважительно-доброжелательного отношения к истории и культуре страны |
3.Домашнее задание | §21-22, таблица по теме (пояснение учителя) | §23, сделать рисунки по теме. | С 111-118, сообщение на выбор по художественной культуре |
4. Рефлексия. | Пишут на листе Я понял … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… | Используя технологию «круг знаю, узнал» как он изменился от начала урока (рисуют, объясняют) | Отвечают устно Я понял … Меня удивило… Осталось непонятным… |
В данном уроке мне хотелось поменяться с учениками местами – учитель ходит из аудитории в аудиторию, меняет форму и вид деятельности, контролирует и помогает ученикам, ребята работают индивидуально, в парах и группой в своих аудиториях.
Сначала работать в совмещенном классе 7-8-9 было трудно. Но прошло 2 года и сейчас мы имеем положительный опыт. Ребята в данной системе обучения учатся самостоятельно получать знания в соответствии с личными потребностями и возможностями. Коллективный способ обучения дает им поддержку, чувство плеча если не одноклассника, то сверстника смешанной группы.
Здесь правильно было бы уточнить, что, несмотря на объединение комплектов в 2, 3 и даже 4 класса, каждый ребенок должен получить достойное образование по своей программе. И конечно, остается возможность учителю не работать в совмещенном классе, а вести уроки отдельно за меньшую плату. Но как заманчиво рискнуть и получить хороший результат!
Работа в совмещенном классе развивает педагогическое мастерство учителя, здесь каждый историк может найти свой оптимальный набор технологий в соответствии с личными предпочтениями. Работа должна быть в удовольствие. Заинтересованный учитель — это мощнейший мотив к изучению его предмета школьниками!
Список литературы:
1. Смирнова С. И. Из опыта организации экспериментальной деятельности педагогического коллектива малочисленной сельской школы / Опытно-экспериментальная деятельность образовательных организаций в условиях реализации ФГОС: достижения и перспективы [Текст]: сборник научно-методических трудов / авторы-составители О. В. Коршунова; О. Г. Селиванова; под ред. В. С. Данюшенкова. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. — С. 119–124.
2. Смирнова С. И. К вопросу о преемственности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (направление «Педагогическое образование») и Профессионального стандарта педагога // Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — № 3(11). — DOI: 10.15393/j5.art.2015.2923.
3. Назарова Г.Н., Лось С.Е. Деятельность малокомплектной сельской школы в статусе опытно-экспериментальной площадки научно-исследовательской лаборатории ВУЗа/, - Педагогический вестник Карелии, 2018г
4. Мкртчян М.А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие / М.А. Мкртчян, О.В. Запятая, Г.В. Клепец и др.; Под ред. В.Б. Лебединцева. –– Красноярск: Гротеск, 2005 https://pedlib.ru/Books/2/0251/index.shtml
5. Видео к уроку 9 класса https://iu.ru/video-lessons/cb211108-c943-4f26-9ee0-ae353cf5baa1
Куликова Ирина Геннадьевна
Светлана Евгеньевна Лось
Ивлиева Наталия Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Светлана Евгеньевна Лось