Организация проектной деятельности в ДОУ на тему «В семейном кругу мы с вами растем»

2
0
Материал опубликован 26 December 2021

МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара







«Организация проектной деятельности в ДОУ»


на тему

«В семейном кругу мы с вами растем»

в старшей группе

длительность проекта (среднесрочный)

Дата: ( с 25.01.2021г. по 25.03.2021г. )





Руководитель проекта:

Квичастая Ольга Владимировна,

воспитатель


Творческая группа (члены) проекта:

Мыцык Наталья Викторовна,

Воспитатель;

Горбулёва Лилия Владимировна,

музыкальный руководитель;

Нуйкина Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре.






Самара, 2021




Паспорт проекта

Направление

Содержание (с учётом рекомендаций)

Творческое название проекта

В семейном кругу мы с вами растем.

Вид проекта

Среднесрочный детско-родительский комплексный проект с заданным практическим результатом для детей 5-6 лет.

Разработчик проекта

Квичастая Ольга Владимировна

Участники проекта

(Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, физ. инструктор)

Проблема

дети не знают свою родословную

родители не стремятся рассказывать о родственных корнях семьи

недостаточно знаний и умений у родителей как в доступной форме сформировать интерес к своей родословной, воспитывать уважение и любовь к старшим членам семьи.

Цель проекта

Способствовать умению детей систематизировать получаемую информацию, оформлять, используя различные техники, отражая личное отношение. Способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений.

Основные задачи  проекта

1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

2. Расширять представления детей о своей семье, родословной.

3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

4.Обогащать опыт отражения знаний, впечатлений в различных видах деятельности

(в игровой, в художественно-творческой, трудовой и др.).

5.Развивать любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, творческие способности детей, изобразительные, артистические, двигательные умения, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы

Планирование детьми деятельности

Собрать необходимые сведения и оформить презентацию по теме проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта

За время реализации проекта «В семейном кругу мы с вами растем» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Технологии и методики, используемые в работе

Последовательность работы педагога над проектом


педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Характер контактов

внутри одной возрастной группы, ДОУ, в контакте с семьей.

Результат, продукт проектной деятельности

Выставка портретов «Моя семья»

Альбом «Наша группа»

Анализ и оценка результата проекта

Реализация данного проекта позволило сформировать у дошкольников полноценного «образа семьи» совместными усилиями семьи и детского сада имеет позитивное значение для всех участников воспитательного процесса:


- для ребенка: определяет его эмоциональное самочувствие в семье, восприятие детско-родительских отношений; развивает рефлексию, позитивное отношение к членам семьи; содействует становлению качеств будущего семьянина;


- для родителей: появляется интерес и внимание к внутреннему миру ребенка, осознанное понимание внутрисемейных отношений; стимулирует потребность в самовоспитании и самообразовании;


- для педагогов дошкольного учреждения: содействует повышению квалификации, коммуникативной культуры посредством организации содержательного взаимодействия с семьей.

Перспективы развития проекта

Для формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста была намечена следующая работа:

- провести работу по формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими;

- воспитывать уважительное отношение к семье;

- познакомить детей со способами выражения заботы, уважения, благодарности;

- расширить знания о родственных связях, родословной;

- способствовать активному участию в хозяйственной деятельности семьи.


Форма презентации:

Этап

Формы работы

(с наименованием)

задачи

Срок реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Подготовительный этап

Беседа с детьми о семье


На этом этапе формируются задачи проекта, осуществляется изучение проблемы, разработка плана и содержания мероприятий.

Опрос детей: «Что я знаю о семье?» 

 определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников

с 25.01 по 30.01.2021г.

день

группа

2 этап

Основной этап

связан с проведением различных мероприятий с детьми, родителями воспитанников, осуществлением педагогами ДОО совместной с детьми познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельности, конструирования и восприятия художественной литературы в соответствии с планом.

Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей:

Беседы:

«Какие мы», «Мы разные», «Моя семья»;

НОД из цикла

«Я и моя семья», «Моя мама», «Самый лучший папа», «В гостях у бабушки»

Чтение художественной литературы:

Иван Кокорин «Сыновья любовь»;

«Мамин отпуск»;

«Младший брат»;

«Беспорядок»;

Рассказы из азбуки «Деду скучно было дома»; «Сел дед пить чай»; «У Маши была тётка». Рассказ «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить»;

Рассматривание иллюстраций по теме проекта;

Разучивание песен, стихов, на семейную тематику;

Рассматривание фотографий членов семьи;

Рисование

«Мои родные» 

Оформление альбома

«Наша группа»

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Дочки - матери», «Маленькие помощники».

Строительная игра

«Дом где мы живем»

 Взаимодействие с родителями:

консультация «Духовно-нравственное воспитание»

беседа «Семейные традиции», 

Оформление выставки «Моя семья»

Консультация

«О ценности семейных поездок в зоопарк»

Цель: Показать родителям способы поддержания интереса детей к объектам природы, развития их любознательности в практике повседневного общения с ребенком в семье.

Предварительная работа. Организация выставки: фотогазета о посещении детьми группы зоопарка, детские рисунки животных, книга «Питомцы Зоопарка» В. Чаплиной, «Зоопарк в твоей книжке» составители В.В. Никитина, В.Н. Башарин, А.Г. Башарина.

с 01.02 по 05.03.

2021г







С 08.03 по19.03.

2021 г.

день, вечер








утро,

день, вечер

группа, музыкальный зал, дом






группа, спорти-вный зал

3 этап

Заключительный этап

Рефлексивно-оценочный этап проекта.

Подведение итогов в реализации проекта

анкетирование родителей

https://clck.ru/TxFXw

презентация проекта

с 22.03 по 25.03.

2021г.

день, вечер

группа




Примерное перспективное планирование работы семейного клуба

«Мы вместе!»

месяц

неделя

Темы и краткое содержание занятий в клубе

Форма проведения

февраль

2-я

Анкетирование родителей по теме «Знаю ли я своего ребенка» (по анкетам, подготовленным педагогом-психологом)

Индивидуальные беседы по анкетам

февраль

3-я

Составление детьми рассказа (по семейным фотографиям) «На кого я похож»

Изготовление дома «именных карточек»

Март

1-я

Игра-имитация «Покажи, что умеет делать твоя мама, твой папа, а мы отгадаем»

Фотоотчет

портретов мам и пап.

Март

3-я

Семейное «древо жизни» (рассказы о своих предках)

Настольно-печатная игра «Семья».


Перспективное планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию (в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)

Месяц

Тема

Краткое содержание организованной образовательной деятельности

Связь с другими видами деятельности

Февраль

«Моя семья»

Работа над понятием «родня»: чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня» Приложение 1;

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.;

Рассказы детей о членах своей семьи;

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»

Приложение 2


Рисование на тему «Моя семья»;

Беседы на тему «Семья»;

Обсуждение ситуаций из жизни семьи;

Сюжетно ролевая игра «Семья»

Февраль

«Наши защитники» (к Дню защитника Отечества)

Просмотр видеофильма «Защитники Отечества»;

Пение песен об армии;

Игры-соревнования

Изготовление подарков для пап и дедушек;

Спортивное развлечение «Богатырские забавы»

Март

(в течении месяца)

«Очень я люблю маму милую мою»














«Традиции»

Беседа о маме;

Составление рассказов «За что я люблю свою маму, как я помогаю ей»;

Чтение стихов и пение песен о маме.











Изготовление подарков маме и бабушке;

Рисование портрета «Любимой мамочки портрет»;

Развлечение посвященное Международному дню женщин «Город женщин»

Выставка портретов.

Развлечение «Широкая масленица»


Заключение:

В результате направленной работы по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста формируется представление о любящей семье, как о людях, которые живут вместе; малыши начинают понимать, как проявлять заботливое отношение друг к другу, вырабатывается чувство семейной сплоченности и уважение к повседневному труду родителей.

Используемая литература:

Л.Л. Тимофеева

Р89 Русские писатели – детям. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2017.-128с., цв. ил. (серия «Любимые сказки малышам»);

Т53 Рассказы и сказки / Л.Н. Толстой. – М.: РОСМЭН, 2014.-144с.: ил. – (Все лучшие сказки);

Ф 79 Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа, Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с.;

Н63 Как научить ребёнка читать/А. Николаев.-М.:РИПОЛ классик, 2012.-96с.:ил.-(Играем и учимся);

З 56 Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.-160с.;

Маханева М.Д., Ушакова-Славолюбова О.А.

М36 Мы вместе: Социально-коммуникативное развитие дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2017.-224с. (Образовательные программы ДОО);

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа.5-6 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-128с.;

Егорова С. Е30 С Днем Варенья! Детские стихи: развивающее пособие для детей 5-7 лет/ С. Егорова.-М.: Просвещение, 2019.-64с.:ил.-(Хитрый кот). – ISBN 978-5-09-071894-3.

Интернет-источник:

https://papinsait.ru/jakov-akim-moja-rodnja/;

https://nukadeti.ru/skazki/sestra_moya_kseniya;

https://skazki.rustih.ru/lyubov-voronkova-chto-skazala-by-mama/ ;

http://sskazki.ru/stihi/r-gamzatov-moy-dedushka/ ;

https://rustih.ru/aleksej-pleshheev-vnuchka/;

https://skazki.rustih.ru/lyubovvoronkovababushkinydela/ .


Приложение 1


МОЯ РОДНЯ

Яков Аким

Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю:

Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке.
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
)


Приложение 2


Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник. Мне давно уже хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать. А сейчас для этого был подходящий момент. И я сел на подоконник и принялся ничего не делать. В эту же минуту в комнату влетел папа. Он сказал:


Скучаешь?


Я ответил:


Да нет… Так… А когда же наконец мама приедет? Нету уже целых десять дней!


Папа сказал:


Держись за окно! Покрепче держись, а то сейчас полетишь вверх тормашками.


Я на всякий случай уцепился за оконную ручку и сказал:


А в чем дело?


Он отступил на шаг, вынул из кармана какую-то бумажку, помахал ею издалека и объявил:


Через час мама приезжает! Вот телеграмма! Я прямо с работы прибежал, чтобы тебе сказать! Обедать не будем, пообедаем все вместе, я побегу ее встречать, а ты прибери комнату и дожидайся нас! Договорились?


Я мигом соскочил с окна:


Конечно, договорились! Ура! Беги, папа, пулей, а я приберусь! Минута – и готово! Наведу шик и блеск! Беги, не теряй времени, вези поскорее маму!


Папа метнулся к дверям. А я стал работать. У меня начался аврал, как на океанском корабле. Аврал – это большая приборка, а тут как раз стихия улеглась, на волнах тишина, – называется штиль, а мы, матросы, делаем свое дело.


Раз, два! Ширк-шарк! Стулья по местам! Смирно стоять! Веник-совок! Подметать – живо! Товарищ пол, что это за вид? Блестеть! Сейчас же! Так! Обед! Слушай мою команду! На плиту, справа по одному «повзводно», кастрюля за сковородкой – становись! Раз-два! Запевай:


Папа только спичкой чирк! И огонь сейчас же фырк!


Продолжайте разогреваться! Вот. Вот какой я молодец! Помощник! Гордиться нужно таким ребенком! А когда вырасту, знаете кем буду? Я буду – ого! Я буду даже ого-го! Огогугаго! Вот кем я буду!


И я так долго играл и выхвалялся напропалую, чтобы не скучно было ждать маму с папой. И в конце концов дверь распахнулась, и в нее снова влетел папа! Он уже вернулся и весь был взбудораженный, шляпа на затылке! И он один изображал целый духовой оркестр, и дирижера этого оркестра заодно. Папа размахивал руками.


Дзум-дзум! – выкрикивал папа, и я понял, что это бьют огромные турецкие барабаны в честь маминого приезда.


Пыйхь-пыйхь! – поддавали жару медные тарелки.


Дальше началась уже какая-то кошачья музыка. Закричал сводный хор в составе ста человек. Папа пел за всю эту сотню, но так как дверь за папой была открыта, я выбежал в коридор, чтобы встретить маму.


Она стояла возле вешалки с каким-то свертком на руках. Когда она меня увидела, она мне ласково улыбнулась и тихо сказала:


Здравствуй, мой мальчик! Как ты тут поживал без меня?


Я сказал:


Я скучал без тебя.


Мама сказала:


А я тебе сюрприз привезла!


Я сказал:


Самолет?


Мама сказала:


Посмотри-ка!


Мы говорили с ней очень тихо. Мама протянула мне сверток. Я взял его.


Что это, мама? – спросил я.


Это твоя сестренка Ксения, – все так же тихо сказала мама.


Я молчал.


Тогда мама отвернула кружевную простынку, и я увидел лицо моей сестры. Оно было маленькое, и на нем ничего не было видно. Я держал ее на руках изо всех сил.


Дзум-бум-трум, – неожиданно появился из комнаты папа рядом со мной. Его оркестр все еще гремел.


Внимание, – сказал папа дикторским голосом, – мальчику Дениске вручается сестренка Ксения. Длина от пяток до головы пятьдесят сантиметров, от головы до пяток – пятьдесят пять! Чистый вес три кило двести пятьдесят граммов, не считая тары.


Он сел передо мной на корточки и подставил руки под мои, наверно, боялся, что я уроню Ксению. Он спросил у мамы своим нормальным голосом:


А на кого она похожа?


На тебя, – сказала мама.


А вот и нет! – воскликнул папа. – Она в своей косыночке очень смахивает на симпатичную народную артистку республики Корчагину-Александровскую, которую я очень любил в молодости. Вообще я заметил, что маленькие детки в первые дни своей жизни все бывают очень похожи на прославленную Корчагину-Александровскую. Особенно похож носик. Носик прямо бросается в глаза.


Я все стоял со своей сестрою Ксенией на руках, как дурень с писаной торбой, и улыбался.


Мама сказала с тревогой:


Осторожно, умоляю, Денис, не урони.


Я сказал:


Ты что, мама? Не беспокойся! Я целый детский велосипед выжимаю одной левой, неужели же я уроню такую чепуху?


А папа сказал:


Вечером купать будем! Готовься!


Он взял у меня сверток, в котором была Ксенька, и пошел. Я пошел за ним, а за мной мама. Мы положили Ксеньку в выдвинутый ящик от комода, и она там лежала спокойно.


Папа сказал:


Это пока, на одну ночь. А завтра я куплю ей кроватку, и она будет спать в кроватке. А ты, Денис, следи за ключами, как бы кто не запер твою сестренку в комоде. Будем потом искать, куда подевалась…


И мы сели обедать. Я каждую минуту вскакивал и смотрел на Ксеньку. Она все время спала. Я удивлялся и трогал пальцем ее щеку. Щека была мягкая, как сметана. Теперь, когда я рассмотрел ее внимательно, я увидел, что у нее длинные темные ресницы…


И вечером мы стали ее купать. Мы поставили на папин стол ванночку с пробкой и наносили целую толпу кастрюлек, наполненных холодной и горячей водой, а Ксения лежала в своем комоде и ожидала купания. Она видно волновалась, потому что она скрипела, как дверь, а папа, наоборот, все время поддерживал ее настроение, чтобы она не очень боялась. Папа ходил туда-сюда с водой и простынками, он снял с себя пиджак, засучил рукава и льстиво покрикивал на всю квартиру:


А кто у нас лучше всех плавает? Кто лучше всех окунается и ныряет? Кто лучше всех пузыри пускает?


А у Ксеньки такое было лицо, что это она лучше всех окунается и ныряет, – действовала папина лесть.


Но когда стали купать, у нее такой сделался испуганный вид, что вот, люди добрые, смотрите: родные отец и мать сейчас утопят дочку, и она пяткой поискала и нашла дно, оперлась и только тогда немного успокоилась, лицо стало чуть поровней, не такое несчастное, и она позволила себя поливать, но все-таки еще сомневалась, вдруг папа даст ей захлебнуться…


И я тут вовремя подсунулся под мамин локоть и дал Ксеньке свой палец и, видно, угадал, сделал, что надо было, она за мой палец схватилась и совсем успокоилась. Так крепко и отчаянно ухватилась девчонка за мой палец, просто как утопающий за соломинку. И мне стало ее жалко от этого, что она именно за меня держится, держится изо всех сил своими воробьиными пальчиками, и по этим пальцам чувствуется ясно, что это она мне одному доверяет свою драгоценную жизнь и что, честно говоря, все это купание для нее мука, и ужас, и риск, и угроза, и надо спасаться: держаться за палец старшего, сильного и смелого брата.


И когда я обо всем этом догадался, когда я понял наконец, как ей трудно, бедняге, и страшно, я сразу стал ее любить.)



Беседы:

Тема «Семья. Человек»

Расширить представления детей о семье, о родственных отношениях в семье. Систематизировать их знания о частях тела человека и их назначении.

Беседа

Дети рассказывают о семье по плану:

Назови свое имя и отчество.

Назови имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

Профессию мамы.

Профессию папы.

Чем занимаются бабушка и дедушка.

Кто помогает тебе, и кому помогаешь ты.

Игровые технологии «1-2-5»

Дидактическая задача. Закреплять навык детей в согласовании числительных с существительными.

Материал. Картинки с изображением пальца, уха, носа, глаз, руки, локтя, шеи, человека, семьи, внучки, брата, сестры. Карточки с цифрами 1,2,3.

Ход игры

Педагог называет слово и показывает карточку с цифрой. Дети в соответствии с показанной цифрой согласовывают числительное с существительным.

«Собери предложение»

Дидактическая задача. Формировать умение детей согласовывать слова в предложении.

Материал. Не требуется.

Игровое действие. Составление предложений.

Ход игры

Педагог предлагает из данных слов собрать предложение.

Лексический материал:

Лена, зубы, утро, чистить, каждый.

Дети, в, зарядка, сад, делать.

Сестра, смазать, лыжи, отец.

Антон, гулять, в, любой, погода.

Море, к, приехать, семья.

На, портфель, брат, стул, лежать.

«Назови имя взрослого»

Дидактическая игра. Развивать мышление, память, речь детей.

Игровое действие. Называние.

Игровое правило. Говорит тот, кому брошен мяч.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог дает образец. Затем называет имя и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет имя взрослого.

Лексический материал: Маша, Даша, Таня, Оля, Галя, Наташа, Валя, Вася, Ира, Ваня, Коля, Настя, Паша, Вова, Саша.


Беседы, чтение:

«Что сказала бы мама, если…»

Общение в ходе самостоятельной деятельности

Задачи

Развивать стремление радовать старших хорошими поступками (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).

Совершенствовать речь как средство общения, поощрять самостоятельность суждений. Развивать интерес к художественной литературе (образовательная область «речевое развитие»).

Формирование умение передавать в рисунке сюжет произведения (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).

Предварительная работа. Наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей.

Материалы. Бумага, цветные карандаши.

Методика проведения.

Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Что сказала бы мама»

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберёшь щавелю — зелёные щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

Что-то здесь пчёл много!

Правда, здесь пчёл много,- сказал и Ваня.- Всё время гудят.

Эй, ребята,- закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята, отступай! скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята! крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!

А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.— И нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать,- сказал Федя. — Вот пойдём мимо их дома — его отцу скажем.

И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

Иди сюда! — крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!

Мне ничего, — сказал Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

Ну и хорош! — сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?

Пчёлы,- ответил Ваня.

А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

Они убежали, а я Васятку вёл,- сказал Ваня.- А что ж такого? Поболит — перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!


Затем обсуждает с детьми его содержание: «Представьте себя на месте Вани. Как бы вы поступили в такой ситуации? Что сказала бы ваша мама, если бы вы поступили так же, как Ваня? Что сказала бы мама, если бы вы поступили так же, как Федя с Гринькой?».

Педагог поощряет развернутые и аргументированные ответы детей.

По окончании беседы воспитатель предлагает детям нарисовать иллюстрации к рассказу.


«Мой дедушка»

Общение в ходе самостоятельной деятельности

Задачи

Углублять представления детей о членах семьи. Воспитывать уважительное отношение к окружающим (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).

Формировать умение рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажатием на него. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).

Развивать умение поддерживать беседу. Развивать интерес к художественной литературе (образовательная область «речевое развитие»).

Материалы. Бумага разного формата, краски, кисти, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Методика проведения

Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения Р. Газматова «Мой дедушка»

У меня есть дедушка,
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.

В день знакомства нашего —
Это не секрет —
Было мне полмесяца,
А ему сто лет.

Маленькие ласточки,

Песнями звеня,
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.

На зарядке солнышко
Рядом видит нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»

А над нами мокрая
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»

И водой холодною,
Прямо из ручья,
Вместе умываемся:
Дедушка и я.

Мы берёмся за руки
С дедушкой моим,
Вдоль аула нашего
Мы гуляем с ним.

Встретится ли доктор нам,
Что лечил меня,
Иль кузнец, чьё спорится
Дело у огня,

Почтальон ли с толстою
Сумкой на ремне,
Агроном ли, скачущий
На гнедом коне, —

Кто ни повстречается
На дороге нам,
Кланяется дедушке,
Говорит: — Салам! 

Я шагаю с дедушкой,
Думая о том,
Что и я, наверное,
Каждому знаком.

И с людьми здороваюсь,
Как большой, в пути.
Хорошо мне за руку
С дедушкой идти!

Во дворе и в доме я
Потрудиться рад.
Говорит мой дедушка:
— Покорми цыплят!

Цып, цып, цып! — кричу я
Посреди двора.
— Цып, цып, цып! — кричу я.
— Завтракать пора!

В небе коршун кружится
Третий раз подряд,
Но ему, разбойнику,
Не украсть цыплят.

Ведь ружьё с патронами
Есть у нас, друзья.
И стреляет дедушка
Метко из ружья...

Для козлёнка нашего
Я нарвал травы.
Жаль, козлёнка нашего
Не видали вы.

У него пока ещё
Рожки — не рога.
И такой он белый весь,
Как зимой снега.

Хоть живёт на свете он
Месяц с небольшим,
Но уже бодается —
Не шутите с ним!

Точат волки серые
Зубы на козлят,
Но овчарки зоркие
По ночам не спят.

И в стрельбе мой дедушка
Понимает толк:
В лес уйти от выстрела
Не сумеет волк.

Про забавный случай вам
Расскажу сейчас.
Лопоухий, серенький
Ослик есть у нас.

Дедушке по пояс он,
Это ничего.
Сел однажды дедушка
В поле на него.

Ослик к дому двинулся
(Путь здесь недалёк).
Доставал подошвами
До земли седок.

Вдруг застыл как вкопанный
Ослик на пути:
«Деда длинноногого
Не хочу везти».

Доставал подошвами
До земли седок.
И сказал он весело:
— Путь здесь недалёк!

Не к лицу кататься мне
На осле верхом.
Я скорее до дому
Доберусь пешком.

И шагами быстрыми
По тропе пошёл,
А за ним обиженный
Побежал осёл.

Ну, а мне на ослике
Разъезжать верхом,
Право, больше нравится,
Чем ходить пешком.

Много знает дедушка
Былей-небылиц:
Про луну и солнышко,
Про зверей и птиц.

Я вопросы разные
Задаю ему:
— Где?
— Зачем?
— А скоро ли?
— Сколько?
— Почему?

Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет.

Он лошадкой сделаться
Может для того,
Чтобы покатался я
На плечах его.

А когда мой дедушка
Сядет на коня,
То сажает дедушка
На седло меня.

Сядем на качели мы —
Двое смельчаков —
И взлетаем радостно
Выше облаков.

Ведь у нас по улице
Ходят облака.
И ручьи к нам прыгают
Прямо с ледника.

Дедушка работает,
Словно молодой,
Поливает яблони
Ключевой водой.

Я в сарай за лестницей,
Верьте, не пойду,
Чтоб сорвать созревшее
Яблоко в саду,

Потому что дедушка
Быстро и легко
Может вмиг поднять меня
Очень высоко.

Мы лезгинку с дедушкой
Любим танцевать.
Если мне приходится
Первым начинать,
То, прищурив ласково
Добрые глаза,
Бьёт в ладоши дедушка
И кричит: —Арсса!

А запляшет дедушка,
Тонкий, как лоза, —
Я в ладоши хлопаю
И кричу: — Арсса! 

Возле старой мельницы
На рассвете дня
В горной речке плавать он
Научил меня.

И теперь мы с дедушкой
По волнам реки
Часто летом плаваем
Наперегонки...

Смастерил он дудочку
Мне из тростника.
Любят мою дудочку
Поле и река.

Любит мою дудочку
В роще соловей.
Вечерами часто он
Подпевает ей.

А когда дождёмся мы
С дедушкой зимы,
То на санках под гору
С ним промчимся мы.

Голубыми искрами
Заклубится снег.
Эхо вмиг откликнется
На весёлый смех.

Если же сердиться
Стану на мороз,
Потирая варежкой
Покрасневший нос,
Тихо скажет дедушка:
— Прячься, воробей! —
И меня укутает
Буркою своей.
Так орлёнка малого
В скалах перед сном
Мать-орлица ласково
Прячет под крылом.

Блещут звёзды вечером,
Дремлет сад в снегу.
Мы садимся с дедушкой
Ближе к очагу.

Он читает книжки мне —
Ведь читать я сам
Не могу пока ещё
Даже по слогам.

Вот какой мой дедушка!
В майский праздник он
Был на сбор ребятами
В школу приглашён.

Вовремя пришёл он,
Не подвёл ребят.
Стал под знамя красное
Пионеротряд.

И, держа равнение,
Все ребята тут
Пионерский дедушке
Отдали салют.

А когда торжественный
Запылал костёр,
Рассказал мой дедушка,
Старый житель гор,

Как с другими горцами
В давнем феврале
Он в гостях у Ленина
Побывал в Кремле.

Как дарил, волнуясь, он
Бурку Ильичу...
Быть таким, как дедушка,
Очень я хочу!

Приезжайте в гости к нам
По горам крутым —
Сами познакомитесь
С дедушкой моим!


В ходе беседы воспитатель выясняет у детей, за что мальчик любит своего дедушку. Выслушав ответы, просит их рассказать о своих дедушках, о том, как они проводят с ними время, чем занимаются, о чём разговаривают (педагог записывает рассказы детей).

Воспитатель предлагает детям нарисовать портреты своих дедушек. Дети самостоятельно подбирают формат бумаги и изобразительный материал.

В ходе работы педагог напоминает детям приемы рисования, следит, чтобы при рисовании контура они не нажимали сильно на простой карандаш.

По окончании работы воспитатель с детьми рассматривает портреты, предоставляет им возможность обменяться впечатлениями. Затем все рисунки объединяются в альбом «Мой дедушка», и воспитатель записывает в него рассказы детей.


«Моя бабушка»

Общение в ходе самостоятельной деятельности

Задачи

Углублять представления детей о семье. Воспитывать уважительное отношение к старшим. Расширять представления об изменении позиции человека в связи с взрослением (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).

Способствовать умению слушать стихотворение. Развивать умение поддерживать беседу (образовательная область «речевое развитие»).

Материалы. Картинки, иллюстрирующие этапы взросления человека: маленькая девочка, школьница, подросток, мама, бабушка.

Методика проведения.

Воспитатель читает детям стихотворение А. Плещеева «Внучка»

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.


Воспитатель спрашивает у детей о том, можно ли всегда оставаться маленьким. Выслушивает рассуждения дошкольников и говорит, что в течении жизни люди меняются.

Предлагает детям разложить по порядку картинки, иллюстрирующие этапы взросления человека.

Педагог интересуется у детей, что им известно о детстве их бабушек. Выслушивает ответы детей, которые могут ответить на этот вопрос, и советует остальным ребятам поинтересоваться, какими были их бабушки, когда были маленькими. Через некоторое время педагог возвращается к этому разговору и спрашивает детей о том, что нового они узнали о своих бабушках.


«Дружная семья»

Общение в ходе самостоятельной деятельности

Задачи

Воспитывать желание помогать людям (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»).

Закреплять умение петь коллективно без музыкального сопровождения (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»).

Развивать интерес к художественной литературе. Продолжать развивать умение детей содержательно и эмоционально рассказывать об интересных событиях (образовательная область «речевое развитие»).

Методика проведения.

Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Бабушкины дела»

Ночью шумел буран. Страшно гудело и завывало в трубе. Жёсткий снег взвивался вихрем и ударялся о стены.

Таня спала в горнице, около маленькой печки.

Мама, кто это стучится? – спросила она сквозь сон.

А мать ответила:

Спи, спи. Это дедко Морозко веселится на улице.

Наступило утро, а дед-мороз всё ещё не унимался. После завтрака Таня взялась было за полушубок, но бабушка сказала:

На улице свету белого не видно – сиди дома!

Таня подошла к окну, поглядела в узенькую чистую проталинку. Ох, что творится! Белая вьюга несётся вдоль деревни, снежные вихри взвиваются вверх, и ничего больше не видно – ни дворов, ни берёз, ни леса…

Так весь день и сидеть дома? – сказала Таня. – А что дома делать?

Дел в доме сколько хочешь найдётся, – ответила бабушка. – У меня вот дела ещё до свету начались: печку истопила, обед сварила, завтраком вас всех накормила… А сейчас давай за работу вместе приниматься: я буду кринки мыть, а ты чашки со стола убирай. Только, смотри, потихоньку, не разбей.

Таня налила горячей воды в самое глубокое блюдце. Много воды налила, до самых краёв.

Бабушка, смотри-ка, у меня здесь пруд получился! – сказала она.

Но бабушке было некогда – она тёрла кринки мочалкой, отскребала у горлышка жёсткие пенки и не слушала Таню.

Таня взяла одну чашку – синюю с цветочками – и окунула в воду. Вода из блюдца полилась через край, побежала ручьём по столу и на пол.

Что это там? – спросила бабушка.

Ничего, – ответила Таня. – Это пруд из берегов вышел!

Таня вымыла чашку синюю с цветочками и взяла другую, с ягодками. А когда стала мыть дедушкин стакан, то воды оказалось очень мало. Таня поворачивала стакан с боку на бок, он гремел, звенел и будто сердился.

Ну и ладно, обойдёшься так, – сказала Таня и стала вытирать стакан.

Вытерла, поставила – что же это такое? Стакан стоял мутный, весь в молочных полосах.

Бабушка, – сказала Таня, – а стакан никак не моется!

Бабушка тем временем уже перемыла кринки, сполоснула водой и поставила в печку просушиться и прожариться.

Ну, что тут у тебя? – сказала она. – Реки и озёра? Давай-ка я тебе помогу.

Бабушка налила в миску чистой воды.

Вдвоём с Таней они сполоснули чашки, а дедушкин стакан вымыли так, что он весь заблестел. Потом поставили посуду в шкаф, а клеёнку на столе вытерли сухо-насухо.

Ну, вот и всё, – сказала Таня, – вот и дела кончились!

По-твоему, кончились, а по-моему, начинаются, – сказала бабушка. – Я вот пойду половики вытрясу, а ты бери веник, пол выметай. Да сначала водой побрызгай!

Бабушка собрала с полу пёстрые дорожки, оделась и вышла из избы. А Таня зачерпнула из ведра кружку воды и начала брызгать по всему полу.

Дождик идёт! – кричала она. – Эй, прячьтесь все – дождик идёт!

Брызги разлетались по всей избе – и на стены попало, и на лавки попало, и на сундук попало… И по всему полу, по белым половицам запестрели тёмные капли.

А потом Таня взяла веник и стала подметать. Она так размахивала веником, что весь сор вихрем взлетал кверху.

Бабушка вошла с половиками.

Тише, тише! – сказала она. – Разве так метут!

И показала, как надо мести: тихо, ровно и сор не расшвыривать. Так они вместе подмели пол и постелили пёстрые дорожки. Чисто стало в избе!

Вот и всё! – сказала Таня.

Нет, не всё, – сказала бабушка, – сейчас пойдём гусей кормить.

Она насыпала в бадейку мякины, намяла туда картошки, облила всё горячей водой, замесила. Потом обе покрылись большими платками и пошли во двор.

Гуси уже стояли около своей кормушки и ждали. Увидев бабушку с ведром, они сразу закричали на разные голоса. Таня даже уши заткнула:

Ой, теги, не подмазаны телеги! Замолчите!

Но они всё кричали и кивали головами, пока бабушка не дала им корму. А как только дала корму, так они уткнулись в кормушку и умолкли.

Куры тоже прибежали, но подойти боялись. Гуси шипели на них: не подходи, ущипну!

Тогда бабушка принесла горстку овса и посыпала курам в сторонке, чтобы гуси не видели.

Ну, вот всех и накормили! – сказала Таня.

Но в это время из коровника раздался негромкий, как бы скучающий голос:

«М-му-уу…»

А потом из овчарника:

«Б-бя-а…»

Но бабушка сказала:

Рано, рано запросили! Ещё полудня нет!

И пошла в избу. А Таня вперёд побежала. Бабушка вымыла руки, взяла гребень и веретено и уселась прясть кудельку. А Таня стала раздёргивать шерсть – тонко-тонко, по волоконышку.

Вот спрядёшь кудельку, и работа вся. Да, бабушка? – спросила она.

Спряду кудельку и скотине сенца дам, – ответила бабушка. – А потом обедать собирать – дед из лесу с дровами приедет, мать из риги придёт. Они сегодня всей бригадой в риге лён мнут… Ну, после обеда кудельку спряду, а там и убираться надо: скотину поить, скотину кормить, корову доить, за водой идти… А там уж и вечер – в горнице печку топить, картошку варить на ужин…

После обеда явилась Алёнка – вся в снегу! Таня обрадовалась.

Что ж ты не шла так долго?

Я вьюги боялась. И то едва добежала. А ты на улице была?

А когда мне! Я всё бабушке помогала!

Подружки уселись играть в куклы. А когда стемнело, залезли на лежанку и принялись рассказывать друг другу сказки. Бабушка входила, выходила, гремела вёдрами, а Таня и забыла, что она ей собиралась целый день помогать.

И только вечером вспомнила, когда Алёнка ушла:

Бабушка, а что ещё делать надо?

А ещё сейчас полезу в подпол, картошки наберу на завтра, капусты достану.

Бабушка, и я с тобой! Я тоже буду картошку набирать!

Бабушка зажгла лампу, взяла корзинку и полезла в подпол. И Таня с ней. В подполе было очень интересно. В одном углу лежал целый ворох картошки, в другом – брюква и свёкла, в третьем стояли пузатые кадки с капустой и огурцами.

Таня тоже хотела набирать картошку. Но бабушка сказала:

Не грязни руки. Лучше выбери себе брюковку.

Таня выбрала брюкву, посмотрела, а у неё бочок погрызенный.

Бабушка, смотри-ка! Кто-то брюкву обгрыз!

Это мыши, – сказала бабушка. – Вот негодные!

Таня живо оглянулась:

А где они живут?

Да где-нибудь тут, в норочках.

В это время сверху спрыгнул в подпол кот Михей. И сразу пошёл лазить по углам. Глаза у него в темноте светились, как зелёные огоньки.

Вот Михей знает, где мыши живут, – сказала бабушка. – Он уж их проучит!

Бабушка набрала в корзину картошки, положила из кадки капусты в миску, взяла морковку для щей.

Ну, полезем? – сказала она.

Сейчас, бабушка, – ответила Таня, – только подожди – я себе огурчик достану.

Таня приподнялась на цыпочки и достала из кадки большой солёный огурец. А когда увидела, что бабушка уже ногу на ступеньку поставила, то ей вдруг стало страшно в тёмном и тихом подполе.

Подожди, подожди! – закричала она. – Чур, я первая вылезу!

Таня и бабушка вылезли. А кот в подполе остался – мышей искать.

Вот мы и управились. Да, бабушка? – сказала Таня.

Но в это время загремела дверь на крыльце, заскрипели морозные шаги – в избу вошла мать.

Ох, вьюга все глаза залепила! – сказала она отряхиваясь. – Еле дошли из риги!

Снова загремела дверь – пришёл дедушка.

Ну и ну, погодка! Бабка, давай ужинать – прозяб совсем!

Накрывай на стол, Таня, – сказала бабушка, – будем ужин собирать.

Ой, бабушка! – сказала Таня. – А когда же твоим делам конец?

Бабушка улыбнулась и ответила:

Моим делам конца не бывает!


После чтения спрашивает детей о том, чем занимались целый день Таня и её бабушка.

Выслушивает ответы детей и спрашивает, что они делают вместе со своими родителями. В ходе беседы подводит к тому, что в дружной семье все помогают друг другу: дети помогают взрослым, а взрослые – детям. По окончании беседы предлагает детям спеть песню о дружбе (по желанию детей).


Игры

«Семейное лото» (стр.34)

Цель: научиться читать слоги и подбирать к ним слова, развивать внимание.

Материал. Альбомные листы, простой карандаш, линейка, фломастеры, картинки с изображением различных предметов, мешочек из ткани.

Альбомные листы разделите на небольшие одинаковые прямоугольники, напишите на каждом слог-слияние (например. ГА, ГУ, ГИ, ГЕ).

Подберите предметные картинки, названия которых начинаются на слоги, написанные на карточках. Лучше всего, если вы подберете к каждому слогу по несколько картинок.

Например:

слог МА – машина, малина, маки,

слог КО – котёнок, корабль.

Ход игры

Разложите на столе карточки со слогами и картинки, предложите ребенку найти к каждому слогу соответствующую картинку. Пусть он назовет то, что изображено на картинке, а затем закроет слог картинкой.

Когда ребёнок разберётся в правилах, можно подключить к игре всю семью. Правила очень простые. Каждый выбирает себе карточку со слогами. Один становиться ведущим и, вынимая предметную картинку из мешочка, спрашивает: «Кто возьмёт..?» (называет предмет, изображённый на картинке). Тот, у кого есть на карточке соответствующий картинке слог, забирает её и закрывает ею слог. Победителям является первый, кто закроет все слоги на карточке.

Когда ребёнок будет легко читать слоги-слияния, можно написать на карточках наряду с ними и обратные слоги, в которых первой является гласная буква,

Например:

УТ, АР, ЯБ,

К таким слогам тоже подберите картинке: УТ – утка. АР – арбуз, ЯБ – яблоко.

«Мамин помощник»

Цель: научится осмысленному чтению слов, развивать мышление.

Материал. Альбомные листы, ножницы, фломастеры, полиэтиленовый пакет, предметные картинки, клей.

Из альбомных листов вырежьте небольшие карточки, напишите на них названия продуктов: АПЕЛЬСИН, МАНДАРИН, ЛИМОН, МЯСО, МОЛОКО, СНЕЖОК, СЫР, ШОКОЛАД, МАРМЕЛАД, ЯБЛОКО, ХЛЕБ, БУЛКА.

Возьмите целые альбомные листы и напишите на них: ХОЛОДИЛЬНИК, КОНФЕТНИЦА, ХЛЕБНИЦА, ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ.

Для каждого листа подберите соответствующую картинку и подклейте рядом с надписью.

Ход игры

Карточки положите в полиэтиленовый пакет и предложите ребёнку игру: вы пришли из магазина, принесли продукты, а ему следует помочь вам разложить их по местам.

Выдавайте малышу по одной карточке, пусть он прочитает, что на ней написано, а затем положит на соответствующий альбомный лист.

В результате продукты должны распределиться следующим образом:

ХОЛОДИЛЬНИК – мясо, молоко, снежок, сыр;

КОНФЕТНИЦА –шоколад, мармелад;

ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ – апельсин, мандарин, лимон, яблоко;

ХЛЕБНИЦА – хлеб, булка.



 

 

 

 

  

 



 

 



 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 



 

 




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.