Доклад на тему «Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Доклад на тему:
« Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ»
Подготовила
Ситникова Оксана Феликсовна,
воспитатель подготовительной к школе
группы комбинированной
направленности для детей с РАС
г. Советский, 2020
« Организация деятельности педагогов с детьми РАС в ДОУ»
В настоящее время расстройства аутистического спектра являются одним из самых распространенных нарушений психического развития в детской популяции. Решение проблемы заключается в необходимости оказания ранней своевременной и адекватной коррекционной помощи, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка-аутиста.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС - формирование базовых навыков общения и социальной адаптации, создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала воспитанника с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы
Приоритетным направлением деятельности тьютора, воспитателя. учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога является создание условий для развития коммуникации и коммуникативной функции речи.
Дети с аутистическими расстройствами посещают группу нашего ДОУ с раннего возраста, находясь на кратковременном пребывании в комбинированной группе для детей с РАС (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Чтобы адаптация протекала более успешно, родители приходили с детьми на прогулку по территории будущего садика, наблюдали вместе, за играми детей. В первые недели или даже месяцы приводили ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания. Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» моментов, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и ходил в туалет в ДОУ начинает отказываться от еды, (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая даже туалет).
Для решения поставленной цели развивающая предметно-пространственная среда для работы с детьми РАС используются следующем образом: различные помещения для разных типов занятий. Это помогает преодолевать страхи и сложности освоения пространства, а также облегчает переключение, так как в каждом помещении создаётся свой стереотип поведения.
приход в физкультурный зал настраивает детей на занятия физкультурой и игровую деятельность
в изостудию – на творческие занятия
в групповую комнату – на сюжетно-ролевую игру
музыкальный зал - на музыкально – ритмические игры
сенсорная комната – направленная на успокоение и релаксацию.
кабинеты для индивидуальных занятий с учителем – дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом - сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде, преодоление трудностей речевого развития.
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия организуются с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных и общих особых образовательных потребностей. Все занятия четко структурируются и планируются так, чтобы игры, насыщенные движением, яркими сенсорными и эмоциональными впечатлениями, или требующие волевых усилий, могли чередоваться со спокойными занятиями. Ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют деятельность и поведение ребёнка. С каждым из детей в соответствии с индивидуальной программой развития специалисты проводят индивидуальные занятия. Причем каждый из педагогов не дублирует, а дополняет друг друга: например, ребенок с инструктором по физической культуре во время образовательной деятельности построил тоннель из мягких модулей, затем учился переползать через него; с учителем-дефектологом он конструировал тоннель уже из деревянного конструктора; с воспитателем в группе — сооружал тоннель из пластмассовых блоков «Лего» и пускал через него автомобиль. Работа ведется всеми специалистами, придерживаясь определенного плана. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу. Дети находятся в группе без родителей в сопровождении тьютора. С ними проводятся индивидуальные формы различной детской деятельности. Для организации деятельности группы, принимающей ребенка с РАС, создается среда, гибко меняющаяся под нужды конкретного ребенка. Использование стратегий маркировки среды, организации рабочего пространства и учебного материала для детей с РАС также является важным условием организации этой группы. При планировании и организации образовательного процесса в группе социальной адаптации используются принципы сенсорной интеграции.
Одной из задач деятельности группы является вовлечение в образовательный процесс семьи. Индивидуальная работа с семьей является необходимой составляющей эффективного взаимодействия и социальной адаптации ребенка с РАС.
Разумеется, ребенок испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно в начале посещения детского сада. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не проявляет интереса к занятиям. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя во время музыкального занятия даже не пытался петь.( Колядки)
Многие родители детей с РАС, замыкаясь на своём ребёнке, часто оказываются в изоляции, испытывают дефицит общения, нехватку психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с особыми детьми. Для преодоления этой проблемы в ДОО организован родительский клуб. Родителям предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы. Организуются мастерские по изготовлению игрушек, поделок, дидактического материала для занятий с детьми и оформления группы. С родителями индивидуально работают специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Работа специалистов с родителями направлена на восполнение пробелов психолого-педагогических знаний об особенностях взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.
Бывает так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.
Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Принимаем ребенка таким, какой он есть.
Строго придерживаемся определенного режима и ритма жизни ребенка.
Соблюдаем ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
Учимся улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
Как можно чаще разговариваем с ребенком.
Обеспечиваем комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объясняем ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
Избегаем переутомления ребенка.
Таким образом, вне зависимости от возраста и уровня развития каждый ребенок дошкольного возраста с аутистическими расстройствами получит возможность удовлетворения своих образовательных потребностей в рамках оптимального для него образовательного маршрута.