Выступление «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся как способ формирования метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся
как способ формирования метапредметных результатов
в рамках реализации ФГОС ООО
(из опыта работы)
Мороз О.А.
учитель английского языка
МАОУ «СОШ №55»
2018/2019 учебный год стал знаковым в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Выпускники 9-х классов наряду с предметными получили оценки своих метапредметных результатов по итогам защиты индивидуальных проектов. Это были работы, выполненные в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. В данной работе описан опыт организации проектной/исследовательской деятельности с обучающимися с целью формирования метапредметных результатов.
Общее количество обучающихся в 9-х классах было 78 человек. Из них занимающихся проектной и исследовательской деятельностью на постоянной основе и участвующих в городских и региональных конференциях всего 7. Таким образом, у нас образовался 71 потенциальный слушатель будущего мастер-класса (впоследствии не одного) о том, как осуществить исследование/проект и впоследствии защитить на конференции, конкурсе. Далее пойдет поэтапное описание проблем и способов их решения.
Проблема: Со стороны администрации школы разработано Положение о проектной деятельности обучающихся, принято педагогическим советом, введено в действие приказом директора, размещено на сайте школы. И дети, и родители знают, что необходимо сделать, чтобы в конце года получить «зачтено» по итогам защиты индивидуального проекта. Здесь вступает в силу непобедимый менталитет большинства современных школьников. «Потом посмотрю», «до весны еще долго», «что-нибудь из интернета скачаю», «я пока не решил, что меня интересует» и т.д.
Решение: Учителя, преподающие в 9-х классах, предоставляют тематику проектных/исследовательских работ по своим предметам (не обязательно изобретать колесо; все есть в интернете). Классные руководители формируют списки обучающихся с указанием выбранной ими темы и передают научному руководителю.
Например:
Темы для проектных/исследовательских работ. Секция «Английская филология»
Nickname как особая разновидность современных антропонимов.
Аббревиатура как лингвистическая особенность on-line общения
Аббревиация в английском компьютерном сленге.
Английские и русские пословицы и поговорки, трудности их перевода.
Английские надписи на одежде как экстралингвистический фактор, влияющий на культуру подростков.
Англоязычные заимствования в современной публицистике.
Англоязычные слоганы в российских СМИ.
Влияние группы "Битлз" на музыку 20 века.
Глобализация английского языка и его влияние на русский язык.
Животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты.
Империя Макдоналдс и мы.
Интерпретация лексической единицы «вдохновение» в русском и английском языках.
Истории о Винни-Пухе А. Милна в переводе Б. Заходера – особенности перевода шуток.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Новейшие англицизмы в современном русском языке.
Омонимы в английском языке и их специфические черты.
Особенности интонации английской речи и литературного перевода на материале лимериков.
Отражение культуры английского народа в пословицах и поговорках.
Отражение традиций на уровне фразеологии в английском языке.
Политическая корректность как языковое явление в США.
Приметы и суеверия Великобритании и России.
Проблема синонимов при переводе.
Сравнительная характеристика английского речевого жанра ''Jokes" и русского анекдота.
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Топонимика. Происхождение географических названий в разных регионах Великобритании.
Хэллоуин и праздник Ивана Купалы. Сходства и отличия
Хип-хоп культура и ее влияние на молодежный сленг.
Что могут рассказать банкноты о своем народе? На примере американского доллара.
Затем с темой работы, сроками ее выполнения и защиты классный руководитель знакомит родителей обучающихся.
Например:
№ | ФИО ученика | Тема проекта/исследования | Дата выполнения | Дата защиты | Подпись родителей |
1. | Иванов В.С. | «Хип-хоп культура и ее влияние на молодежный сленг» | Февраль | Апрель | |
2. | | | | | |
Проблема: Как осуществлять контроль?
Решение: Рабочая карта проекта.
ФИО
Предмет
Руководитель проекта
Тема
Консультант
Этапы реализации:
изучение литературы (отметка об исполнении)
постановка цели и задач (отметка об исполнении)
выполнение практической части (отметка об исполнении)
Оформление (отметка об исполнении)
Устранение недочетов
Подготовка защиты
Защита
Проблема: Обучающиеся не понимают разницы между проектной и исследовательской деятельностью. Более того, у многих представление о проекте/исследовании как о реферативной работе.
Решение: Мастер-класс «Проект VS исследование: за и против». Суть: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие закономерностей и т.д.; продукт проекта – творческая работа, фильм, сайт, решение определенной социальной проблемы, какой-то материальный объект и т.д., продукт исследования – доказанная или опровергнутая гипотеза. В заключение мастер-класса выступление обучающихся с уже успешно защищенными на муниципальном/региональном уровне проектными/исследовательскими работами как пример того, что ожидается в результате.
Проблема: Обучающиеся не могут определить объект и предмет исследования, цель и выходящие из нее задачи.
Решение: Деловая игра. Суть: объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое обучающимся для изучения; предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта; цель исследования - это конечный результат работы; задачи – это этапы достижения цели. Затем отработка в группах на конкретных примерах. Проблема: Исследование завершено, продукт получен. Как оформить? Решение: Разработка клише для оформления исследовательской и проектной работы.
Например:
«Клише для оформления научно-исследовательской работы»
Введение, в котором необходимо указать проблему, актуальность исследования, перечислить авторов, чьи работы использованы, выдвинуть гипотезу, обозначить цель и задачи исследования, назвать объект и предмет исследования, перечислить методы исследования и определить его практическое значение.
Теоретическая часть, в которой анализируются изученные источники, делается определенный вывод.
Практическая часть, в которой описывается ход исследования, подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза и делается вывод.
Заключительная часть, в которой делаются общие выводы по итогам работы: гипотеза доказана, цель достигнута, задачи выполнены.
Список использованной литературы.
Приложения (схемы, таблицы, анкеты и т.д.)
Проблема: Как защитить исследование/проект?
Решение: Разработка памятки.
Например:
«Памятка для защиты проекта»
Введение
Тема моего проекта…
Я выбрал эту тему потому что…
Цель моей работы…
Проектным продуктом будет…
Основная часть
Я начал работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу тем, что…
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами, как…
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…
Мне удалось достичь цели проекта потому что…
Заключение
Закончив проект, я могу сказать, что…
Я думаю, что я решил проблему, т.к…
Работа над проектом показала мне…
Таким образом, все обучающиеся 9-х классов подготовили и защитили проектные и исследовательские работы. Самые сильные работы были отобраны для последующего участия в муниципальных и региональных конкурсах и конференциях. Были и недочеты. Многие ребята так и не отказались от плагиата вместо того, чтобы высказываться самостоятельно, кто-то неправильно оформил список использованной литературы или цитирование. В целом работа была проделана очень большая и учителями, и классными руководителями и администрацией. Нам кажется, что есть необходимость введения элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности в школе», где обучающиеся научатся выдвигать гипотезы, ставить цель и задачи, проводить исследования, оформлять и презентовать результаты своей работы.
Литература
Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Татьянкин В.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В.. – М.: 5 за знания, 2007.
Курнешова Е.Л. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся г. Москвы. - Департамент образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования. – М.: Просвещение, 2019.
Темы проектных и исследовательских работ для школьников. Электронный ресурс [http://obuchonok.ru/node/2214}