Организация прогулок с детьми в ДОО

0
0
Материал опубликован 8 July

Статья «Организация прогулок с детьми в ДОО»


«День, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья»

Г.А. Сперанский

Пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Это оказывает позитивное воздействие на физическое и умственное развитие детей, а также благотворно влияет на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма.

В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительность прогулок для детей до 7 лет согласно нормативу составляет 3 часа в день, в то же время их длительность зависит от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Согласно МР 2.4.0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» не рекомендуется проводить прогулки для детей до 4 лет при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с, а для детей 5-7 лет — при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулку в дошкольных образовательных учреждениях организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Одежда детей при прогулках должна быть удобной, легкой, предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В зимний период следует придерживаться принципа многослойности в одежде. Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.

Правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит вашему ребенку здоровье и гармоничное развитие.

Правильно организованная прогулка является залогом разностороннего развития ребёнка, поэтому особое значение имеет качественная подготовка педагога к её проведению.

Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. Прогулка в детском саду является одним из важных режимных моментов. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, развиваются коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Цель прогулки укрепление здоровья, профилактика утомления, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.



Цель реализуется через задачи:

оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

оптимизировать двигательную активность детей;

способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

экспериментирование с объектами неживой природы;

сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;

свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;

проведение спортивных праздников (при необходимости).

Организация летних прогулок в детском саду предполагает создание условий для активного и безопасного времяпрепровождения детей на свежем воздухе. Это включает в себя планирование различных видов деятельности, обеспечение безопасности, учет погодных условий и индивидуальных потребностей детей.

Виды прогулок

По месту проведения

На территории детского сада

За пределами территории детского сада

По содержанию

Традиционная.

Тематическая

Целевая

Экскурсии

Поход

Наряду с традиционной структурой прогулок можно проводить тематические прогулки. Прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе. 

Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. 

В методике проведения прогулок определены пять видов тематических прогулок: развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, прогулки-походы, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции. 

Прогулки – развлечения могут быть чрезвычайно разнообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, например, Маша и медведь, Колобок и др. герои из мультфильмов. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Колобок–может путешествовать с детьми в поисках чего-либо.

Главная цель прогулок развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем, которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совмест­ной игровой деятельности, наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошколь­ники уже знают.

Вариантов использования персонажей на про­гулке множество. Например, по всему участку мож­но расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновремен­но). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разно­образные игры. Фигурки могут находиться на участ­ке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут ко­го-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежон­ка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени ре­комендуется вносить изменения: зимой медвежон­ку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д.

В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, би­бабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет до­полнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, само­стоятельно, исполняя роль персонажа, разговари­вая за него.

Прогулка с персонажем близка сценарию про­ведения досуга на свежем воздухе, но не ограни­чена жесткими временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанни­ков может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.

Прогулки с персонажем должны заранее плани­роваться, а их сценарии детально продумываться.

В организации работы с дошкольниками можно выделить особый вид тематических прогулок: прогулки - события, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности.

Прогулка-событие обычно посвящена определенной теме (День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др., так и событию, произошедшему в детском саду (например, привезли и установили новый игровой комплекс, обновили песок в песочницах и др.). Содержание прогулки является продолжением темы дня, например, «День матери», «День друзей» и др.

Предвосхищаю прогулку небольшим анонсом: в раздевальной комнате размещаю афишу для детей, сообщающую о предстоящем событие во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.

Цель таких прогулок - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Например, сколько радости вызвал у малышей новый песок в песочнице! Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи, как разместить всех вокруг песочницы, если она не большая, какие строительные и сюжетные игры предложить.

Поход – это организованное путешествие или прогулка, а также совместное передвижение группы лиц с какой-нибудь целью по определенному маршруту.

Прогулки-походы заняли достойное место в режиме дня дошкольных образовательных организаций. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а с детьми младшего дошкольного возраста- в зеленую зону на территории детского сада, по территории детского сада.

В рамках работы по данной тематике осуществляется взаимодействие с родителями, вовлечение их в образовательный процесс ДОУ.


Используемая литература:

Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко.

Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. Соответствует ФГОС ;

Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми млдашего дошкольного возраста


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.