Статья «Организация психологической помощи дошкольникам с нарушениями эмоционального развития в условиях детского сада»

2
0
Материал опубликован 9 March 2023

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ

С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

В дошкольном возрасте закладываются способности ребенка понимать эмоции свои и других людей, управлять ими и направлять их ресурсы для достижения поставленных задач общения, учения, игры и труда. Эти важные компетенции составляют основу эмоционального интеллекта человека и помогают ему жить в мире с собой и с окружающими, обладать эмоциональной устойчивостью, добиваться успеха. Именно поэтому психологи все чаще обращают внимание родителей и педагогов дошкольных организаций на необходимость целенаправленного развития эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного возраста.

В настоящее время, наряду с общей тенденцией к ухудшению состояния здоровья детей, отмечается рост числа эмоциональных расстройств, которые затрудняют их социальную адаптацию, приводят к асоциальному поведению, снижают способности к обучению.

Причины этих явлений могут быть разными, вызванными как биологическими факторами, так и социальными. Анализ психологических наблюдений за детьми, опросов родителей и педагогов позволил выделить следующие основные причины, вызывающие эмоциональные нарушения у дошкольников, посещающих наше дошкольное учреждение:

1. Личностные особенности (например, темперамент);

2. Задержки в развитии;

3. Особенности семейного воспитания (тревожно-мнительное, противоречивое, гиперсоциальное, эгоцентричное, воспитание без любви);

4. Социальное окружение (неблагоприятные духовные, общественные, материальные условия существования).

Отмечается, что в большинстве случаев родители не замечают проблем эмоционального развития у своего чада, ссылаясь на его малый возраст, надеются, что все пройдет «само собой» и обращаются к специалисту только тогда, когда не могут справиться с поведением ребенка самостоятельно. Таким образом, своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей, оказание им и их семьям психологической помощи в решении проблем адаптации и социализации стало актуальной задачей обеспечения эмоционального благополучия ребенка в нашей дошкольной организации.

В качестве методов психологической диагностики особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста педагогом-психологом используются: наблюдение, рисуночные тесты, а также игровые методики изучения понимания ребенком эмоционального состояния человека.

Регулярное наблюдение помогает педагогу-психологу и воспитателю определить эмоциональное состояние ребенка в режимных моментах и видах деятельности, понять причины неблагополучия, трудности, которые у него возникают в той или иной ситуации. Результаты наблюдений фиксируются в специальных картах:


Карта наблюдения эмоционального состояния ребенка:

t1678350356aa.gifРежимные

моменты

Дата

Актуальное состояние ребенка

(Б – благополучное, Н – нейтральное, НБ – неблагополучное)

Примечание











Приход в ДОУ











Утренняя гимнастика











Игры, общение











Завтрак











НОД… и т.д.











Эмоциональное состояние ребенка прослеживается не только в процессе наблюдения за его поведением, но и при анализе рисуночных (графических) тестов, таких как «Рисунок семьи», «Рисунок детского сада», «Кактус», «Дом – дерево – человек», «Страхи в домиках».

Для детей старшего дошкольного возраста применяется «Методика изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», разработанная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Методика включает в себя несколько заданий и проводится с целью определения понимания и осознания эмоций человека в разных ситуациях.

Каждое обследование ребенка не обходится без тесного сотрудничества педагога-психолога с родителями воспитанников. Беседы, анкеты и опросники позволяют выявить особенности личности дошкольника, а также оценить психологический микроклимат в семье, непосредственно влияющий на эмоциональное состояние и поведение ребенка.

Эмоциональное развитие дошкольника так или иначе происходит естественным путем и обеспечивается за счет взаимодействия с другими людьми – родителями, педагогами, сверстниками. Сформировать у ребенка адекватное эмоциональное восприятие окружающего, расширить круг осознаваемых эмоций, научить понимать себя и других людей и, таким образом, скорректировать негативные эмоциональные проявления и поведение помогают специальные занятия педагога-психолога. Так, в нашем ДОУ педагогом-психологом была разработана и реализуется программа курса занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста». Целью работы по Программе является профилактика и коррекция эмоциональных нарушений дошкольников через ознакомление их с миром эмоций, развитие понимания своих чувств и переживаний, формирование навыков саморегуляции.

Программа рассчитана на дошкольников от 3 до 7 лет, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся в форме игровых тренингов в подгруппах по 6-8 человек. По каждому году обучения курс включает 16 занятий. На занятиях, проводившихся педагогом-психологом, работа идет по пяти направлениям:

1. Коммуникативно-игровое. Сюда входят игры-приветствия, игры с правилами, коммуникативные упражнения, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, связанные с проявлением эмоций, а также работа с картинами, текстами, дидактическими играми и пособиями.

В кабинете педагога-психолога создано эмоционально-развивающая среда, где можно свободно передвигаться, общаться и играть. Коммуникативные игры проходят в кругу, ведь круг – это место гармонизации, создания положительного эмоционального настроя. Среда наполнена множеством игр и упражнений на умение различать разные эмоции, сравнивать их, отображать с помощью мимики и движений, говорить о своем настроении, замечать настроение других. Схемы, символы, пиктограммы эмоций, фотографии и картинки с различными чувствами человека, работа с зеркалом помогают детям в изучении, запоминании и дифференциации эмоциональных состояний человека. Ребята и сами изготавливают игрушки, пиктограммы, маски, с помощью которых могут рассказать о своем настроении, оценить себя, отреагировать свои негативные эмоции, порадовать веселым смайликом друг друга и того, кто огорчился.

2. Творческое. Данное направление включает использование методов арт-терапии, как эффективного средства безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства через творчество. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, рисовать, создавать поделки, а также выражать себя через рассказывание и драматизацию сказок.

3. Двигательное. В коррекционно-развивающей работе с детьми большое внимание уделяется развитию у них выразительности движений, ведь мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Владея движениями, ребенок способен понимать разные оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и тела другого человека. Так, ребята учатся выражать эмоции при обыгрывании психогимнастических этюдов, проблемных ситуаций, через танцевальные и музыкально-ритмические движения.

4. Релаксационное. Приемы релаксации помогают детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье. Для дошколят используются игровые способы снижения эмоционального напряжения - игрушки для отреагирования отрицательных эмоций: молоточки, подушки, мягкие игрушки, мякиши, массажные мячи, баночки для криков, для страхов, для обидок. Важным элементом в обучении детей релаксации служит тренинг мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Выполнение таких упражнений очень нравится дошкольникам, так как в них есть элемент игры. Они достаточно быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

5. Рефлексивное. Ребенок может достигать успеха, если осознает цель своей деятельности, если каждое его действие является осмысленным и понятным. Таким образом, обязательным условием в развитии эмоций является этап рефлексии, когда детям дается возможность сознательно обратить внимание на свои мысли, эмоции и поведение, порассуждать над этим, подвести итог занятия. Ребятам предлагается определить свое эмоциональное состояние через игровые дидактические пособия «Домик эмоций», «Часики настроения», «Я сегодня вот такой!», «Букет настроения». Старшим ребятам пособие «Лесенка самооценки» дает возможность осмысления способов, приемов работы, своих достижений, а также своего поведения в процессе совместной деятельности.

Программа предусматривает активное сотрудничество с родителями по вопросам развития и коррекции эмоциональной сферы детей через консультации, информационные буклеты, памятки, индивидуальные беседы. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за ребенком во время занятий, обратить внимание, как их малыш общается с другими, как реагирует на разные ситуации. Сотрудничество педагога-психолога с родителями воспитанников помогает лучше узнать ребенка, его индивидуальные особенности, разобраться в причинах трудностей в развитии, выработать единые подходы к его воспитанию в семье и дошкольной организации.

В заключении хочется подчеркнуть, что только организованная целенаправленная психологическая помощь дошкольникам с эмоциональными нарушениями при тесном сотрудничестве с родителями может существенно обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.


Литература:

1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с.

2. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160 с.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 208 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации