Организация работы по вовлечению родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс и повышение уровня их педагогической компетентности

1
0
Материал опубликован 25 April в группе

Затонская Марина Александровна,


Андреева Ольга Михайловна


МКОУ СОШ №2 п. Жигалово


Организация работы по вовлечению родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс и повышение уровня их педагогической компетентности


Аннотация: В статье рассматривается практическая помощь родителям детей с интеллектуальными нарушениями суть, которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психолого-педагогического, воспитательного, социального характера. Авторы ушли от привычного информирования родителей о результатах обучения их детей и организовали психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями, которое осуществляется в разных направлениях. Результатом данной работы станет конструктивное сотрудничество взрослых, позволяющее создать оптимальное пространство для обучения и развития ребенка, а также позволит сделать шаг к тому, чтобы школа стала более привлекательной для родителей обучающихся.


Ключевые слова: работа с родителями, программа развития, адаптированные программы.


При организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а особенно с детьми с интеллектуальными нарушениями, невозможно строить полноценное сопровождение обучения и развития без участия родителей. Именно родители лучше всего знают особенности своего ребенка, его интересы и предпочтения, сложности и страхи.

С другой стороны, что касается детей с умственной отсталостью, основная часть родителей и законных представителей детей не имеют даже среднего специального образования, в большинстве своем педагогически неграмотны, еще нет так давно сами осваивали адаптированные программы первого и второго вариантов. Не зря говорят, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

В связи с этим, на наш взгляд, работа с родителями должна строиться в двух направлениях. Во-первых, необходимо работать на повышение уровня их педагогической компетентности, научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком, социализации детей в окружающее пространство. Это направление деятельности в МКОУ СОШ №2 п. Жигалово реализуется через тематические родительские собрания, встречи за круглым столом с участием всех педагогов и узких специалистов, ведущих коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса, индивидуальные консультации по вопросам реализации индивидуальной программы развития (далее - ИПРА) детей-инвалидов, другие обучающие мероприятия. Данная деятельность осуществляется преимущественно во внеурочное время.

Последним примером такой работы стал круглый стол «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в урочной и внеурочной деятельности». Становится популярным среди родителей и детей с ОВЗ клуб по интересам, который имеет творческое начало и основан на увлечениях родителей. Так, бабушка и опекун восьмиклассника Тарасова Татьяна Викторовна показала работу с бросовым материалом, другой опекун, Тюменцева Виктория Ивановна, провела очень запоминающийся мастер-класс по изготовлению цветов из фоамирана.

Родители являются гостями и активными участниками классных и школьных мероприятий, спортивных состязаний. На родительских собраниях мы всегда в виде презентаций и видеороликов презентуем участие детей в праздниках, нашу школьную жизнь.

Для детей с умеренной умственной отсталостью серьезной проблемой является отсутствие координации движений, отставания от сверстников в развитии основных групп мышц рук, ног, спины; быстроты реакции, частоты движений рук, ног; выносливости к повторению упражнений; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях; гибкости и подвижности в суставах, нарушения основных движений или неточность движений; нарушения ловкости и плавности движений, поэтому одной из рекомендаций индивидуальной программы развития ребят является развитие их двигательной активности, коррекционно-развивающая работа по сокращению выявленных нарушений, а также консультирование родителей в данном направлении [1]. Конечно, на каждом уроке адаптивной физкультуры мы кропотливо работаем над компенсированием недостатков и маленькими шагами продвигаемся вперед. У одних детей это получается лучше и быстрее, другим необходимо больше времени и усилий.

Чтобы занятия физическими упражнениями стали нормой для наших ребят, и на уроках и в группе продленного дня отработали пеший маршрут по тропе Здоровья по сосновому лесу, прилегающему к школе. Пешие прогулки для нас обязательны каждый день. Ежегодно педагоги и дети с интеллектуальными нарушениями принимают участие во Всемирном дне ходьбы, если первые два года пешие расстояния преодолевались с трудом, то сегодня это уже некое удовольствие. Как и участие в Фитнес-дне, школьном туристическом слете, лыжных соревнованиях и других мероприятиях не по отдельной щадящей м сокращенной программе, а на равных с другими обучающимися школы.

По пятницам или в походах выходного дня собираемся на горке вместе с родителями, зимой дружно катаемся на санках и ледянках, выполняем спортивные упражнения на сближение и работу в команде, просто хорошо и весело проводим время на свежем воздухе. Именно здесь показываем родителям, какие упражнения для конкретного ребенка в данный момент наиболее актуальны и в какой форме их лучше отрабатывать, в том числе в домашних условиях, поясняем суть их выполнения. А потом кипятим чай на костре, жарим сосиски и просто общаемся. Такие встречи всегда объединяют, заряжают позитивом и энергией, укрепляют коммуникативные связи детей, родителей и педагогов.

Совместный отдых, конечно, хорошо, но в то же время нужно включать родителей в непосредственно образовательный процесс как активных его участников. Это направление начинается с формирования учебного плана, а именно части плана, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности. Также договариваемся о единых требованиях учителей и родителей к ведению тетрадей, занятиям по чтению, трудовой деятельности, выполнению физических упражнений, соблюдению режима дня.

Кроме этого, проводим для родителей открытые уроки и занятия, а дальше анализируем деятельность на нем каждого ребенка. После привлекаем родителей в проведение уроков. Например, родители на уроках основ социальной жизни в классе-комплекте, где обучаются ребята с легкой умственной отсталостью, проводят творческие мастер-классы по кулинарии. Так, из последнего примера бабушка одного из обучающихся представила рецепт фирменных домашних блинов в рамках изучения традиционных народных праздников (Масленица), показала не только сам рецепт, но и умение работать со сковородой.

Ребятам это так понравилось, что для самостоятельной отработки данного рецепта они привлекли родителей и дома стряпали блины, как по этому рецепту, так и по маминой рецептуре, а на следующем уроке представляли свои результаты, пробовали изделия одноклассников. Такая же работа проходит и в других направлениях. Так, в семье Арбатских совместно пекли вафли и готовили бутерброды. Данная деятельность показывает ребятам поддержку родителей, семейные традиции и позволяет ребятам, даже находящимся под опекой, почувствовать себя членом дружной и особенной семьи.

Ребята всегда с нетерпением ждут таких уроков, активно проявляют себя, чей бы родитель при этом не был участником нашего урока, очень гордятся тем, что умеют хорошо делать их мамы и бабушки. Папы, к сожалению, редко приходят на наши уроки. Родители же в процессе урока и обучения видят желание детей, а также их проблемы в обучении, и после урока мы вместе обсуждаем, как эти проблемы преодолеть.

Взрослые наблюдают за детьми со стороны при их непосредственном включении в процесс обучения, после этого родители видят проблемы детей и уже не возникает вопросов по поводу тех или иных оценок. На уроке очень заметны и успехи наших детей, это тоже важно и ценно. Здесь же педагог консультирует родителей по вопросам организации домашней подготовки.

Все это - практическая помощь родителям детей с интеллектуальными нарушениями, суть, которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательного, социального характера.

Таким образом, мы ушли от привычного информирования родителей о результатах обучения их детей и организовали психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями, которое осуществляется в разных направлениях. Результатом данной работы станет конструктивное сотрудничество взрослых, позволяющее создать оптимальное пространство для обучения и развития ребенка, а также позволит сделать шаг к тому, чтобы школа стала более привлекательной для родителей обучающихся.

В выстраивании своей работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) мы полностью согласны со словами великого педагога В.А. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [2].


Список использованной литературы:


Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599). URL: https://www.garant.ru/


Federal state educational standard for the education of students with mental retardation (intellectual impairment) (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 19, 2014 N 1599). URL: https://www.garant.ru/

Только вместе с родителями. URL: https://infourok.ru/tolko_vmeste_s_roditelyami-587366.htm


Only with parents. URL: https://infourok.ru/tolko_vmeste_s_roditelyami-587366.htm


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации