Методические рекомендации на тему «Способы работы с текстовой информацией на уроках в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 6 June 2019

«Инновационные технологии и способы работы с текстовой информацией»

Постернак Людмила Павловна

учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 города Гая Оренбургской области

 

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни. Какие инновационные технологии и приемы работы с текстовой информацией могут помочь решить этот вопрос?

 

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный мета предметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности. Ребенок, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить ее с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы. Тексты могут быть как художественные (на уроках русского языка и литературы), так и деловые, а также научные статьи ( на уроках окружающего мира, технологии ). При работе с текстом я использую следующие приемы:

– чтение -_суммирование в парах;

– чтение с остановками;

– парная «мозговая атака»;

– таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

– работа с вопросником;

– написание творческих работ;

– создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

– кластер.

– Fishbone (Фишбон)

 

Прием «Чтение  - суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3–4_х классах. Детям в классе предлагаются несколько разных текстов по теме(или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении темы «Принятие христианства» дается несколько текстов, рассказывающих о данном событии. Каждая пара изучает свой текст, на большом листе фиксирует его содержание,  затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные дети могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех вариантов текста делается коллективный вывод.

 

Другой прием – «Работу с вопросником» – применяю при введении нового материала на этапе самостоятельно работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка правильности и точности найденных ответов, отсеивания лишнего.

 

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении темы «Водоемы нашего края» дети самостоятельно составляют таблицу, где пишут, что знали о растениях и животных водоемов, что узнали нового и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом часто выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» в таблице дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

 

Прием «Кластер» тоже можно использовать при решении разных задачу рока: для определения границы знаний, для подведения итогов урока, в процессе формулирования вывода о предмете сообщения. Например, при изучении темы «Лес – природное сообщество» этот прием применяется на уроках дважды. Сначала дети в группах создают кластер, опираясь на собственный опыт. Затем идет введение нового материала, работа с учебником, а дальше детям предлагается дополнить кластер самостоятельно с помощью учебного текста.

 

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученного материала. Например, детям предлагается написать о Рождественском чуде или мечте. Это мини сочинение на основе собственных представлений и фантазий.

 

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в несколько групп и проводится соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а  потом весь класс задает «знатокам»вопросы. Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запомнить изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

 

Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе.

 

Нередко в тексте содержатся проблемы, содержащие множество аспектов. Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения можно воспользоваться приемом «Фишбон», что в переводе означает «рыбный скелет». В голове этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, а на нижних – факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Хвост рыбы – вывод (пути решения).

 

 Пример работы с текстом

 

 Работа может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

 

Предлагаем текст (Приложение 1), который может быть использован на олимпиаде по окружающему миру и литературе. Прочитайте его и подумайте, какие вопросы можно было бы задать учащимся для актуализации их знаний.

 

Стадия вызова:

- Как вы понимаете, что такое экологическая проблема?

- Какие экологические проблемы вы уже знаете? Чем они были вызваны?

- Можно ли их было избежать?

 

Для активизации знаний можно показать несколько слайдов по данной проблеме.

 

Стадия осмысления:

 

   Учащимся предлагается текст проблемного содержания и схема Fishbone (Приложение 2) для систематизации этого материала.   Их задача после прочтения текста и обсуждения его содержания в группе сформулировать проблему и ее описать.    Просим учащихся при помощи полученной схемы проиллюстрировать признаки экологических проблем, их взаимосвязь, комплексный характер и т. д. Попробуйте сами сформулировать проблему, которая изложена в тексте, а потом составить схему Фишбон.

 

Стадия рефлексии:

 

В нашем примере учащиеся изучили текст, в котором описываются проблемы воды, Мирового океана, проблемы загрязнения воды радиоактивными отходами, нефтью. Учащимся в группе предлагается обсудить результаты работы на предыдущей стадии и совместно сделать исправления и дополнения к предположениям, сделанным на стадии вызова, таким образом, список проблем дополняется, и вносятся коррективы в признаки экологических проблем. Далее делается общий вывод по проблеме и предлагаются пути решения. Какие пути решения здесь можно предложить?

 

Итоговая рефлексия. Последним этапом станет формулировка определения экологической  проблемы. О какой экологической проблеме говорилось в этом тексте?

 

Обсуждение выполненной работы. Обмен мнениями.

 

    Использование разных приемов работы с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Если в начале 2 класса учащиеся показывали 61 % качества, то к концу учебного года процент качества составлял 82%. 

 

   Таким образом,  инновационные приемы и способы работы с текстовой информацией позволяют  добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляют думать, познавая окружающий мир.

 

Литература:

1.  Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год

2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие. М. ВентанаГраф, 2013

4. Пентин А.Ю.  Что нам делать с PISA?  // Методист. 2008. №4.

5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.   

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации