Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

4
0
Материал опубликован 13 February

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

(из опыта работы)

Л.В. Осипова


Особую остроту в последние годы во всем мире приобретает проблема несоответствия между высокими требованиями общества и тенденцией увеличения числа детей, испытывающих трудности в обучении и поведении. В нашем ОУ отсутствуют учащиеся, демонстрирующие полную неуспеваемость, однако количество слабоуспевающих учеников год от года растет.

Специалисты связывают это явление с негативными изменениями в экологической и социально-экономической обстановке, которые оказывают пагубное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Усиление учебной нагрузки и перегруженность общеобразовательных программ также способствуют росту числа учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Нельзя не учитывать и социально-психологический аспект проблемы. Обучение в коллективе, где постоянное сравнение учащихся по оценкам учителя, приводит к тому, что слабоуспевающий ребенок сталкивается с ежедневным чувством неудачи. Это, безусловно, негативно сказывается на его личностном развитии.

Следовательно, ответственность за такое количество учащихся с низкими учебными показателями частично лежит на педагогическом коллективе.

Пословица гласит: "Увидеть и понять проблему - значит наполовину решить ее. Если же проблема не видна, то она, возможно, находится в самом тебе". Актуальной задачей нашего лицея является предотвращение отсева учащихся с низкими учебными достижениями, оказание им необходимой поддержки и помощь.

Вопрос о целесообразности и методах обучения слабоуспевающих учащихся является актуальным и требует внимательного рассмотрения.

Анализ особенностей этой категории учащихся выявляет ряд характерных черт:

-Дефицит знаний, обусловленный недостаточным уровнем интеллектуального развития.

-Отсутствие интереса к познавательной деятельности.

-Несформированность элементарных организационных навыков.

-Необходимость индивидуального подхода с учётом психологических и педагогических особенностей каждого ученика.

-Слабая вовлечённость родителей в образовательный процесс, что затрудняет сотрудничество учителя и семьи.

Социальный аспект также играет важную роль:

-Большинство учащихся из семей, испытывающих социально-экономические трудности.

-Неадекватная самооценка у обучающихся.

-Частые пропуски занятий без уважительной причины, что приводит к пробелам в знаниях и, как следствие, замедляет интеллектуальное развитие.

Отставание обучающегося в освоении учебного материала может быть выявлено по ряду характерных признаков.

Причиной такого отставания может служить:

-Педагогическая запущенность, то есть недостаточное внимание к образованию со стороны семьи и образовательной организации.

-Частые заболевания, приводящие к пропускам занятий и нарушению учебного процесса.

-Систематические пропуски занятий по различным причинам, что ведёт к пробелам в знаниях.

-Наличие органических нарушений центральной нервной системы и головного мозга, которые могут влиять на когнитивные функции.

Отставание в умственном развитии проявляется в следующих аспектах:

-Трудности в установлении причинно-следственных связей. Ученик не способен адекватно анализировать события и понимать их взаимосвязь.

-Неспособность учитывать все существенные признаки предмета или явления при его описании и анализе.

-Сложности в выделении общего и частного, что затрудняет обобщение и систематизацию знаний.

Причины трудностей в обучении:

1. Недостаточное формирование учебных навыков. Ребёнок испытывает трудности в освоении основных учебных стратегий, таких как: работа с текстовой информацией, выделение ключевых моментов и систематизация знаний. Также наблюдаются проблемы с планированием времени и распределением усилий.

2. Дефицит внимания, сочетающийся с гиперактивностью. Ребёнок характеризуется повышенной отвлекаемостью, двигательной активностью и неусидчивостью.

3. Отсутствие познавательного интереса. Данная проблема может быть обусловлена недостаточным вниманием к развитию познавательных способностей ребёнка со стороны взрослых. Также отсутствие интереса может проявляться в отказе от участия в развивающих мероприятиях, чтении книг и предпочтении пассивных видов досуга.

4. Несформированность произвольной сферы. Данное явление характеризуется склонностью учащегося к выбору деятельности, приносящей ему удовольствие, и неспособностью мобилизовать усилия для решения учебных задач.

5. Проблемное взаимодействие:

- с одноклассниками;

- с педагогами;

- пассивность в учебном процессе.

6. Недостаточный познавательный интерес: в случаях применения дисциплинарных мер (низкие оценки, наказания и т.д.) не наблюдается положительной динамики.

Необходимые меры поддержки:

- Оказание эмоциональной и социальной поддержки;

- Демонстрация успехов ученика в других сферах деятельности.

Рекомендуемые методы:

- Использование увлекательных заданий и головоломок;

- Включение интересных рассказов и историй;

- Создание "эффекта новизны" при решении учебных задач.

7. Недостаточное развитие словесно-логического мышления:

Необходимые действия:

- Активное использование наглядных методов обучения;

- Обеспечение доступности учебного материала.

8. Низкая работоспособность:

- Проявляется в повышенной утомляемости.

- Истощаемости.

- Медленном темпе работы.

Определение стратегии обучения для отстающих учащихся

Целью образовательного процесса является выявление причин неуспеваемости ученика и определение его естественного уровня знаний. После этого необходимо разработать план обучения, направленный на то, чтобы привести уровень знаний учащегося в соответствие с требованиями учебной программы и Государственными Образовательными Стандартами.

Для достижения этой цели требуется реализация индивидуального подхода к обучению, включающего:

- Диагностику: своевременное выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках.

- Коррекцию: организацию своевременной ликвидации выявленных пробелов.

- Мониторинг: анализ эффективности применяемых учеником способов учебной работы и их корректировка при необходимости.

Таким образом, предотвращение неуспеваемости предполагает постоянный мониторинг образовательного процесса и своевременное реагирование на возникающие трудности.

Необходимо обеспечить систематическое обучение учащихся общеучебным умениям и навыкам. Важно организовать учебный процесс, внеклассную деятельность и жизнь в лицее таким образом, чтобы у учеников сформировалась устойчивая внутренняя мотивация к обучению и проявился стойкий интерес к познавательной деятельности.

В отношении учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, следует предпринять следующие шаги:

- Для достижения прочного закрепления знаний требуется увеличить временные рамки для выполнения заданий и расширить их объем.

- Учитель должен сформулировать ясный перечень минимально необходимых знаний и навыков, которые ученик должен усвоить в рамках данной темы.

Для повышения работоспособности учащихся рекомендуется:

- Разнообразить типы учебных заданий и видов деятельности.

- Обеспечить регулярное проветривание кабинета.

- Включать в урок физкультминутки.

- Строго соблюдать принцип необходимости и достаточности, как в объеме учебной нагрузки, так и в предъявляемых требованиях.

Методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

В работе с учащимися, демонстрирующими низкие академические результаты, педагоги могут использовать разнообразные методы:

- Индивидуальные рабочие листы: карточки для самостоятельной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты и карточки-тренажеры.

- Развивающие задания: творческие задачи, "карточки-информаторы", "карточки с образцами решения" и "карточки-конспекты".

Профессиональные обязанности педагога включают:

- Понимание особенностей психофизического развития каждого ребёнка:

- Знание сенсорных предпочтений (кинестетический, слуховой, визуальный каналы восприятия).

-Умение диагностировать и учитывать особенности внимания (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное).

- Определение типа памяти (вербальная, невербальная).

- Создание атмосферы принятия и поддержки:

Педагог должен стремиться понять и принять каждого ученика, независимо от его академических успехов.

Формирование благоприятного климата в классе:

Учитель отвечает за создание спокойной и комфортной обстановки на уроке, способствующей эффективному обучению.

Успешное преподавание требует от педагога проявления ряда важных качеств:

В отношении учеников:

- Справедливой требовательности: учитель должен предъявлять к ученикам обоснованные требования, соответствующие их возрасту и возможностям.

-Неиссякаемого терпения: педагог обязан проявлять терпение и понимание в процессе обучения, учитывая индивидуальный темп усвоения материала каждым учеником.

-Справедливой строгости: необходимо сочетать требовательность со справедливостью, поощряя успехи и корректируя ошибки.

-Веры в потенциал каждого ученика: учитель должен верить в способности своих учеников и вдохновлять их на достижение успеха.

В коммуникации:

-Способности к эмпатии: педагог должен уметь поставить себя на место ученика, понять его трудности и мотивы.

-Отказа от насмешливого тона: важно создать в классе атмосферу доверия и уважения, избегая унижающих замечаний.

-Умения вести непринужденный диалог: создание комфортной обстановки для общения позволяет ученикам свободно высказывать свои мысли и задавать вопросы.


В методике преподавания:

-Стремление к занимательности: уроки должны быть интересными и увлекательными, чтобы мотивировать учеников на активное участие в учебном процессе.

-Использование невербальных средств общения: рисунки, схемы, таблицы и другие визуальные средства помогают сделать информацию более доступной и запоминающейся.

-Обучение работе со справочными материалами: развитие навыков самостоятельного поиска информации является важным элементом образования.

В организации учебного процесса:

-Применение опережающего обучения: позволяет ученикам развиваться в соответствии со своими способностями и интересами.

-Использование различных форм групповой работы: содействует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.

-Внедрение методов взаимоопроса и самоконтроля: способствует развитию самостоятельности и ответственности учеников за свой учебный прогресс.

При организации учебного процесса для учащихся, испытывающих трудности в обучении, необходимо учитывать следующие принципы:

1. Приоритет коррекционно-развивающего аспекта: основное внимание следует уделять развитию надпредметных умений и познавательных процессов, таких как критическое мышление, умение анализировать информацию, решать проблемы и работать в команде.

2. Рациональное распределение учебного материала: сложные темы следует изучать в начале урока, когда ученики наиболее внимательны и полны сил.

3. Динамика учебной деятельности: необходимо чередовать различные виды деятельности на уроке (фронтальная работа, индивидуальные задания, групповые проекты) для поддержания интереса и концентрации внимания учащихся.

4. Повторение и закрепление материала: важно многократно проговаривать и закреплять изученный материал с помощью различных упражнений и заданий.

5. Алгоритмизация деятельности: следует стремиться к тому, чтобы учащиеся могли выполнять учебные задачи по определенному алгоритму, что способствует развитию их самостоятельности и уверенности в своих силах.

Дополнительные рекомендации:

* Не следует ставить учащихся в ситуацию неожиданных вопросов и требовать от них немедленного ответа. Нужно давать им время на обдумывание и подготовку.

* Предпочтительнее письменную форму ответов, так как она позволяет учащимся более тщательно продумать свою мысль.

* Большой объем информации необходимо разбивать на отдельные, доступные для усвоения блоки, предоставляя их постепенно по мере освоения предыдущих.

* Не стоит заставлять учащихся отвечать на вопросы по новому материалу сразу же после его изучения. Лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам закрепить знания дома.

* Используя грамотную тактику опросов и поощрений (не только оценки, но и слова поддержки, типа "отлично", "молодец", "умница" и т.д.), необходимо формировать у учащихся уверенность в своих силах и способностях.

Уверенность в себе поможет ученику справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими при сдаче экзаменов и выполнении контрольных работ.

Необходимо с пониманием относиться к неудачам ученика, поскольку он сам остро их переживает.

В процессе подготовки ответа следует предоставить ему время для проверки и коррекции написанного.

Важно минимизировать отвлекающие факторы, не переключать внимание ученика и создавать спокойную атмосферу.

Обучение должно быть дифференцированным, то есть учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это может быть реализовано на различных этапах урока: при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания, самостоятельной работе.

Для реализации дифференцированного подхода используются специальные дидактические материалы: таблицы, плакаты, схемы для самоконтроля, карточки с заданиями и текстами, снабжённые разъяснениями и иллюстрациями.

Для рациональной организации дифференцированной работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий предлагаются следующие рекомендации:

* Использование карточек с образцами решений и карточек-инструкций для выполнения заданий.

* Предложение учащимся заданий с тремя уровнями сложности: облегченный, средний и повышенный. Выбор варианта предоставляется самому ученику.

* Общее задание для всей группы с системой дополнительных заданий, возрастающей по уровню сложности.

* Индивидуальные дифференцированные задания.

*Групповые дифференцированные задания, учитывающие различную подготовку учащихся (вариант определяет учитель).

* Равноценные двухвариантные задания по рядам с системой дополнительных заданий, возрастающей по сложности.

* Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

* Индивидуальные групповые задания различной степени трудности, основанные на уже решённых задачах и примерах.

* Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Дифференцированный подход может быть использован и при изучении нового материала.

Например, после объяснения темы и демонстрации 2-3 примеров, учитель вызывает 3-4 учеников к доске и даёт им индивидуально-дифференцированное задание. В это время остальные ученики работают с 1-2 одноклассниками. После выполнения задания, происходит его разбор и обсуждение новых понятий.

Главной целью является создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.

Личностно-ориентированный подход к обучению: обучение в сотрудничестве

В современных условиях важно обеспечить каждому ученику возможность раскрыть свой потенциал, независимо от его уровня подготовки. Сильным учащимся необходима возможность реализовать свои способности в более сложной и трудоемкой деятельности, в то время как слабым – помощь в выполнении посильного объема работы.

Эффективным решением этой задачи может стать грамотно организованная учителем поурочная система, основанная на принципах личностно-ориентированной педагогики и использующая базовую технологию обучения в сотрудничестве.

Суть обучения в сотрудничестве заключается не просто в совместном выполнении заданий, а в обучении друг друга. Один из вариантов этой технологии – метод обучения в команде. При этом классе делится на 3-4 команды разного уровня, в каждой из которых выбирается капитан, ответственный за подсчет баллов, заработанных каждым учеником и командой в целом. Команда получает единую оценку в зависимости от общего количества баллов.

Индивидуальная ответственность каждого участника команды заключается в том, что успех или неуспех группы зависит от успехов или неудач каждого ее члена. Это стимулирует членов команды следить за успехами друг друга и оказывать взаимопомощь. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются предоставлением командам заданий разного уровня сложности. Такой подход позволяет сильным, средним и отстающим ученикам получить равные шансы на получение очков для своей команды, что способствует формированию чувства полноценности у каждого участника и стимулирует желание учиться.

В рамках групповой работы даже индивидуальные задания для учащихся с более низким уровнем подготовки приобретают характер коллективной деятельности. Они опираются на знания, полученные и осмысленные всей группой.

Часто ученики испытывают трудности в коммуникации с учителем, стесняются задавать вопросы или просить о повторном объяснении из-за индивидуальных особенностей. Взаимодействие со сверстниками более комфортно: проще обратиться за разъяснениями и консультацией без опасений получить негативную оценку.

Групповая работа позволяет организовать такую поддержку. Класс делится на группы по 4 человека, в которых представлены ученики с различными уровнями подготовки (средний-низкий, высокий-средний). В каждой группе выбирается лидер, который ассистирует учителю в организации работы и выставлении оценок. Все группы получают одинаковые задания, выполнение которых предполагает обсуждение, взаимный опрос, поиск различных решений с последующим анализом. Каждый участник вносит свой вклад, более сильные ученики помогают слабым, что способствует общему прогрессу. В завершение работы группа презентует свое решение всему классу. После выступления нескольких групп учащиеся приходят к единому выводу.

Таким образом, все время урока используется эффективно для достижения главной учебной цели. Учитель координирует работу, оказывает поддержку и корректирует ход выполнения заданий.

В учебном процессе создаются условия, способствующие:

* Пониманию и уважению к личности учащегося: ученик ощущает свою значимость и полезность, его мнение учитывается в процессе обучения;

* Взаимопомощи между учениками и учителем: поддержка оказывается ненавязчиво, профессионально и соразмерно потребностям;

* Достижению удовлетворительных результатов учебной деятельности: ученик завершает урок с чувством выполненного долга.

При организации групповой работы предусмотрена система двухуровневой оценки: самооценка и оценка группы. Учитель предлагает критерии для самооценки, которую ученик выставляет себе самостоятельно по итогам определенного этапа урока. Оценка группы формируется в результате обсуждения вклада каждого участника в изучение конкретного вопроса.

Для повышения эффективности обучения учителя активно внедряют разнообразные формы и жанры уроков.

Оптимизация обучения с использованием "Блиц-уроков"

Как правило, нестандартные уроки способствуют повышению эффективности обучения. Однако чрезмерное увлечение развлекательной стороной может привести к снижению ответственности учащихся по отношению к учебному процессу. Эффективность подобных уроков снижается, если педагог и ученики сосредотачиваются на внешней, сюжетной составляющей в ущерб обучающему компоненту.

Я разработала и провожу уроки математики, которые вместе с учениками называю "Блиц-уроки". Решение задач происходит в формате блиц-турниров: учащиеся должны решить определенное количество задач за ограниченное время (3-5 задач за 1-2 минуты). В течение всего урока учащиеся решают задачи. На первый взгляд, такой формат может показаться скучным и малоэффективным. Однако разнообразие и интерес достигаются за счет внутренней и внешней дифференциации: учитель подбирает задачи трех уровней сложности, а выбор уровня сложности остается за учениками. Оценивание за урок рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для получения высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные ученики, быстро набрав необходимые баллы, выступают в роли консультантов для более слабых, что способствует обучению через преподавание. Даже самые слабые ученики чувствуют свою успешность, так как задачи с низким уровнем сложности им по силам, и при возникновении затруднений они всегда могут выбрать другую задачу или воспользоваться помощью товарища.

Такая форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного типа (например, по теме "Векторы" или "Производная").

В современном образовательном процессе учителям необходимо интегрировать технологии, соответствующие потребностям общества. Одним из таких эффективных методов является проектное обучение, которое рассматривается как действенный инструмент активизации и стимулирования познавательной активности учащихся, особенно тех, кто испытывает трудности в учебе.

Работа над проектом способствует не только систематизации и обобщению знаний, полученных на уроках, но и развитию внимания и практических навыков. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам применить теоретические знания на практике, что повышает их мотивацию и интерес к обучению.

Часто ученики задают вопрос: "Зачем мы изучаем это?". Ответ на этот вопрос может быть дан посредством предложенной работы над проектом. Например, можно предложить учащимся исследовать такие актуальные темы, как измерение высоты здания, расстояние до недоступной точки, анализ транспортной нагрузки на улицах, оценка количества выбросов угарного газа автомобилями, или расчет стоимости ремонта их собственного класса.

Актуальность последнего проекта диктуется жизненными обстоятельствами: ежегодно перед школами, учащимися и родителями встает вопрос о ремонте учебных помещений.

Использование компьютерных навыков учащихся в образовательном процессе

Многие учащиеся, испытывающие трудности в усвоении общеобразовательной программы, проводят значительное количество времени за компьютером, считая себя "компьютерными гениями". Предлагается использовать этот интерес в образовательных целях, предложив им освоить новую компьютерную программу и создать презентацию по одной из тем школьной программы. В качестве примера будут представлены фрагменты презентаций, подготовленных учащимися, которые могут быть использованы на уроках.

В заключение хотелось бы упомянуть о современной технологии "полного усвоения".

На протяжении веков идеалом образования являлось высказывание Яна Амоса Коменского: "Всех учить всему!". Однако реализуемость этой цели вызывает сомнения: как избежать отставания слабых учеников и не перегрузить сильных?

Суть технологии "полного усвоения" заключается в признании индивидуальных темпов обучения. Ученые установили, что учащимся с различными интеллектуальными способностями требуется разное время для освоения одного и того же материала. Традиционная система образования игнорирует этот факт, требуя от всех учащихся овладеть материалом к определенному сроку. В результате многие не успевают, и полное усвоение материала недостижимо для значительной части учащихся. Недостаток времени является главной причиной "хромающих" знаний.

Технология "полного усвоения" предполагает индивидуализацию обучения, предоставляя каждому ученику необходимое время для полного понимания материала.

Основная задача данного подхода к обучению заключается в формировании психолого-педагогической среды, которая позволит работать с каждым учеником класса индивидуально, учитывая его уникальные когнитивные способности, потребности и интересы, а не ориентироваться на "среднестатистического" учащегося.

В соответствии с этим подходом, усвоение учебного материала проходит в несколько этапов:

1. Изучение нового материала. На этом этапе акцент делается на индивидуализацию учебного процесса, позволяя каждому ученику работать в своем темпе и в соответствии со своими потребностями.

2. Диагностическое тестирование. Позволяет оценить базовый уровень усвоения материала всеми учащимися.

3. Уроки коррекции и развития. Этот этап предполагает дифференциацию учебного процесса, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

* Коррекция: предполагает повторение пройденного материала на качественно новом уровне, его закрепление и повторное тестирование для выявления пробелов в знаниях.

* Развитие: предусматривает углубленное изучение материала для учащихся, демонстрирующих продвинутый уровень знаний.

4. Итоговый контроль. Осуществляется на трех уровнях сложности: обязательный, продвинутый и углубленный.

Важно отметить, что технология дифференцированного обучения позволяет ученикам в любой момент перейти на более высокий уровень, если это соответствует их способностям и интересам. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, что позволяет каждому ученику достичь своего максимального потенциала в рамках отведенного времени.

В заключение, хочу подчеркнуть важность самореализации каждого ребенка, независимо от его природных задатков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.