12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария Григорьевна Кольцова16
0

Статья на тему «Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста»

ГБОУ СПО «Нижегородский Губернский колледж»


Статья

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                                       Преподаватель:

М.Г. Кольцова

2019 год

Стремительные изменения, которые переживает современное общество, диктует потребность в выпускниках нового качества, обладающих не только знаниями, но и обобщенными умениями, проявляющимися в способности решать жизненные и профессиональные проблемы.

Современная жизнь требует подготовки творческих работников, поэтому и уровень знаний, умений и практических навыков, приобретаемых учащимися зависит не только от того, насколько грамотно и доступно излагает преподаватель изучаемый материал, но и от того, как построен урок, от принимаемых методов обучения, от умелого вовлечения учащихся в активную умственную деятельность, от степени самостоятельности учащихся в процессе работы на уроке, дома.

То есть, к методам обучения сегодня предъявляют повышенные требования. Они должны обеспечить не только прочное усвоение знаний, умений, навыков, но и способствовать развитию познавательных сил учащихся, прививать им навыки самостоятельно давать знания, развивать навыки творческой учебно – познавательной деятельности.

Известно, что методы обучения можно подразделить на три большие группы:

Методы организации учебно – познавательной деятельности.

Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности.

Методы контроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

В первой теме курса «Теории и методики физического воспитания» применяю дедуктивный метод: вопросами направляю мысль учащихся от общих понятий «развитие», «воспитание», «подготовленность», к определению более частных понятий: « физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство» и т.д. А учащимся предлагаю сделать выводы, чем занимается теория физического воспитания как наука, как связана теория физического воспитания с педагогикой, психологией и другими науками.

Такой урок выявляет у учащихся степень умения анализировать, доказывать, обобщать, применять полученные знания из курса педагогики. С целью формирования навыков самостоятельно – познавательной деятельности были намечены три основные пути:

использование разнообразных методов организации самостоятельной деятельности в том числе проблемно поисковых методов организации самостоятельной работы

использование методов организации творческой деятельности, творческой мысли учащихся

развитие навыков самоконтроля в их познавательной деятельности.

Ценным моментом для развития самостоятельной творческой мысли учащихся является проблемное обучение.

В процессе усвоения нового материала перед учащимися всегда стоит проблема:

обосновать задачи физического воспитания на основе знаний анатомо – физиологических особенностей;

доказать, что физические упражнения являются основным средством физ. воспитания;

как учесть возрастные особенности при объяснении упражнений / общеразвивающих, подвижных игр.

Большую активность, самостоятельность мышления учащихся проявляют при решении теоретических заданий: например:

- почему подвижная игра считается основным видом физических упражнений в дошкольном возрасте?

- доказать, что высказывание Н.К. Крупской «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» справедливо по отношению к подвижным играм.

В теме «Методика проведения физкультурных занятий» с помощью схем, изображающих различные способы, изображены, какой наиболее удобен для первоначального знакомства с движением, Почему? Какой больше содействует увеличению двигательной активности детей? Предлагаю сделать вывод, от каких условий зависит выбор способа организации детей при выполнении основных видов движений на занятии?

Действенным методом самостоятельного усвоения нового материала является организация самостоятельной работы с учебником и другой литературой на уроке и дома.

Решение познавательных задач также является важным условием развития самостоятельной деятельности на уроке. Например, перед изучением темы «Методика проведения утренней гимнастики» учащимся зачитывались примеры с допущенными ошибками: « На утренней гимнастике в младшей группе воспитатель взяла упражнения с палками. Перед выполнением упражнений она показала как держать палку, как выполнять упражнение. Дети не справились, выполняли все по-разному, были возбуждены…» Вопросы к учащимся:

Дать психологическое обоснование состояния детей.

Почему дети не справились?

Как надо было поступить?

Такие задачи учат внимательно изучать содержание темы, больше внимания уделять личности ребенка, анатомо – физиологическим и психологическим особенностям его развития.

Развитие творческой мысли учащихся на уроке, выполнение творческих заданий – это 2-ой путь развития познавательной самостоятельности учащихся. В теме «Общеразвивающее упражнения» на первом уроке предлагается составить комплекс упражнений без предметов с помощью «Программы…» по указанной схеме. Учащимися предлагается подобрать яркие, выразительные образы для названия упражнений, практически их выполнить.

Вот один из составленных комплексов «Котята»

«Котята показали ноготки»

«Котята лакают молоко»

«Котята спрятались от собаки»

«Котята чистят коготки»

Аналогичные задания получают учащиеся при прохождении других тем. Составление физкультминуток, придумывание игровых заданий с различными пособиями (обручи, палки, флажки), составление схем размещения оборудования и детей в ходе обучения основным видам движений на физкультурных занятий и другого задания. Обучение целенаправленному наблюдению, анализу методической литературы готовят учащихся к самоанализу, организации самоконтроля, проведению самостоятельных простых исследований для курсовой работы. Это третий путь развития познавательной самостоятельности учащихся.

Например, во время опроса по теме «Общеразвивающие упражнения» предлагаем вспомнить требования к отбору физических упражнений для дошкольников и составить комплекс на доске (с помощью пособия). Остальные составляют вопросы для анализа комплекса.

Учебный процесс по изучению курса дает большой простор для развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. Применение разнообразных методов организации познавательности самостоятельности дает высокую накопляемость оценок, т.е. обеспечивает всестороннюю проверку знаний, умений и в итоге повышает качество знаний будущего специалиста.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.