Проектно-исследовательская работа «Организация сбора макулатуры в школе» (5–6 класс)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19» (МАОУ СОШ №19)
Проект на тему:
Организация сбора макулатуры в школе
Автор проекта:
Учитель биологии, Габдрахманова Р.Т.
2018г
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………… 1.1 Макулатура и ее влияние на экологию………………………………… 1.2 Процесс переработки макулатуры……………………………………... Материалы, производимые из переработанной макулатуры…………. Раздельный сбор мусора — благо для экономики государства и сохранение экологии………………………………………………………………… 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………….. 2.1 Изготовление контейнера для сбора макулатуры……………………. 2.2 Сбор и измерение количества собранной бумаги в каждом классе, в целом по школе в период с 2016 по 2018 год……………………………… Методические рекомендации по организации сбора макулатуры в школе……………………………………………………………………………… Список использованных источников………………….……………………… Приложения…………………………………………….………………………… |
3 4 5 5 5
6 6 6 7
8 9 10 |
Введение
В последнее время все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д.
Для предотвращения экологической катастрофы необходимо изменить у людей потребительское отношение к ресурсам и к энергии. Этому восприятию нужно учиться, ведь в наших семьях еще не привыкли к существующему порядку вещей: без толку горящий свет, капающую воду из кранов, наступающие на нас свалки мусора или горы бумаги, попросту выброшенной на свалку, где она будет разлагаться, засоряя окружающую среду.
Необходимо задуматься об изменении стиля жизни каждого, о внедрении и развитии энергосберегающих технологий, использовании источников энергии, наиболее безопасных для окружающей среды. Каждый должен осознать свою ответственность за будущее планеты.
Успешность мероприятий по энерго- и ресурсосбережению невозможна без массового распространения информации об экономии энергии и ресурсов среди широких масс населения. Пропаганда энерго- и ресурсосбережения в школе имеет огромное значение. Нынешние школьники, с детства привыкшие бережно относиться к электроэнергии и ресурсам, в будущем смогут совершить прорыв в экономии ресурсов во всей стране.
Воспитание потребности в энерго- и ресурсосбережении у взрослых людей и детей невозможно без взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений, органов власти, трудовых коллективов, общественных организаций[1].
Цель проекта:
Научить подрастающее поколение экономить природные ресурсы путем вторичного использования макулатуры.
Задачи:
1. Формирование преставления о макулатуре и ее влиянии на экологию у детей и взрослых;
2. Формирование экологической культуры местного населения;
3. Вовлечение детей в практику сбора макулатуры;
4. Разработка методики организации сбора макулатуры в школе;
5. Актуализация экологических проблем через разные формы творчества.
Актуальность: Мы часто слышим о раздельном сборе мусора, частью которого является макулатура (одной из самых ценных). Однако, не все знают куда сдать макулатуру, предпочитая относить все на свалку. Разработанная методика поможет организовать сбор макулатуры в школе.
Объект: макулатура и возможность вторичного использования бумаги.
Методы: сбор и анализ информации об объекте, измерение, практическая работа, анализ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.1 Макулатура и ее влияние на экологию
Макулатура – это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья[2].
Макулатура используется в качестве вторичного сырья. Использование макулатуры обеспечивает сохранность природных ресурсов, например, существенно экономит древесину (1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево и позволяет уменьшить вырубку лесов). Макулатура может быть переработана не более чем 5-7 раз прежде чем её волокна станут короткими и непригодными для изготовления бумаги, что предупреждает засорение отходами окружающий мир.
Макулатура составляет по весу примерно 40 % всех твёрдых отходов.
На 2004 год уровень сбора макулатуры в России составил 12 %, в мире - 49 %, в США - 50 %, в Европе - 59,4 %. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6 %[3].
В советский период макулатура заготовлялась всеми предприятиями. Огромная активность в этом процессе отводилась школам, где устанавливались годовые нормы сбора. Сегодня основными источниками сдачи макулатуры являются предприятия.
Переработанную макулатуру можно использовать в качестве упаковки товаров различных видов. Она предотвращает товары от повреждений и загрязнений, экологична, дешевле пластиковой упаковки.
1.2 Процесс переработки макулатуры
Предприятия-переработчики вторсырья принимают несортированную макулатуру. Затем происходит процесс разделения на разные виды и маркировки. По качеству выделяют бумажное сырьё марки «А» - высокого качества, «Б» - более низкого качества, а самая некачественная имеет обозначение «В».
Прежде всего, макулатура тщательно перерабатывается при помощи так называемой «мокрой» технологии, в которую входят следующие этапы:
1. Разделение (роспуск) на волокна. Для этого макулатуру помещают в воду. Затем её обрабатывают специальным автоматическим измельчителем.
2. Очищение от примесей. Полученная суспензия просеивается с помощью огромного сита – так удаляются все тяжёлые частицы, грязь. Лёгкие примеси вытягиваются из массы специальным аппаратом.
3. Окончательная очистка. Поскольку вторсырьё всё ещё может содержать растительные волокна, его направляют на более тонкую очистку. Лишь после этого макулатура считается полностью готовой к новому производству тары или бумаги [4].
1.3 Материалы, производимые из переработанной макулатуры
Из бумажного вторсырья производятся:
1. Строительная вата (эковата). Это теплоизоляционный материал.
2. Плита, состоящая из просушенных и спрессованных бумажных волокон, служит для отделки помещений.
3. Кровельный материал.
4. Бумага.
5. Упаковка для всевозможных товаров: от бытовой техники до посуды. Гофробумага, гофрокартон.
6. Горшки для рассады.
Перерабатывая макулатуру, производитель тары уменьшает количество вырубленных лесов: ведь если производство упаковки задействует вторсырьё, то нет нужды добывать древесину[4].
Раздельный сбор мусора — благо для экономики государства и сохранение экологии
Разделение или раздельный сбор отходов (мусора) подразумевает предварительную сортировку в зависимости от его вида или происхождения.
Такая сортировка может производиться вручную либо выполняться специальными механизмами. Но более правильный подход — изначальное разделение отходов потребителями с обязательным их размещением по разным контейнерам.
Такая практика сбора отходов позволяет избежать загрязнения окружающей среды — огромные мусорные кучи не будут медленно разлагаться или гореть на загородных свалках.
Кроме того, сортировка позволяет перерабатывать разные виды отходов, способствуя экономически выгодной для бизнеса и страны утилизации.
Изначально никому не нужный мусор используется с огромной пользой для человека и природы — из вторичного сырья получают необходимые вещества и материалы, которые затем идут на изготовление новых товаров.
Организация раздельного сбора мусора в школе позитивно сказывается как на статусе учебного заведения, так и на благотворное воспитание учеников, а именно - привитие культуры заботы об окружающей среде. Своим примером, заостряя внимание на системе раздельного сбора отходов, учителя обращают внимание на существующие вопросы экологии и как самостоятельно можно принести пользу в этом движении.
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Изготовление контейнера для сбора макулатуры
Сбором макулатуры в нашей школе занимаемся не первый год. Все началось с того, что в школе скопилось много не нужной бумаги: это были списанные учебники из библиотеки, старые документы, бумага из шкафов в кабинетах и т.д.
Сначала макулатуры было много: учителя с радостью избавлялись от ненужной бумаги, родители подчищали шкафы, кладовки.
За предыдущие два года нами было собрано 5450 кг макулатуры. Однако большие запасы бумаги исчерпаны и перед нами встала проблема как собрать бумагу в этот раз?
Обратили внимание на то, что в каждом кабинете ежедневно выбрасывается макулатура в мусорное ведро. Вот дополнительный ресурс! Нам пришла идея – нужно сделать контейнеры для сбора макулатуры.
И вот на общешкольной линейке участники агитбригады «Зеленый патруль» объявили о старте конкурса на лучший контейнер для сбора бумаги.
Цель: изготовить контейнеры для сбора макулатуры
Оборудование: картонные коробки, гофрокартон, клей, ножницы, цветные карандаши, цветная бумага, рекламные буклеты, распечатанные на принтере.
Форма проведения: конкурс среди классов.
Ход работы:
Подготовить коробку к отделке;
Прорезать в крышке отверстие для бумаги;
Оформить контейнер агитационными листовками: «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», «Бумаге вторую жизнь» и т.д.
Установить контейнер в кабинете
Отчет о проделанной работе и награждение участников
Результат:
В конкурсе приняли участие все классы с 1 по 11.
Участники проявили творческую выдумку и фантазию. Все конкурсанты получили именные грамоты.
Контейнеры установлены в кабинетах.
2.2 Сбор и измерение количества собранной бумаги в каждом классе, в целом по школе в период с 2016 по 2018 год
Цель: собрать и изучить, сколько макулатуры можно собрать в кабинетах школы:
За недельный период
За данный период реализации проекта
Оборудование: весы, журнал регистрации веса макулатуры
Ход работы:
1.Собрать макулатуру в контейнеры;
2.По мере наполнения контейнера упаковать бумагу в коробки или пакеты;
3.Взвесить и результаты записать в журнал;
4.Подвести итоги
5.Провести акцию по сбору макулатуры «Бумажный БУМ»
Результат:
Сложив вес макулатуры, собранной в кабинетах школы, мы получили такой результат:
- В течение 1 недели, например с 21-25 ноября 2017 года было собрано 30,9 кг бумаги (Приложение №1)
- За ноябрь было собрано 118 кг макулатуры.
Провели акцию «Бумажный БУМ- ВЕСНА 2018» 14 апреля 2018 года и набрали 1245 кг бумаги (Приложение № 2). На средства, полученные от сдачи макулатуры, закупили посадочный материал для пришкольного участка.
За период с 2016 по 2018 год было собрано около 8 тонн бумаги.
Методические рекомендации по организации сбора макулатуры в школе
1. Проведение уроков «Школа утилизации: макулатура» с привлечением агитбригады;
2. Проведение конкурса контейнеров для сбора макулатуры;
3. Выступление агитбригады на родительских собраниях;
4. Систематическое проведение акции «Бумажный БУМ»;
5. Учет сданной макулатуры с подведением итогов по классам, в личном зачете;
6. Награждение активистов по итогам акций;
7. Оформление информационных стендов;
8. Приобретение посадочного материала для благоустройства территории школы на вырученные от сдачи макулатуры средства.
Список использованных источников
1. Алые паруса. Макулатура бережет деревья [Электронный ресурс] // Internet. – 2014-2016. – Режим доступа:http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/10/31/makulatura-berezhet-derevya-prezentatsiya-i-tekst-raboty
2. Википедия. Макулатура [Электронный ресурс] // Internet. – 2015. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Макулатура
3. Surgeryzone. Польза обработки макулатуры [Электронный ресурс] // Internet. – 2010 – Режим доступа:http://surgeryzone.net/info/polza-obrabotki-makulatury.html
4. Зеленый край. О пользе макулатуры [Электронный ресурс] // Internet. – 2015. – Режим доступа:http://greenkray.ru/releases/promeco/j%20gjkmpt%20vfrekfnehs-detail.php
Приложения
Приложение №1
Макулатура, собранная за неделю 21-25 ноября 2017 года
Класс |
Вес |
Класс |
Вес |
|
1а |
1,3кг |
6а |
0,75кг |
|
1б |
0,9кг |
6б |
0,4кг |
|
2а |
1,8кг |
7а |
- |
|
2б |
1,56 кг |
7б |
3,4кг |
|
3а |
0,5 кг |
8а |
1,82кг |
|
3б |
3,3кг |
8б |
1,8кг |
|
4а |
4,1кг |
9а |
1,6кг |
|
4б |
1,25кг |
9б |
1кг |
|
5а |
0,8кг |
10 |
1кг |
|
5б |
2,3 кг |
11 |
1,32кг |
|
Собрано за неделю |
30,9кг |
Приложение №2
Проведение акции «Бумажный БУМ – ВЕСНА 2018»
Цели: 1.Вовлечь детей в практику сбора макулатуры;
2.Формироватьэкологическую культуры местного населения.
План реализации акции «Бумажный БУМ – ВЕСНА 2018»
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Выпуск стенгазеты |
04.04.2018 г. |
8 «б» класс |
2 |
Объявление о начале акции на общешкольной линейке |
05.04.2018 г. |
7 «б» класс |
3 |
Выступление агитбригады «Зеленый патруль» на линейке начальных классов |
11.04.2018 г. |
Агитбригада «Зеленый патруль» |
5 |
Проведение информационных уроков о сборе макулатуры |
С 04.04.-15.04.2018 |
Учитель биологии Габдрахманова Р.Т. |
6 |
Сбор макулатуры. |
14.04.2018 г. |
1-11 классы, учителя, члены семей |
7 |
Сдача макулатуры. |
15.04.2018 г. |
Учитель биологии Габдрахманова Р.Т. |
8 |
Награждение |
18.04.2018г |
Учитель биологии Габдрахманова Р.Т. |