Доклад «Организация системы работы с одаренными детьми в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» города Мичуринска»
Организация системы работы с одаренными детьми
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Яблонька" г.Мичуринска
Авторы: Кутанова Екатерина Николаевна, воспитатель
Вострикова Светлана Юрьевна, старший воспитатель
Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала.
И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
В детском саду «Яблонька» активная работа по данному направлению была начата в 2019 году.
Для организации системы работы была сформирована нормативная база. Затем разработана программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЙ ТАЛАНТ»
Приоритетным направлением программы является создание условий для оптимального развития детей с высоким интеллектуальным, творческим, физическим потенциалом.
Была создана творческая группа педагогов, которые курируют каждое направление.
Для улучшения качественного показателя, педагогами были пройдены курсы повышения квалификации.
Так же была обогащена предметно-развивающая среда для работы с одаренными детьми.
На данный момент ДОУ находится на 2 этапе реализации– внедренческом. Какие же результаты уже достигнуты.
Создан банк данных детей (подчеркиваю) с предпосылками одаренности.
Интеллектуальное - 6, спортивное - 4, творческое - 9. Всего – 19 детей, что составило 26 % от общего количества детей 5-7 лет.
Немного хотели бы осветить каждое из направлений.
Интеллектуальное направление
Для себя мы сделали разделение на два раздела: академическое и естественнонаучное.
Академическое направление
Разработана и адаптируется программа «Ментальная арифметика», проходят практические занятия, оформление срезов и показателей динамики развития.
Ведется работа по программе Ломоносовской школы, проходит апробация дидактического материала с детьми 4-5 лет. В нашем дошкольном учреждении уже есть опыт по организации группы, которая реализует программу «Тропинки» в рамках федеральной площадки. Программу Ломоносовской школы мы предлагаем пока только для детей с признаками интеллектуальной одаренности.
Естественнонаучное направление
Разработана и адаптируется программа «Экологический мир», которая направлена на реализацию приоритетного направления дошкольного учреждения – агроэкологию. С одаренными детьми реализуются усложненные детские исследовательские проекты по агроэкологии, они организуют и проводят самостоятельную опытническую деятельность на агроучастке и в тепличном комплексе.
Творческое направление
Так же имеет свой спектр: художественная, вокальная, артистическая.
Дошкольники работают по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам «Чудесные превращения», «Волшебный пластилин», «Танцы на воде». Но для одаренных детей ставятся более сложные задачи, используется другой технический материал, сроки выполнения. Так же с детьми проводятся занятия и по традиционному рисованию, скульптуре, презентационные мастер-классы.
В этом году, при реализации программы «Театральные ступеньки» выявлено 2 ребенка с артистической одаренностью. Сейчас с ними проводятся индивидуальные занятия по актерскому мастерству. Ведутся переговоры с руководством драматического театра о проведении систематических мастер-классов для данных детей.
Спортивное направление.
Данное направление инструктор по физической культуре, который работает по индивидуальной программе. Дошкольники стали призерами соревнований, 1 мальчик занял 3 место в соревнованиях по ГТО, которые недавно проводились на муниципальном уровне.
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.