Организация устного счета на уроках математики основного общего образования
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Первый этап урока математики в основной школе — подготовительный — это, как правило, содержательная устная работа, включающая устный счёт, анализ и решение задач, готовящих учащихся к усвоению нового, а также развивающие упражнения. Этот этап будем называть устным счетом. На этот этап не следует отводить более 10—12 минут урока. Цели этого этапа:
- подготовить учащихся к продуктивной работе на всём протяжении урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных знаний и умений, включение механизмов восприятия, умственной деятельности;
- постоянно проводить работу по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков;
- способствовать развитию учащихся, т. е. необходимо на каждом уроке предлагать задачи, требующие сообразительности, внимания, анализа, обобщения имеющихся знаний и т. п.
Включённые в учебниках математики упражнения для повторения, устные упражнения и номера, предназначены для наполнения первого этапа урока учебными заданиями, конечно, не предусматривают все возможные обстоятельства, возникающие при обучении математике в конкретной школе, затруднения детей при овладении отдельными темами курса, и учителю имеющийся минимальный набор устных упражнений данной группы, рассчитанный на наиболее часто встречающиеся учебные ситуации, необходимо дополнять заданиями, отвечающими проблемам конкретного класса.
Заметим, что роль этих упражнений не сводится только к поддержанию умения считать. Не менее важно, что они — хороший инструмент для развития оперативной памяти детей, тренировки внимания, настойчивости.
Заметим, что устные упражнения не принесут пользы, если, как это часто бывает, ученики по очереди выполняют по одному действию и называют результат. При этом большинство учащихся класса остаётся пассивным и постепенно привыкает к бездельничеству во время устной работы. Смысл же этих заданий в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объём вычислений, а учитель имел возможность быстро и легко проверить работу всех учащихся
Устные упраденения очень важны как при выходе на основной государственный экзмаен, так и на протяжении всего курса обучения математики в основной и средней школах.
Значительное количество учащихся, перешедших в среднее звено, не обладает хорошо развитым логическим мышлением. Его развитию должно способствовать изучение математики и, в частности, организация устного счета.
Многие вопросы из курса начальной школы рядом учащихся усвоены слабо. Устный счет должен оказывать помощь в ликвидации подобных пробелов.
Устный счет не только служит целям контроля, но является важным фактором в работе над изучением программного материала, служит средством повторения, способствует развитию сообразительности и математического мышления, вскрывает пробелы, уточняет понимание теории, создает навык концентрации внимания и умения мобилизовать силы, включает элементы самостоятельной работы.
Устный счет нельзя проводить торопливо, но он должен быть не медлительным, а интенсивным, живым, бодрым.
При устном счете следует избегать распространенного недостатка, когда упор ставится на память, а не на раскрытие, развитие и применение действенных знаний.
К каждой пройденной программной теме надо составлять список узловых и принципиальных вопросов, знание которых учащимися должно быть обязательным.
При самом первом знакомтсве с классом, можно сообщить учащимся следующие требования и установки, касаемые ответов на устном счете: Ответ на устном счете должен быть: а) правильным, б) полным, в) кратким, г) конкретным.
Неправильный ответ всегда связан с незнанием или непониманием. Но и при наличии знания и понимания ответ может быть лучше или хуже. Пункты «б» — «г» и характеризуют качество ответа.
Полнота ответа заключается не в том, что ученик привлечет много материала, а в том, что он охватит основные факты, относящиеся к вопросу, объяснит их и покажет практическое значение.
Краткость ответа - не в том, что выбирается для изложения только часть материала, относящегося к данному вопросу. Речь идет о форме изложения. По возможности следует избегать отступлений, лишних слов, повторений одного и того же разными словами или в разных местах.
Требование конкретности. Не говори общими фразами, не рассуждай «вообще». Связывай изложение с опорными фактами, с иллюстрирующими примерами. В случае надобности давай самостоятельные примеры, и не только для иллюстрации, но и для облегчения самому себе конкретности изложения.
Требования к ответу нужно иллюстрировать разбором конкретных примеров. Разбор можно провести так. Дается вопрос из пройденного средней трудности. Заслушиваются ответы нескольких учеников. Ответы уточняются, дополняются и, наконец, создается окончательная редакция. К работе нужно привлекать, по возможности, больше учащихся. Короче говоря, учить учеников отвечать нужно активными методами.
Приведем примеры возможных вариантов устного счета.
Доска делится на 3—4 части. Сверху пишутся задания, относящиеся как к теории, так и к практике (решение задач, примеров). Ученики видят предложенные вопросы. Дальше устно по каждому вопросу опрашиваются ребята, испытывающие трудности в освоении материала. И дополняют их ответы учащиеся с более сильной подготовкой. Пока учащиеся отвечают на вопросы, учитель производит фронтальный просмотр выполнения письменного домашнего задания. Такой просмотр нужно делать ежеурочно. При этом, конечно, нет возможности детально просмотреть работу каждого ученика, но некоторые недочеты ученикам указываются, а главное, ученик, зная, что его работу смотрят, более добросовестно и аккуратно ее выполняет.
Устный счет при изучении нового материала на уроках «открытия» нового знания способствует не только закреплению предыдущего материала, но и подводит ученика к открытию новых знаний.
Например, при изучении темы «ромб» можно устно решить следующую задачу: Дан параллелограмм с равными сторонами. Доказать, что диагональ такого параллелограмма перпендикулярны и являются биссектрисами углов параллелограмма.
Приведем примеры устных упражнений на уроках актуализации и применения знаний и умений:
Закрепление темы «Отношение и пропорция»:
На доске:
Данная тема тесно связано с основным свойством дроби. Основное свойство дроби следующее: Величина дроби не изменится, если одновременно числитель и знаменатель умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
Такую же операцию можно производить и над членами отношения. Это дает возможность заменять отношение дробных чисел отношением целых чисел.
Решение:
1-й способ.
Ответ:
2-й способ. Его следует показать учащимся на доске.
Приведем обе дроби к общему знаменателю:
Получаем
Результат таков, как если бы мы отбросили общий знаменатель.
Для двух чисел 1-й способ короче. Но для цепочки отношений нескольких чисел он не пригоден; 2-й способ пригоден всегда:
Ответ:
Несколько вопросов для устного счета к теме «Степень с натуральным показателем».
Найдите значение выражения:
Возведите в квадрат числа:
Возведите в куб числа:
Определите знак значения выражения:
Представьте в виде степени с основанием 2: 2,4,16,32,64,128,1024
Существует ли число, квадрат которого равен 81, -16,
Представьте выражения в виде степени:
Представьте выражения в виде степени:
Найти преиметр квадрата с площадью:
Представьте выражения в виде степени:
Известно, что
Примеры заданий для устного счета к теме «Четырехугольники» в 8 классе:
Какая фигура называется многоугольником? Что такое вершины, стороны, диагонали и периметр многоугольника?
Какой многоугольник называется выпуклым?
Найти сумму выпуклого n-угольника
Какие признаки параллелограмма вы знаете?
Я
вляется ли четырёхугольник параллелограммом?
Какая фигура называется трапецией?
Какие виды трапеций вы знаете?
Какая фигура называется прямоугольником?
Какими свойствами он обладает?
АBCD — прямоугольник, AD = 8 см, АС = 20 см. Найдите периметр треугольника AOD.
Какая фигура называется ромбом?
Какие свойства ромба вы знаете?
В ромбе ABCD угол ADC равен 140°. Найдите угол DBC.
Сформулируйте несколько определений квадрата.какими свойствами он обладает?
Какая фигура называется симметричной: а) относительно данной прямой; б) относительно данной точки?
Ученикам предлагаются также дополнительные вопросы, заранее продуманные преподавателем.
Вообще на уроках геометрии следует систематически ставить вопросы, выраженные чертежом, или связанные с необходимостью самостоятельной графической иллюстрации. Под графической грамотностью будем понимать умение сделать чертеж, умение разобраться в данном чертеже, создать задачу к чертежу, уметь дать самостоятельную иллюстрацию к тому или иному положению или примеру.
Нужно также обращать внимание на практическую сторону каждого вопроса, так как часто именно она и свидетельствует о правильном понимании.
К теме о биссектрисе угла треугольника: «Дан неравнобедренный треугольник. Укажите середину основания; соедините вершину треугольника с полученной точкой; представьте теперь, что проводится биссектриса угла при вершине. Нужно сказать, как она пойдет: по медиане, левее или правее ее?»
К обобщению темы: «Подобие фигур»: Установить признак подобия двух прямоугольников; двух ромбов; двух параллелограмов.
К теме: «Соотношения в прямоугольном треугольнике»:
а) Дан египетский треугольник (катеты 3, 4, гипотенуза 5); проведена медиана к гипотенузе, найти ее длину.
б) Дан египетский треугольник, найти длины трех его высот.
Перечисленные вопросы о прямоугольных треугольниках являются устными, задаваемыми без чертежа. Учащиеся должны мысленно найти ответ и проиллюстрировать его на чертеже. Иллюстрация обязательна, так как не все учащиеся справляются с подобной работой.
К теме «Дробные рациональные уравнения» в учебниках довольно много примеров дробных уравнений, сводящихся к квадратным. Дробные уравнения получаются часто и при составлении уравнений по условию задачи.
При организации устного счета можно предложить обучающимся задачи, где учащиеся предварительно должны установить, какие значения неизвестного не являются допустимыми.
Например для уравнения:
рассуждение такое: корень уравнения должен обращать уравнение в справедливое численное равенство; так как деление на нуль невозможно, то допустимые значения для х следующие:
При решении задач на нахождение числового значения буквенных выражений при заданных числовых значениях переменных, обязательно нужно ставить вопрос о том, какие, вообще, значения могут принимать буквы и какие не могут. Например, в выражении:
, а . Вопрос о допустимых числовых значениях х и у для получения действительного результата связывается с решениями простейших неравенств.
Ограничимся приведенными примерами. Цель их — показать, сколь богатым материалом располагает учитель при желании практически развивать математическое мышление учащихся.