Статья «Организация социально-воспитательной деятельности в профессиональном образовании»
Статья на тему: организация социально-воспитательной деятельности в профессиональном образовании
Лексакова Елизавета
Воспитатель общежития
Организация социально-воспитательной деятельности в профессиональном образовании
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» современное понятие образования трактуется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Социально-воспитательная деятельность в профессиональном образовании является частью общей системы воспитания, но сложность состоит в том, что она формирует отношение личности не только к общепринятым нормам социума, но и отношение к профессии, ее значимости и востребованности, к уровню компетентности и конкуренции на рынке труда в условиях инновационной экономики.
Одной из главных задач профессионального воспитания является приобретение нравственного облика каждого специалиста, способность и необходимость в дальнейшем непрерывном профессиональном развитии.
Основной составляющей процесса организации социально-воспитательной деятельности в профессиональном образовании является наличие компетентного кадрового состава. Направляет, координирует и корректирует социально-воспитательную деятельность специалист по воспитательной работе образовательной организации. Это трудоемкий и ответственный процесс является залогом общего уровня воспитания и социальной активности нового поколения, а также влияет на рейтинг учебного заведения.
Команда педагогических работников по различным направлениям социально-воспитательной деятельности является рычагом воздействия на личность обучающегося, с помощью прямого контакта и применения педагогических технологий. Для успешной адаптации и развития будущих специалистов необходимы: педагог-психолог, социальный-педагог, педагог-организатор, руководители студенческих объединений, организатор физкультурной работы, ОБЖ, кураторы групп обучающихся, организация студенческого самоуправления.
При соответствии профессионального уровня педагогических работников к современным требованиям, процесс социально-воспитательной деятельности может быть более гибким и результативным. Кадровому составу образовательной организации, необходимо опираться на направления социально-воспитательной деятельности в рамках реализации ФГОС, согласно которому выделяют:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Уровень необходимого социально значимого опыта для профессионально-личностного становления во многом зависит от методики воспитательной деятельности, выбор которой должен основываться на конкретной категории обучающихся. Важно учитывать как профессиональную категорию, так и категорию здоровья (психического, физического) и развития, что характерно для индивидуального личностно-ориентированного подхода в образовании.
Система воспитания сможет быть эффективной при соблюдении единства требований к объекту воспитания всеми субъектами социально-воспитательной деятельности, отсутствие противоречий между установками и собственным примером преподавателя, объединения всех частей воспитательного процесса с целью создания комфортной среды для роста и развития, самоуправления, самообразования и социальной активности обучающегося. Несоответствие этим требованиям порождает социальную пассивность, личностную дезориентированность, асоциальные формы поведения и прочие пороки современного общества. Предотвратить появление такого поведения и вести работу над перенаправлением развития личности будущего специалиста в нужном направлении для достижения профессионального и личного успеха – результат который принесет компетентная социально-воспитательная деятельность в профессиональном образовании.
Список литературы
Интернет-ресурс -сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/
Научная электронная библиотека https://elibrary.ru/defaultx.asp
Ванакова, Г.В. Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности как индикатора жизнестойкости / Г.В. Ванакова // Среднее профессиональное образование.-214.-№6.-С.9-13.
Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях : подходы, смыслы, результаты // Методист.-2014.-№1.-С.2-7
Казин, Э.М. Теоретико-прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся // Здоровьесбергающее образование.-2013.-№6.-С.32-37.
Прохорова О.Г. Управление образовательной организацией. Воспитательная деятельность. Учебное пособие. ЮРАЙТ, 2019.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отдельное издание, 2019.
Черноглазкин, С.Ю. Трудовое воспитание будущих специалистов в гуманитарной педагогической культуре / С.Ю. Черноглазкин // Среднее профессиональное образование.-2014.-№6.-С.39-42.
Нижний Новгород
2019г