Статья на тему «Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников»
«Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы детского сада. Значимость семьи особенно возрастает при воспитании детей с речевыми нарушениями. Взаимодействие с родителями ребенка является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Поэтому я уделяю большое внимание организации сотрудничества с родителями (законными представителями), поиску эффективных форм работы с семьей. В связи с этим мною была поставлена цель: формирование активной позиции родителей в коррекционно-развивающей работе с ребенком. Для достижения поставленной цели я способствую повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, стремлюсь пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы. Я считаю необходимым: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.
Преимущество современных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями, которые я использую в своей работе, неоспоримы и многочисленны.
Анкетирование. Провожу с целью установления взаимосвязи с родителями, выяснения отношения родителей к проблеме, анализа проведенных мероприятий для улучшения качества коррекционно-развивающей работы. Вот некоторые из них:
«Будем знакомы!» Родители отвечали на вопросы речевого развития ребенка в семье, о готовности к совместной работе по коррекции речевых нарушений. После ее проведения, родители становятся активными участниками различных мероприятий.
«Мой ребенок занимается на логопункте». Ответы на вопросы показывают отношение родителей к логопедической работе с детьми. Это позволяет строить коррекционную работу с учетом их замечаний и предложений. Родители понимают важность своей роли в данной работе.
«Отзыв о мероприятии». Родители описывают свои впечатления, знания и навыки, приобретенные на мероприятии. В дальнейшем я планирую работу с учетом полученных ответов.
Индивидуальные беседы. Использую для сбора анамнеза речевого развития ребенка, разъяснения результатов диагностики, знакомства с планом дальнейшей коррекционно-логопедической работы.
Подгрупповые консультации. С целью обогащения родителей знаниями в области коррекционной педагогики, разъяснения особенностей детей с речевыми нарушениями регулярно провожу следующие консультации: «Совместная работа логопеда и родителей», «Подготовка ребенка к овладению чтением», «Звуковой анализ слова» и другие. Знакомлю с теми теоретическими знаниями, которые необходимы всем родителям, имеющих ребенка с речевыми нарушениями. После таких консультаций родители начинают понимать проблемы своих детей, осознанно сотрудничают с учителем-логопедом.
Индивидуальные занятия в присутствии родителей (с консультацией учителя-логопеда). Родители присутствуют на индивидуальном занятии и видят проблемы и успехи ребенка на данный момент. Для них демонстрирую речевые навыки, ход развития ребенка в течение всего учебного года, выдаю рекомендации по дальнейшей коррекционной работе. В результате таких занятий родители овладевают практическими навыками работы по коррекции речевых нарушений.
Участие в проведении общего и групповых родительских собраний. Выступая на данных мероприятиях, я решаю задачу профилактики речевых нарушений у детей и просвещение родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Примеры таких собраний:
«Охрана и укрепление здоровья детей». Родители активно участвовали в проведении мастер-класса «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений у детей».
«Роль родителей в речевом развитии детей». Родители получили информацию о методах речевого развития ребенка в семье. Необходимость данной темы была подтверждена активным участием и положительными отзывами родителей.
«Что и как читать ребенку». Эта тема была направлена на привлечение родителей к семейному чтению. Познакомила участников собрания со способами воспитания юного читателя. Результатом мероприятия стало проведение семейных посиделок «Читаем с мамой».
«Речевая готовность ребенка к школе». Ежегодно родителей детей подготовительной к школе группы знакомлю с основными критериями речевой готовности ребенка к школе. Раскрытие каждого критерия сопровождаю практическими заданиями для родителей. Всегда очень радует результат этой встречи: родители начинают активно участвовать в коррекционной работе и жизни детского сада в целом.
Мастер-классы. Данную форму использую для того, чтобы показать работу по определенному направлению. Родители, при этом, овладевают необходимыми навыками и осознанно участвуют в дальнейшей работе. Например, я проводила такие мастер-классы, как:
«Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике» Рассказывала не только необходимость регулярной практики упражнений, давала рекомендации проведения гимнастики, но и вырабатывала практические навыки использования сказочных сюжетов.
«Игровые приемы закрепления правильного звукопроизношения у детей». Объяснила родителям необходимость постоянной работы над поставленными звуками. Показала, как самостоятельно подбирать речевой материал и организовать мини-занятие дома по закреплению поставленного звука. По просьбе родителей было выпущено методическое пособие «Артикуляционная гимнастика».
Логопедические тренинги. Являются эффективной формой в формировании навыков у участников тренинга и отработки их до уровня применения в работе с детьми: «Учим детей слышать звуки», «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики», «Овладение приемами массажа и самомассажа» и другие. На данных тренингах родители практиковались в овладении упражнениями артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики. О практической значимости данной формы говорят положительные результаты коррекционной работы и отзывы родителей.
Семинары-практикумы. Для ознакомления родителей с практическими приемами в овладении определенным методом (приемом), я проводила следующие семинары-практикумы: «Фонематическое восприятие. Как развивать?», «Основные этапы овладения умением читать», «Игровые приемы массажа и самомассажа», «Готовимся к обучению письму и чтению», «Помогаем ребенку узнать новые слова». В ходе этих мероприятий показываю интересные практические упражнения, поучаствовав в которых родители проявляют интерес к методу (техникам, приемам) и в дальнейшем используют в работе со своими детьми.
Открытые занятия. С целью демонстрации методов, приемов работы, уровня развития детей на данном этапе работы я проводила открытые занятия: «Зимние забавы», викторина «Грамотеи», индивидуальные логопедические занятия, «Дифференциация звуков М-МЬ», квест-игра «Путешествие на остров «Читай-ка» и другие. Стараюсь показывать родителям методы и приемы, которые успешно использую для достижения качественных результатов.
Совместная деятельность родителей с детьми. Родители и дети очень любят такие мероприятия, активно участвуют в их проведении: «Логопедическая викторина», «В поисках пиратских сокровищ», «Путешествие по сказкам», «Прогулка по осеннему лесу», «Перелетные птицы», квест-игра «Животные жарких стран», «Первый экзамен», литературно-художественная гостиная «Край мой родной – Заостровье», клубный час «Традиции Севера». Данная форма работы способствует укреплению детско-родительских отношений, созданию условий для коммуникативного взаимодействия, формированию активной позиции родителей в коррекционной работе с детьми.
Индивидуальные тетради с рекомендациями. Данные тетради содержат рекомендации по автоматизации поставленного звука, сочетаются с упражнениями на развитие мелкой моторики, слухового внимания, логического мышления, лексико-грамматических категорий, связной речи. Систематическая и целенаправленная помощь родителей ребенку с речевыми нарушениями, в сочетании со своевременным выполнением рекомендаций логопеда на различных этапах обучения, способствует более эффективной коррекции речевых нарушений.
Информационное просвещение коррекционной направленности. С целью обогащения родителей теоретическими знаниями; ознакомления с играми и упражнениями коррекционно-развивающей работы, профилактики речевых нарушений у детей я использую:
Буклеты: «Игры с палочками», «Что нужно знать родителям будущего первоклассника», «Артикуляционная гимнастика», «Как будет говорить ребенок, зависит от Вас», «Нарушения слоговой структуры слова. Это опасно?», «Советы родителям неговорящего ребенка» и другие.
Уголок «Советы логопеда» и папки-передвижки: «Причины речевых нарушений ребенка», «Влияние зубо-челюстных аномалий на речь ребенка», «Как учить стихи с ребенком», «Помогите ребенку узнать новые слова», «Учимся пересказывать», «Трудности обучения в школе», «Массаж и самомассаж», Влияние стиля общения с матерью на речь ребенка» и другие. Газета для родителей «Говорушка». Каждый номер газеты посвящен определенной теме: фонематическое восприятие, проект, готовимся к школе, воспитываем юных читателей и т.д. В газете публикую теоретические основы, рекомендации, освещаю важные события по теме выпуска. От родителей поступают только положительные отзывы и пожелания продолжения данных форм информационного просвещения.
Проектная деятельность. Развитие познавательной деятельности участников образовательных отношений осуществляю через проектную деятельность. Реализовала проекты: «Педагогический мини-музей», «Юные читатели», «Наследники Победы», «Неделя логопедии», «Современные технологии эффективной социализации детей в рамках преемственности ДОО и начальной школы». В данных проектах участвовали воспитанники всех возрастных групп и их родители.
Информационно-коммуникационные технологии. В периоды длительного отсутствия воспитанника в ДОО (отпуск, болезнь) продолжаю коррекционный процесс, отправляю рекомендации, провожу сеансы видеосвязи с ребенком и родителями, используя социальные сети, сайт учителя-логопеда, электронную почту. Результатом является создание информационной площадки для родителей; поддержка коррекционного процесса, обеспечение непрерывного взаимодействия логопеда с воспитанниками и родителями.
Использование данных форм работы позволяют мне привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, установить с родителями доверительные партнерские отношения. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – создание максимально благоприятных условий для эффективной коррекции речевых нарушений, полноценного и всестороннего развития ребёнка.