Организация занятий физической культурой в период самоизоляции студентов в ГБПОУ КК «Туапсинский гидрометеорологический техникум»
Организация занятий физической культурой в период самоизоляции студентов в ГБПОУ КК «Туапсинский гидрометеорологический техникум»
Коновалова Екатерина Васильевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Туапсинский гидрометеорологический техникум»
г. Туапсе
В статье представлен опыт работы преподавателей физической культуры техникума в период самоизоляции. Возникновение проблем и пути их решения при организации занятий в дистанционном режиме.
Целью нашей работы является - повышение степени заинтересованности студентов при занятиях физической культуры в период самоизоляции.
Задачей работы является выявить основные проблемы студентов при занятиях физической культурой в период самоизоляции, найти пути их решения.
Методы исследования: эмпирические, теоретические, изучение результатов деятельности студентов.
Наблюдая за студентами на протяжении длительного времени, пришла к выводу, что основной целью педагога физической культуры является привить студенту потребность самостоятельного развития в области физической культуры, сделать ее неотделимой от жизни, ввести ее в ежедневное расписание. Большой объем учебной нагрузки, вредные привычки, компьютерные игры обуславливают недостаток двигательной активности, и, как следствие, развитие гипокинезии. При этом повышается риск развития различных заболеваний, снижение физической работоспособности, а также умственной активности, что привод к снижению качества жизни.
Для достижения поставленной цели, а именно повышении заинтересованности, необходимо им показать, что даже при большом объеме учебной нагрузки можно найти время и посвятить его своему физическому здоровью. Это стало более актуально в период вынужденной изоляции в связи с пандемией COVID - 19. Именно в этот период физические упражнения стали как никогда необходимы, ввиду отсутствия возможности обучаться очно и, необходимости проведения большей части времени за компьютером, выполняя теоретические задания по различным учебным дисциплинам.
Руководством техникума, на основании приказов Министерства образования о новых правилах организации образовательного процесса в условиях пандемии, было организовано взаимодействие со студентами в дистанционном формате с помощью электронной почты tgmt.dist@mail.ru, платформы для видеоконферецсвязи Zoom и мессенжера «Whatsapp». Данное решение стало достаточно удобным для преподавателей дисциплин теоретической направленности. Однако, для преподавателей физической культуры выявилась большая проблема, причинами которой были:
- Жилищные условия (ремонт дома, общежитие, маленькая квартира);
- Семейные проблемы (мешают младшие братья, сестры);
- Проблема стеснительности из-за внешнего вида, неуверенности в себе;
- Технические проблемы (отсутствие интернета, компьютера и т.д.).
- Отсутствие спортивного инвентаря.
Анализируя все причины, преподаватели физической культуры техникума пришли к выводу, что вести групповые занятия со студентами по видеосвязи нецелесообразно. На первый план вышла индивидуальная работа в дистанционном режиме. Для организации и проведения занятий, преподавателями был разработаны комплексы упражнений для выполнения дома, включающие: разминку, заминку, нагрузку на различные группы мышц, предложен комплекс для глаз, шейного отдела, предложены танцевальные движения различных направлений. Разработаны подробные инструкции по выполнению упражнений, с рекомендациями о времени занятий, длительности, соблюдения режимов труда и отдыха, приемов пищи и т.д. Данные комплексы были представлены в виде отдельных заданий. Студенту предлагалось несколько вариантов выполнения заданий:
- Выполнить прописанные преподавателем комплексы упражнений с определенным количеством подходов;
- Выполнить свои комплексы упражнений с определенным количеством подходов и с устным объяснением, какие группы мышц задействованы при выполнении того или иного упражнения;
- Выполнить свои комплексы упражнений с определенным количеством подходов и с письменным отчетом о целесообразности выполняемых упражнений.
Необходимым условием выполнения заданий являлось ведение видео- или аудио- отчета, а также ведение дневника самонаблюдения за собственным состоянием здоровья и наличием обратной связи от занимающихся. Видео- или аудио - отчет и дневник самонаблюдений за собственным состоянием здоровья - являлись конфиденциальной информацией, отправляемой лично преподавателю физической культуры. Студентами был проявлен творческий подход к процессу подготовки отчетов – накладывали музыку, ускоряли темп воспроизведения и т.д. В зависимости от полученной обратной связи, преподаватель мог корректировать комплексы упражнений. Таким образом, выполнялся индивидуальный подход к воспитанию у студентов с учетом их психолого-физиологических особенностей.
На основании изучения полученных результатов деятельности студентов были выявлены следующие положительные факторы:
- студент выполняет упражнения в удобное для него время;
- студент выбирает удобном для него месте;
- студент самостоятельно выбирает комплексы упражнений, которые подходят в его индивидуальных жилищных условиях, в отсутствии специального спортивного оборудования;
- у студента снижается уровень тревожности, ввиду того что предоставляемые им отчеты являются конфиденциальной информацией.
Единственная проблема, которую преподавателя ГБПОУ КК ТГМТ не смогли преодолеть – это отсутствие у некоторых студентов сети - интернет, компьютера. Однако, данных случает было немного и задолженности по дисциплине были приняты в сентябре 2020 года в очном режиме.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Выбранный способ реализации программы по дисциплине «Физическая культура» является инновационным и предоставляет студентам возможность заниматься физической культурой в домашних, не приспособленных для спорта условиях.
Выбранный способ реализации программы по дисциплине «Физическая культура» способствует творческому развитию студентов и повышает степень заинтересованности и «введения в жизнь» физической культуры.
Список использованной литературы.
Смагин, Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина / Н. И. Смагин. - Текст: непосредственный //Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020.-С.31-35.
2. Зайцева Н. В., Кульчицкая Ю. В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 125-129.
3. Щенкова И.П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – No5-3. – С. 190-193.