Публикация: Разбор комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
Назовите основную цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основная цель комплексного учебного курса «ОРКСЭ»:
Светский характер;
Свобода и добровольность выбора модуля;
Культурологический подход;
Преобладание воспитательного аспекта;
Диалогический характер преподавания;
Активные и интерактивные формы преподавания;
Необходимость и возможность сотрудничества с родителями;
Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность.
Задачи:
знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, которое способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения поликультурных знаний, развития интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе.
Назовите основные документы в области духовно-нравственного образования детей и молодежи.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.09.1997 № 125-ФЗ (последняя редакция), а также Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019. ПИСЬМО от 31 марта 2015 г. № 08-461 О НАПРАВЛЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЫБОРА МОДУЛЯ КУРСА ОРКСЭ. ФГОС ООО 31 мая 2021 года. Концепция предметной области ОДНКНР 29 апреля 2022 года.
Примерная рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 классов. 29.04.2022 года.
Поправки к ФГОС (Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года №287.
Назовите основные документы, служащие основанием для введения ОРКСЭ в образовательные организации.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статьи 14 (1.2), 17.3. 19.2. Статья 28, статья 29.2.3. Статья 44 2.3.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Министерство образования и науки Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 22 августа 2012 года № 08-250 о введении учебного курса ОРКСЭ.
Письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 октября 2011 г. № МД-1427/03 об обеспечения преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Распоряжение правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 1578-р
Информационное письмо МОиН РФ о курсе ОРКСЭ
Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ Структура курса ОРКСЭ
Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. № 373»
Направления сотрудничества школы и конфессий:
С 2009 года в ряде регионов, а с 2012 года во всех субъектах России в общеобразовательной школе введена новая предметная область воспитательной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В дальнейшем это название было изменено в начальной школе на «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Так называется и комплексный учебный курс, включающий шесть учебных модулей, один из которых изучается по выбору семьи школьника — четыре модуля по религиозным культурам (православному христианству, исламу, буддизму, иудаизму) и два альтернативных неконфессиональных модуля по российской светской (гражданской) этике и религиоведению. Фактически речь идет о восстановлении в современной российской школе традиционного религиозно-нравственного образования детей по выбору их семьи.
Принципы сотрудничества школы и конфессий:
Участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников до 2009 г. регламентировалось на региональном уровне. Федеральный уровень был представлен только информационно-методическим материалом Министерства образования и науки Российской Федерации с примерным соглашением о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и РПЦ. В этом примерном соглашении были зафиксированы основные направления взаимодействия государственного органа исполнительной власти в сфере образования и религиозной организации, которые могут закрепляться в соглашениях, договорах о сотрудничестве, заключаемых в регионах. Его разработка и публикация способствовала упорядочению государственно-церковных отношений в этой сфере в субъектах Российской Федерации и в целом их развитию. В письме также было отмечено, что «подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации» .
С 2009 г. участие конфессий в духовно-нравственном образовании школьников регламентируется документами и материалами по ОРКСЭ федеральных органов власти, в том числе Минобрнауки России, а с 2012 г. и Законом «Об образовании в Российской Федерации».
В числе основных сфер участия или функций конфессий можно выделить три основных:
1) участие в определении содержания образования по религиозной культуре;
2) участие в разработке соответствующего учебно-методического обеспечения;
3) участие в подготовке педагогов по религиозной культуре, включая разработку и реализацию профессиональных образовательных программ.
5.1 Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули ОРКСЭ?
Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков — общее для всех модулей. На 31 — 34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения.
Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», приуроченного к государственному празднику — Дню национального единства, проводимому 4 ноября. По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.
Взаимопонимание между учениками укрепится, если учителя, преподающие разные модули курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики», будут работать как одна педагогическая команда. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих разные модули. В рамках этого методического объединения могут решаться задачи: 1) разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учетом региональных условий и возможностей образовательного учреждения; 2) выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами; 3) организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс; 4) организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.
5.2 Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).
Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ранее не предусматривались. На сегодняшний день определяется Закон «Об образовании»» Статья 28 Компетенция, обязанности и ответственность образовательной организации
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 10) осуществление текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся, установление форм, периодичности и порядка проведения. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся (разработанными и утвержденными на базе ОУ). При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Необходимо обратить внимание, что ФГОС ОО предусматривает требования к результату обучения, поэтому необходимо собрать МО по предмету и принять решение о системе оценивания. Представить материалы на педагогическом совете ОО. Создать локальный акт или включить в действующий акт в школе.
5.3 Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли какой-то из этих модулей быть выбран по умолчанию? Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Записать самостоятельно не возможно, работа с родителями.
5.4 В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители, представители религиозных организаций, диаспор?
Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей необходимо организовать встречи с представителями религиозных организаций. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательной организации не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Целесообразно приглашать родителей, участников местного сообщества на завершающие открытые мероприятия, уроки-инсценировки, уроки-праздники и т.п., а также наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса.
6. Назовите отличительные особенности культурологического подхода от религиозного.
Культурологический подход
Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ:
•нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;.
•направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в современной жизни;
•акцентирует внимание на таких культурологических понятиях как «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность», составляющих основу курса;
•направлен на усвоение важных и глубоких смыслов: мир культур многообразен; в каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления; каждой культуре свойственны собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения;
•призван объяснить, что ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества.
Религиозный подход
Религиоведческий подход к пониманию сущности религии сформировался в русле развития светского гуманитарного знания. В рамках такого подхода к преподаванию ОРКСЭ складывается взгляд на религию как бы «извне», т.е. предпринимается попытка максимально объективно исследовать религию как социокультурный феномен. Научный подход все больше доминирует в осмыслении религии. Активно используются разнообразные методы познания религии: диалектика, системный метод, структурно-функциональный, феноменологический, сравнительно-исторический и др. ОРКСЭ представляет собой комплексную дисциплину, изучающую возникновение, развитие и функционирование религии как социокулътурного явления. Объясняеть принцип религиоведческого подхода к преподаванию ОРКСЭ: неотождествление учителем себя с представителями той или иной религиозной принадлежности и преподнесение материала «извне», со стороны.
7. План родительского собрания.
8. Основные условия успешного преподавания ОРКСЭ в образовательной организации:
1 Ценностное отношение человека к миру, другим людям, самому Культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
3 Толерантное, уважительное отношение к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
4 Умение жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях. При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:
• зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;
• что является содержанием данного предмета;
• как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения. Подбирая необходимые материалы, учитель некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.
9.1.Какой смысл лично Вы вкладываете в определения: «образование», «развитие», «воспитание», «обучение», «духовно-нравственное воспитание»?
Образование – получение качественных знаний и применение их на практике. Образование всесторонней личности- это не только получение или передача знаний, но и воспитание, взращивание человека личность с моральными, духовно- нравственными ценностями.
Развитие- развитие без образования и воспитания не может существовать, не прерывный процесс для личности, ее укрепление, физического и духовного роста.
Все эти понятия взаимосвязаны и одно без другого в отдельности не существует, нельзя воспитать полноценную здоровую личность не вкладывая в образовательный процесс духовно- нравственные ценности, даже на таких уроках, как родная речь, литература и тем более история.
9.2.Какова роль учителя в формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся?
Одна из важных, всем известно три компонента в воспитании Семья- учащийся- учитель, и одно без другого не будет полноценным процессом воспитания.
Роль учителя - создать условия для формирования и развития нравственных норм и принципов, а также образов-примеров нравственного поведения, к которому стремятся обучающиеся, считая его разумным, полезным, правильным. Нравственные качества педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и личной жизни имеют первостепенное значение для духовнонравственного развития и воспитания обучающихся.
10. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций (статья доктора психологических наук Битяновой М.Р.).
Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы ... Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат.