12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила55
МБОУ "КОНОШСКАЯ СШ ИМЕНИ Н.П.ЛАВЁРОВА"
Россия, Архангельская обл., Коноша


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОНОШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.П. ЛАВЁРОВА»

Серова Людмила Александровна

Коношский район

п. Коноша


ОРКСЭ 4 класс.

Тема урока: Справедливость.

Цель урока: формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия справедливости.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия "справедливость".

Подвести учащихся к пониманию: кто такой справедливый человек?

2. Развитие отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей.

3. Развивать умение адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности.

4.Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами.

5. Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запаса.

6. Воспитывать в детях чувство справедливости.

Планируемый результат:

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

3.Совместно с учителем составлять план решения задачи.

4. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.

2.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

3.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

2.Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя примеры.

3.Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

5.Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты:

1.Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

2.Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми.

3.Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1).Организационный


- Здравствуйте, садитесь.

Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем.


Проверяют готовность к уроку.

2). Вводно-мотивационный этап.


Прочитайте цитаты великих людей, записанные на доске.


«Справедливость без мудрости значит очень много, мудрость без справедливости не значит ничего.» Цицерон


«Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.» Менандер


«Первая награда справедливости- это сознание, что справедливо поступили.»

Ж.Руссо


-Выберите и запишите понравившуюся цитату.

-Подчеркните ключевое слово.


Читают и записывают понравившуюся цитату в свою карту урока.

3). Определение темы урока и учебных задач.

Вы догадались, какова тема урока? Запишите в карту урока.



-Какие учебные задачи можете себе поставить?

Записывают тема: «Справедливость»



Называют задачи.

Узнать определение нового понятия.

Учиться оценивать поступки с позиции справедливости и т.п.


4). Операционно-познавательный:

Изучение нового материала. (Работа с различными источниками информации группами).



Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Кто попробует объяснить, что такое же справедливость?

Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках.

- Сегодня мы с вами будем работать в группах, давайте вспомним правила групповой работы.

-Первая группа поработает с энциклопедическим словарём.

































- Вторая группа попробует определить откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.








-Третья группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.
















О справедливости.


Пробуют ответить.






Ответы детей

1.СПРАВЕДЛИВОСТЬ
категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.



От старо-славянского слова праведный, правда.

-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.

3.Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду, что шило в мешке не утаишь.

Говоришь правду-правду и делай.

Без правды не житьё-вытьё.

В ком добра нет- в том и правды мало.

ВЫВОД: справедливость- это правда.





5.Первичное закрепление новых знаний.





















-Работа с учебником. Чтение по абзацам.(стр. 71 – 73)























Физминутка.

6) Вторичное закрепление новых знаний. Самостоятельная работа в группах.


- Ребята, большое внимание изучению справедливости уделяли древние философы: Аристотель, Цицерон.

-Аристотель считал справедливость наиважнейшей добродетелью именно для совместного проживания людей. Как вы думаете, почему?

Представления МО Ди о справедливости

«Самой большой драгоценностью для страны являются не жемчуга, не золото, не пышные дворцы, а справедливость, ибо только она приносит пользу людям.»Мо Ди

Как и все китайцы в древности, Мо Ди поклонялся главному божеству — Небу.«Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Свершать справедливые дела — это значит делать то, что любит Небо»

-Давайте узнаем, как философ Мо Ди полагал, что такое справедливость.

-Чем славился Мо Ди?

-Что осуждал филосов?

-Какие мудрые слова помогли убедить одного из правителей отказаться от нападения на соседнее государство?

-Что приносит пользу людям по предположению Мо-Цзы?

Когда государство будет управляться на основе принципа справедливости?

-Назовите причину общественных бед.

-Объясните своими словами смысл изречения Мо-цзы.

-На что был готов Мо-цзы и его ученики?


Прочитайте персидскую притчу «Справедливость!.

Волк, лиса и лев решили охотиться сообща. Дела пошли у них хорошо — они поймали козу, оленя и зайца.— Дели добычу, — обратился лев к волку. — Только по справедливости.— Хорошо, — согласился волк. — Козу, я полагаю, надо отдать тебе, зайца — лисе, а себе я возьму оленя. Услышав это, лев разгневался и растерзал волка.— Теперь дели ты, — сказал он, обращаясь к лисе. — Только по справедливости.— С удовольствием, — сказала лиса. — Пусть коза будет тебе на завтрак, заяц — на обед, а олень — на ужин.— Вот это правильно, — сказал лев. — Кто научил тебя так хорошо делить?— Лежащий возле тебя растерзанный волк, о мой повелитель! — ответила лиса.

Можно ли назвать льва справедливым? Почему?

Сравните прочитанный текст с содержанием притчи «Справедливость». Схожи ли «Высший закон природы» и представления китайского мудреца о правильном устройстве государства? В чем?








Предположения детей.













Читают по абзацам и отвечают на вопросы.
















Чтение притчи .























Ответы детей.


7).Обобщение изученного на уроке.






































8)Итог:

- Скажите, ребята, а вам хотелось бы быть справедливыми?

- Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь броса­ется вам в глаза: их хорошие или плохие качества?

- В какой профессии справедливость самое необходимое каче­ство?

Давайте попробуем разобраться в следующих ситуациях:. В опорных листах задание.

Ситуация 1.

-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

Оцените поступок мальчика.

Ситуация 3.

Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний»

Сергей сказал:-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

-Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят.

-А каким должен быть справедливый человек?

- Что значит поступать «по справедливости»?




Ответы детей.









(Дети работают группами)


Ответы детей. Дискуссии.


























(правдивым, честным, смелым, мудрым ,умным)

( по честности)

9).Рефлексия.

Закончи предложение. (ИКТ)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…




10).Заключение.

-Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):

Владей собой среди толпы смятенной.

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб удавить глупцов.

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


Выполнили учебную задачу?


10).Самооценка.

-Оцените свою работу.


Хочу ещё узнать

Знаю

Умею


11.)Домашнее задание.

1.Прочти текст урока № 15. Перескажи.

2. Нарисуй картинки к теме урока. Изобрази символ справедливости. Как бы вы его представили?




ОРКСЭ 4-й класс.

Тема: Ценность рода и семьи.

Цели урока: Определить ценность рода и семьи в жизни каждого человека.

Задачи:

1. Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.

2. Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании отношений в семье и обществе.

3. Формировать умение ориентироваться в жизненных ситуациях, делать свой выбор и отвечать за него.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1). Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель пишет на доске: «7 Я».

– Разгадайте ребус и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока.

– Почему это ценность, как вы думаете?

– А кого называют семьёй?

– А что такое род?

– Пролистайте параграф, просмотрите все заголовки, которые в нём встречаются. Задумывались ли вы над этими вопросами?

– Давайте выпишем слова, выделенные в параграфе жирным шрифтом (род, семья, любовь, традиция).

– Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано?

– Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

– Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?

– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)

– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.

– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.

Почему надо уважать семейные традиции?

– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.


Учитель предлагает план урока:

1. Прочитать тексты параграфа.

2. Сделать выводы по проблеме урока.

3. Сравнить свои выводы с авторским.

Дети разгадывают ребус узнают тему урока, открывают учебник, отвечают на вопросы учителя.






Выписывают слова из учебника (род, семья, любовь, традиция).

Продолжают отвечать на вопросы.



Читают текст в учебнике, рассуждают и поясняют его с учителем.









Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?»






Слушают учителя, текст «как появилась семья»
































Дети работают с текстом отвечают на вопросы.




Рассматривают рисунки, предполагают ответы по ним. Читают текст.





Работают текстом:

(«Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».)

(Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)









Работают по схеме.




2). Решение проблемы, открытие новых знаний.


















































































Физкультминутка.




– Прочитайте задание на с. 43.

Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. (А сохранилось ли это правило? А у животных?) Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.

– Что общего у рода и у семьи?

– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

– Были ли традиции у людей, которые жили родами?

– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения.

– Рассмотрите рисунки на с. 44.

– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?

– Прочитайте текст на с. 44.

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения.

– В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте.

– Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока.





















Работа со схемой «Что даёт человеку семья?».

– По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.


3). Выражение

решения проблемы.

– Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать?

– Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Читают вывод.


4). Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает детям в группах выполнить следующие продуктивные задания (с. 46).

1-я группа: объяснить смысл выражения «Семья – источник нравственности».

2-я группа: объяснить смысл выражения «Нравственная культура человека».

3-я группа: объяснить смысл названия учебника, используя знания, полученные на этом уроке.

4-я группа: прочитать стихотворение А. Барто «Воскресенье», объяснить, что его герой считает самым важным в семье.

По окончании работы каждая группа представляет результаты.

Дети выполняют задания в группах.


5). Итог урока. Рефлексия.

– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.

– А какими из них вы особенно дорожите?

– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?

– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

– Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.)

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

Подводится итог урока. Дети отвечают на вопросы учителя.


6). Домашнее задание.


В качестве домашнего задания можно выполнить один из проектов, предлагаемых в учебнике (с. 43), или другой, придуманный самостоятельно. Можно использовать для работы материалы приложений.


Записывают Д/З




Тема урока

СОТ

1. Ценность рода и семьи..

Проблемное обучение.

Игровые технологии.

Групповые технологии.

Технология уровневой дифференциации. 

Здоровьесберегающие технологии.

Коллективная система  обучения.


2. Справедливость.

Проблемное обучение.

Игровые технологии.

Групповые технологии.

Технология уровневой дифференциации. 

Здоровьесберегающие технологии.

Коллективная система  обучения


Таблица 1

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении темы обеспечивает практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает «эффект включённости» в общую работу класса. При организации работы в группах важно создать условия для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.




16


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.