12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Григорьева Екатерина Анатольевна942
Россия

      Игровые технологии - это обширная группа методов и  приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

       Отличительной особенностью педагогической игры является то, что она имеет цель обучения и педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и имеет познавательную направленностью.     

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

     Основы теории игры и педагогического руководства были заложены Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, которые обнаружили социально-историческую обусловленность происхождения, содержания и структуры игры, подвергли глубокому изучению механизмы ее влияния на развитие психических процессов и свойств детской личности.

     В последующие годы основные теоретические положения развивались и конкретизировались А. П. Усовой, А. В. Запорожцем, Р. С. Жуковской и другими.

  Игровые технологии являются формой обучения, которая позволяет осуществлять работу над коррекцией речи более интересно и увлекательно.

   Особенности игровых технологий в том, что

  1. данная форма деятельности интересна для ученика любого возраста;
  2. способна вызывать  положительные эмоции. В игровой ситуации снижается психологический барьер неудач, что в значительной мере облегчает процесс преодоления трудностей и получение положительного результата;
  3. повышает мотивацию учащихся к выполнению заданий, побуждает к проявлению активности, инициативы.
  4. облегчает ученику понимание поставленной задачи.
  5. Ученику интересен сам процесс, а не результат.

   Для осуществления коррекционной работы с использованием игровых технологий, необходимо подобрать игровой материал, дидактические игровые пособия, специально разработанные компьютерные игры, презентации и т.п.

  Проведение занятий  с игровыми элементами выступает побуждающим фактором к стимулированию учебной деятельности. Применение игровых технологий проходит по определенным направлениям:

-цель занятия преподносится в форме игровой задачи;

-вся деятельность на занятии проводится с неукоснительным исполнением правил игровой ситуации.

-в качестве средств достижения поставленной цели занятия используются задания и упражнения, направленные на коррекцию тех или иных нарушений.

-применение на занятии соревновательных моментов, стимулирующих

мотивацию учащихся на выполнение заданий.

-игровой результат связывается с успешным выполнением упражнения или задания.

     Применение игровых технологий хорошо продемонстрировано на примере  проведения занятий в форме конкурса, соревнования, викторины. Для этого логопеду необходимо более тщательно продумать о том, как правильно распределить учащихся на команды. Позаботиться о том, что бы всем участникам было комфортно, что бы каждый участник проявлял активность, не замыкался в себе, боясь «подвести» всю команду. На логопеде лежит большая ответственность в создании доброжелательной атмосферы на занятии, в команде, что бы учащиеся поддерживали друг друга, действовали сообща, дружно.

      Для привлечения и удержания внимания в работе на развитие артикуляционного аппарата используются предметные картинки с обозначением артикуляционных упражнений, чтение сказки «О веселом язычке», рассказ интересных историй о том, что происходило с веселым язычком. Помимо развития артикуляционного аппарата, на логопедических занятиях, необходимо проводить работу по развитию речевого дыхания, к которому так же применимо использование игровых технологий.

     Для упражнений на формирование правильной воздушной струи используются специально разработанные  игровые пособия  или реальные предметы  (перышки, трубочки и др.). Все задания даются в игровой форме.

     Например, игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи, целью которых является развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. «Султанчик» - учащиеся долго дуют на султанчик из полосок бумаги (цветной пленки). Так же можно использовать перышки, ленточки, специально изготовленные пособия «Чашка чая» и т.п.

    Дыхательно – голосовые упражнения на материале предложений, фраз, целью которых является тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы. Суть упражнения в том, что каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. «Ответы на вопросы» - ученик дает полные ответы, произносимые на одном выдохе (Сколько всего дней в неделе? Назови все дни недели по порядку и т .п.).  При этом следует отметить, что  дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому после каждого упражнения необходим отдых.

     Для автоматизации звуков  используются звуковые дорожки, лесенки, где ученик, движется, произнося нужный звук, слог, слово.  Ребенок на занятии сам может  проследить свой успех в выполнении тех или иных заданий. 

    Эффективным и являются игровые приемы при коррекции фонематических процессов. Игра «найди ошибку»- логопед называет предложения с ошибками, а дети должны исправить («У Сони длинная коЗа»); «Поймай звук»- логопед просит хлопнуть в ладоши, если в сказанном слове есть заданный звук. «Сыщики»- на каком месте стоит заданный звук. «Мозаика» -  логопед изолированно называет звуки по порядку, а ученику необходимо соединить все звуки по прядку, что бы получилось слово. Затем с этими словами можно составлять различные предложения, составлять рассказ, тем самым добавляется работа по развитию связной речи.

    В подобных играх учеников привлекает возможность проявить активность, добиваться положительного результата, тем самым целенаправленно и ненавязчиво решаются коррекционные задачи.

  Незаменимыми в работе логопеда остаются печатные игры, которые используются с учениками по разным направлениям: автоматизация звуков, пополнение словарного запаса, закрепление навыка словоизменения и словообразования, развитие связной речи и др.

     В процессе коррекции нарушения чтения, большое внимание уделяется устранению технических ошибок, автоматизацию навыка слогослияния,  формированию навыка чтения слов различной слоговой структуры. Для одного из этапов работы коррекционной работы необходимо применение слоговых таблиц. Задания на повторение являются для учащихся утомительными, требуют большой концентрации внимания, поэтому в работе используются дидактические игры со слоговыми таблицами.

   Например, «Слоговое лото». Игра заключается в том, что у учащихся есть карточки с полем, на котором напечатаны слоговые ряды. Из коробочки ученики  достают карточки со слогами, затем произносят этот слог и кладут на поле с таким же слогом. Так же применяются игры с разрезанными предметными картинками - на обратную сторону слоговых карточек приклеивается часть разрезанной предметной картинки и при правильном выполнении задания получается целое изображение. Подобные игры развивают самоконтроль. Детям интересен сам процесс нахождения и произнесения слогов. В таком случае, процесс коррекции происходит в непринужденной, комфортной обстановке, где ученик не чувствует на себе давление взрослого в скорейшем и правильном чтении.

   Так же в занятия включаются игры и упражнения на развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, связной речи, созданные при помощи программы  Microsoft Power Point. Учащиеся увлеченно выполняют задания, сами могут проверить себя, оценить свою работы, что благотворно сказывается на процессе коррекции.

       Несомненные достоинства использования обучающих презентаций, игр, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint:

  • Яркие изображения,  наличие анимации,  звуковых эффектов вызывают большой интерес, и способствует сохранению интереса на длительное время.
  • Ученик может самостоятельно выполнить проверку выполненного задания. В программе предусмотрены своевременные поощрения учеников за правильно выполненные задания, что является дополнительным стимулом к процессу обучения.
  • Возможность самостоятельного регулирования темпа выполнения заданий.
  • Компьютерные технологии дают возможность ребенку самостоятельно исправить ошибку, при этом ученика все равно поощрят за результат.
  • Развивают навык самоконтроля.


    В системе коррекционной работы с детьми следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность учащихся.

     Таким образом, говоря о системном подходе в организации коррекционно-логопедической деятельности, следует отметить, что игровые технологии, включающие в себя различные игры, упражнения и техники, существенным образом повышают эффективность коррекции речи учеников, повышают мотивацию к занятиям.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.