Выступление на тему «Нейроигры в обучении и коррекции речи детей»
Нейроигры в обучении и корррекции речи детей.
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия. При работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию межполушарных связей. Ведь это нарушение искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.
Ниже представлены упражнения, которые можно включать в различные виды занятий в качестве физминуток.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими методами и приёмами, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми учитель – логопед. Дыхательные упражнения. Такие упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
« Самолетики». Ребенок лежит на животе, во рту трубочка из под сока, на конце трубочке салфетка, ребенок должен сдуть салфетку или вату.
«Воздушный шарик». Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.
« У меня на перчатке». Стакан с отверстием внизу, на него надет одноразовая перчатка, в которой приклеены наклейки с предметами. Ребенок надувает перчатку, перечисляет предметы.
« Удали микробы на руках»
Ход игры: ребенок ищет звук на левой ладошке, затем на правой (зачеркивает, закрывает марблсами, пуговицами и т.д. ) Можно зачеркнуть буквы одновременно двумя руками.
« Назови ( прочитай) кольца у мамы на пальцах»
Ход игры: ребенок зачеркивает одинаковые слоги и произносит их, так же можно закрывать фишками или камушками.
Педагог в любое время может уделить минутку на нейропсихологические упражнения.
Дети с удовольствием занимаются. Можно играть как индивидуально, так и всей группой.
Игра «Различаем звуки»
Образец игры с карточкой :
Назови картинки: КОТ - КИТ
Посчитай от 1 до 5: один кот, два кота и т.д.
Повтори со словом « нет» : кот – нет кота и т.д.
Данные методы и приемы не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.
Все игры и упражнения должны проводиться в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Список литературы:
1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
2. Дубровина, И. В. и др.Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
3. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М.: АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с.: ил.
4. Цветкова Л.С., А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ – М. : 2001. – 272с.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна
Сахбутдинова Фидания