12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крохина Ин. Н.31



Крохина И.Н. Заслуженный учитель РФ,

педагог-психолог. учитель-логопед,

МДОУ «Детский сад № 45»

г. Петрозаводск


ОТСМ – ТРИЗ - РТВ - инструмент создания педагогики успеха.


     Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие всех сторон личности ребенка: интеллектуальной, физической, социальной, творческой, эмоциональной – на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей видах деятельности. Поиск эффективных методов и приемов работы с современными детьми для формирования их личностных качеств (в том числе с детьми с ОВЗ) привел нас к использованию ОТСМ - ТРИЗ – РТВ – технологий (Общая теория сильного мышления, автор Н. Н. Хоменко, ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор Г. С. Альтщулер, РТВ – развитие творческого воображения)

     Ключевым механизмом системной работы с детьми стала для нас работа с моделями. Общеизвестно, что все люди мыслят моделями. По мнению Н. Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это и стереотипность, с одной стороны, (без которой невозможно работать, например, с детьми с нарушениями речи, с ЗПР) и эффективное вовлечение мозга в деятельность с другой стороны.

     В педагогической работе различные «модельные ряды», моделирование мыслительных действий играет важную роль. Оно помогают сформировать у детей ассоциативно-образное, системное и диалектическое мышление, способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, формируют навыки исследовательской деятельности, что гарантированно способствует личностному развитию ребенка. Вот только некоторые из моделей: Модель «Элемент - Имя признака – Значение имени признака», модели составления загадок, модель составления рифмованных текстов, системный оператор (девятиэкранная схема талантливого мышления), модель составления метафор, алгоритм анализа литературного произведения, алгоритм решения творческих задач и др. Условно можно разделить работу на блоки (безусловно, работа в блоках идет параллельно, а не последовательно).

1 блок.

- Знакомство детей и родителей с умными советами и правилами * Гуни (сказочный герой, который будет находиться в группе на протяжении нескольких лет):

- Не бойся ошибиться, главное - думать.

-------------------------------------------------------------------------

*Советов и правил должно быть немного и они должны быть системообразующими


- Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

- Учись терпению, потому что твоя подсказка – медвежья услуга для друга... и т. п.

- Для мотивации детей и облегчения вхождения в деятельность в процессе занятий, режимных моментов использовали устойчивые выражения и заклички.

- Для усвоения внутреннего плана действий, обобщенных моделей учебной деятельности и формирования способности к самооценке, самоконтролю, к командному взаимодействию ввели рефлексию как один из сильных мыслительных приемов.

- Для оптимизации воспитательно-образовательного процесса ежедневно создавались условия для самостоятельной деятельности детей (развития мелкой моторики, пространственных представлений, сюжетно-ролевых игр, опытническо-исследовательской деятельности и т. Д.), использовались кинезиологические программы, тренинги межполушарного взаимодействия.

2 блок.

- Создание условий для творческой и исследовательской деятельности детей. Создание на пассивном, полуактивном уровне рифмы, загадок, описательных рассказов, лимериков поддержка инициативы детей (стена поэтов и писателей, газета - «как у взрослых»), развиваем образную сторону речи через работу с признаками: имя признака – значение признака как «красивое» слово, создание копилок слов – действий, «красивых» слов.

- Анализ литературных произведений по определенному алгоритму.

- Решение творческих задач.

- Одним из важнейших методов в этой работе стал для нас – проектный метод. Мы используем технологию ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Постановка проблемы – копилка – картотека – системный анализ объектов, явлений, выявление закономерностей в развитии систем, построение модели – продукт – презентация. Этот подход не только формирует творческие способности, но и позволяет сделать адаптированную проектную деятельность доступной детям дошкольного возраста с ОВЗ (о чем мы неоднократно рассказывали на конференциях и семинарах разных уровней). Данный подход к проектной деятельности для нас – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, а не просто сбор информации по теме. Основой выбора проекта, прежде всего, становится с одной стороны желание детей, с другой – необходимость такой темы, которая наиболее полно могла бы раскрыться в речевом продукте, т. к. главная наша цель – это преодоление речевого недоразвития дошкольников. Работа над проектами велась на занятиях, в совместной, кружковой деятельности и на прогулках. Каждый проект заканчивался презентациями. Виды продукта проектно-исследовательской деятельности: видеозарисовка с презентацией загадочных коробочек и родительской загадкой, оформление помещения группы, издание газеты, создание иллюстрированных книг, поделки из природного материала и др.

Результаты использования этого метода:

  • Меняется позиция ребенка - это активное взаимодействие с взрослыми, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;
  • Позицией педагога становится позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребенка;
  • Дети учатся доводить начатый проект до определенного результата, что положительно сказывается на формировании произвольности психических процессов;
  • Знания в проекте выстраиваются как системные, междисциплинарные, что позволяет обобщить их в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
  • Дети «играючи» осваивают способы ведения исследовательской работы, причем не только в предметной, но и в языковой области, осваивают способы решения творческих задач;
  • Освоение детьми многообразных форм межличностных отношений и общения, появление чувства радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

Благодаря отлаженной системе, родители также гармонично включаются в воспитательно-образовательный процесс. В работе с родителями главными принципами стали принципы системности и обратной связи. Их использование помогло усилить эффект воздействия на развитие личности ребенка.

В процессе работы педагоги и специалисты ДОУ:

  • Наблюдают за детьми, отслеживают их развитие и на этой основе продумывают возможности для самопроявления детей (особенно в продуктивной деятельности, например, при сочинении сказок, стихов, загадок, метафор педагог никогда не предлагает конкретные слова, дети выбирают их из большой группы карточек или объектов).
  • Предоставляют детям возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. ( Этому способствуют методы ТРИЗ – РТВ: мозговой штурм, решение творческих задач, да–нетка, система работы с вопросами и др.)
  • Поощряют высказанные детьми идеи, организуют обмен мыслями и мнениями, показывая при этом пример толерантности. Этому способствуют общие групповые дела: проекты, выпуск газеты, решение творческих задач, игры по типу «Хорошо – плохо». На занятиях принимаются ВСЕ ответы с благодарностью от педагога, в случае неправильного ответа педагог говорит: «Молодец, что думаешь, но…».
  • Стимулируют детей к активным действиям по усвоению знаний. На основе использования технологии ТРИЗ, проектно – исследовательской деятельности
  • Стремятся к созданию ситуации успеха для каждого ребенка, атмосферы товарищества, взаимопомощи.
  • Привлекают детей к использованию различных путей поиска и добывания информации в мире на основе использования ТРИЗ, метода проектов.
  • Максимально используют личный опыт каждого ребенка. (Индивидуальные книги, фотовыставки с детскими рассказами о лете, семье, городе и т. п.)
  • Регулярно создают по ходу занятий «трудные ситуации», как возможность применить новые знания. Создана картотека творческих задач: бытовых, сказочных, естественнонаучных, социальных.
  • Используют различные варианты индивидуальной, попарной, командной работы на занятиях для развития коммуникативных умений детей.
  • В конце занятия обязательно проводится рефлексия. (Что делали? Как делали? Зачем делали?)
  • В группах создана предметно-развивающая среда, способствующая раскрытию индивидуальности и повышения самооценки каждого ребенка. Например, «Дерево радости», «Звезда недели», центр исследователя «Мир вокруг нас», центр театральной деятельности.

Все, о чем я рассказала, гарантированно помогает нашим воспитанникам стать более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, способными к взаимопониманию и сотрудничеству, более внимательными и заботливыми. Ведь для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. А использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ как раз и помогает дошколятам каждый день ставить перед собой достижимые цели в разных областях и гарантированно добиваться их достижения, т.к. в технологии есть эффективный «инструмент сильного думанья». При этом взрослый – партнер, который сочувствует и переживает вместе с детьми, помогает справиться с неудачами. На наш взгляд такой путь развития педагогики самый оптимальный в современном мире. Методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ помогают нам создавать «нашу педагогику», она открывает возможности для позитивной социализации ребенка, личностного развития, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям видам деятельности.


!!!Статья на Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»





















Дата проведения: с 5 октября по 9 октября
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.