Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «Что такое музей?»
Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, с использованием элементов технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: метод моделирования загадки, метод системного анализа, использование модели мышления для составления описательных характеристик.
Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст
Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое развитие, Физическая кльтура.
Тема: Что такое музей?
Образовательные задачи:
Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, через обучение составлению описательных рассказов, с использованием малых фольклорных жанров.
Продолжать учить объяснять взаимодействие между объектами на уровне причинно - следственных связей.
Упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.
Провести подготовительную работу с детьми по знакомству с малыми фольклорными жанрами - пословицами, учить понимать ее смысл и передавать свое отношение при помощи графического рисунка или схематической аналогии.
Учить применять этот жанр в ходе составления описательного рассказа с использованием модели мышления.
Развивающие задачи:
Развивать речевое творчество.
Развивать логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.
Развивать мелкую моторику и навыки моделирования словесного текста.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность, умение внимательно слушать ответы товарищей.
Воспитывать навыки управления своим поведением в общественном месте.
Предварительная работа:
Совместно с родителями, дети учатся понимать смысл пословицы и заниматься творчеством: нарисовать рисунок к пословице. Игровые дидактические упражнения, с опорой на прием «Системный оператор»: «Что сначала – что потом?», «Кем был – чем стал?», «Раньше – позже», «Кто, где живет?».
Оборудование: поднос, магнитная доска, признаки и картинки для составления описательной загадки, рисунки с пословицами, три картины разного жанра (например: пейзаж, портрет и сюжет), модель мышления по обучению рассказыванию, метод системного анализа, модели для детей (пятиэкранка – для заполнения «кодировки» рассказа, цветные карандаши, фонарик, цветные маркеры.
Ход разработки:
1 Организационный момент:
Здравствуйте, мои дорогие! И маленькие и большие.
Вижу, как вы подросли, до чего ж вы хороши!
А теперь мы поиграем, и покажем все, что знаем!
2 Сообщение темы, погружение в тему:
Ребята, чтобы узнать, кто к нам сегодня придет, и куда мы отправимся на занятии, мы должны сконструировать загадку (выложить на фланелеграфе с помощью картинок и признаков), но сначала отгадаем загадку:
По форме квадратная – но не окно;
По материалу бумажная – но не книга;
Части – есть рисунок – но не у магнита,
Есть рамка – но не у зеркала. Что это? (картина)
-) Кто на картине? (солнечный зайчик).
Солнечный зайчик приглашает нас на выставку картин.
Приложение - 1.
3 Основная часть:
Ребята, кто из вас хочет стать художником? «На пяточке повернись, и в художника превратись!»
На эту выставку попали картины художников нашей группы. А вы знаете, что художники умеют читать «умные» мысли картины.
Давайте попробуем прочитать, о чем нам говорит первая картина? (подбор рисунков с пословицами к картинам).
-) «Любить надо того, кто не обидит никого!»
Вторая картина: Без друга в жизни туго!
Третья картина: Был бы друг, будет и досуг! (смысл пословиц уже знаком детям).
Ребята, а как вы думаете, как можно объединить эти «умные» мысли и назвать их одним словом?
Пословицы – это народная мудрость, которые обязательно нужно учиться правильно понимать и применять ее в жизни.
Солнечный зайчик нам предлагает взять с собой пословицу под цифрой - 2 (Без друга в жизни туго!) и найти на выставке картину, к которой она подойдет.
Мы по выставке пойдем, и картину ту найдем, с которой будет дружить наша пословица. Выбрали сюжетную картину «Спасаем мяч»».
Игра «Сыщики» (посмотри в подзорную трубу и назови объекты, которые ты обнаружил, расскажи о них). Давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины. Все объекты между собой связаны, найдем эти связи, (педагог на доске, с помощью значков-символов рисует стрелки от взаимосвязанных объектов друг к другу). Пример: Мячик связан с веткой – потому что она трогает мяч. Веточка связана с мальчиком – потому что он ее держит в руке.
Работа по модели:
А вот и наш знакомый домик. Сегодня в нем гость солнечный зайчик. Он будет перепрыгивать с этажа на этаж, и слушать ваши ответы.
1) На самом верхнем этаже находится начало нашего рассказа, какой вопрос там живет? Время, когда это произошло, (моделирование самого удачного предложения)
-) Какое время года - на картине? Лето. Какой день? Летний.
-) Время - суток? Утро или день. Какой день по температуре? Теплый, жаркий.
-) Почему? Потому что дети одеты легко, в летнюю одежду.
-) С каких слов начнем наш рассказ? Это было летом. Однажды летним теплым днем.
Солнечный зайчик уже на следующем этаже, как он называется?
2) Где происходят события? Назови место, которое изображено на картине?
Полянка, лес, лужайка, поле, улица. Придумай и скажи где? Дети гуляли на лужайке.
3) За нашим зайчиком двигаемся на этаж ниже, как он называется? (Кто? Какие?) Выбери героя на картине, (это может быть и живой и не живой объект).
Использование приема: «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня какой-то характер».
Гимнастика для глаз «Отдыхалочка».
Мы играли, рисовали, наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть, их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем и немного поморгаем, (2 раза).
4) На следующем этаже, мы узнаем, что произошло на картине?
Использование приема: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
5) На самом нижнем этаже солнечный зайчик решил закончить свой рассказ нашей знакомой пословицей: «Без друга в жизни туго!»
4 Динамическая пауза:
Скачут побегайчики - солнечные зайчики,
Мы зовем их не идут, были тут и нет их тут.
Прыг-прыг по углам, были там и нет их там.
Где же зайчики? Ушли, мы нигде их не нашли.
4) Прием «Картина отвернулась», (можно использовать в индивидуальной работе).
Рассказы детей с использованием модели мышления и моделирования.
5 Дифференцированное подведение итога:
-) Ребята, где мы сегодня побывали с солнечным зайчиком?
-) Что такое музей?
-) В какие игры вам было интересно играть?
Приложение - 2: обучение способу составления описательного рассказа по сюжетной картине.