12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана19
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск



Программа: Система развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина

Класс: 2

Учитель: Егорова Светлана Викторовна

Предмет: русский язык

Тема: Основа как значимая часть слова

Тип урока: Урок конкретизации открытого способа действия

Цель урока: Создать условия для формирования способа выделения основы


Обучающие: формировать понятие основы слова, 
учить находить основу в слове,
упражнять в выделении окончания,
формировать навык практической деятельности работы по алгоритму.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор

Воспитывающие
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения,
воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать,
умение слушать друг друга, контролировать другого человека, оценивать свои знания.


Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности. Психологически подготовить уч-ся к общению и предстоящему уроку

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка

Актуализация знаний

Де учителя

Де детей

Вывод



- Какую работу мы выполняли на предыдущих уроках русского языка?

- Вспомним алгоритм, с помощью которого выделяем окончания

Алгоритм :

1. измени по числу

2.сравниваем

3. выделяю окончание

- Спишите предложения, обозначьте в словах окончания.



 - Что такое окончание?





-  Какую работу оно выполняет?





Познакомились с окончанием.
Учились находить в словах окончания.
Учились проверять орфограммы слабых позиций в словах и писать без пропусков




Старый клен растет на углу улицы .

Старая клены расту углы улица .



Окончание – это часть слова, которая изменяется





Служат для связи слов в предложении







Окончания – это часть слова, которая изменяется


старый

старая

Разрыв между знанием и незнанием

Де учителя

Де детей



У Миши есть ……и и …..и.

- Прочитайте предложение, в котором оставлены только их окончания.

- Понятно какие предметы у Миши?
- Почему не понятно?





- Например, какие слова могут быть?


- А что же всё-таки понятно из этого предложения?

- Как догадались?










нет


В словах известны только окончания.

К этим окончаниям подходят разные слова.

Книги, собаки.



Предметов у Миши много




Окончание «и» указывает на множественное число.























Этап постановки вопроса

Де учителя

Де детей


У Миши есть рыбк. и птичк. .

- А в этом предложении понятно, какие предметы есть у Миши?

- Назовите ту часть слова, по которой вы узнали, что или кто есть у Миши.














Да



Рыбк, птичк.





















Поиск решения проблемы

Де учителя

Де детей


-   Какая из двух частей слова главная, основная?

- Какую же работу выполняет в слове часть, которая остается, если отбросить окончание?


- Как вы думаете, какая из двух частей слова – окончание или часть без окончания – главная, основная?

- Почему вы так считаете?



-А как бы вы назвали эту часть слова?
- У этой части есть своё название – основа .
Карточка –ОСНОВА
- А как вы понимаете значение слова «основа»?





- Где же находится основа в слове?

- Какую же работу выполняет главная часть слова – основа?







рыбк, птичк


Называет слово, Называет предмет



Та, которая без окончания. Та, которая впереди.
Та, которая называет предмет.


Важнее знать слово, Без этой части мы не узнаем слова.


Главная, важная, основная, первая.
- Основную работу выполняет, можно узнать предметы сообщения.

- Основа слова это обязательная часть слова. Без основы слово не бывает, а без окончания может быть.

Перед окончанием.



Называет предмет.
Сообщает, какой предмет называет слово.




Основа слова – это часть слова без окончания; это главная часть слова, значимая часть слова

-Работа основы – узнать, что слово называет




















-5. Этап моделирования


Де учителя

Де детей


 -  Давайте подумаем, каким значком можно обозначить основу в слове.


Основу обозначаем вот таким значком

t1638252446aa.gift1638252446ab.gif

t1638252446ac.gif


Дети предлагают, выходят к доске. Рассматриваем предложения детей, анализируем и выбираем удобный знак.






















6 этап - Составление алгоритма

Де учителя

Де детей


- Давайте составим алгоритм выделения окончания и основы в словах

В слове кукла обозначьте окончание и основу.

1. Измени по числу(ед.м, мн.ч)

2. = = (сравниваем буквы)

3. (выделяем окончание)

4. (выделяем - основу)

- Где находится основа?







кукла

куклы

слово называет предмет изменяю по числам куклы, сравниваю, выделяю окончание



Перед окончанием.





















7 Этап первичного закрепления

Де учителя

Де детей


- Спишите предложения, обозначьте в словах окончания и основу.



У Миши есть рыбки и птички .

- Запиши изменения слова. Выдели окончание и основу в словах-названиях

волна

кино

шла










Миша рыбка птичка





















8 этап Подведение итого урока

На оценочном листе нарисуйте шкалу и оцените своё умение выделять окончание и основу в словах

Оценочный лист


Ученик

Учитель

Я умею изменить по числу(ед.м, мн.ч)



Я умею сравнивать



Я умею выделять окончание



t1638252446ac.gift1638252446ac.gift1638252446ac.gif

4 Я умею выделять основу





Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

•        Были активны на уроке.

•        На сколько вы поняли новую тему.

•        На сколько вам понравился урок


 Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

Стоят,  руки вверх – отлично



На этом наш урок окончен. Всем спасибо!








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.