Материал на проверке

Основания

0
0
Материал опубликован Сегодня в 05:45 в группе

Конспект урока по химии в 8 классе

Тема: «Основания»

Цели:

Базовый уровень  обучающийся получит возможность познакомиться с классом сложных веществ – основаниями, их составом, номенклатурой, получением, классификации по растворимости в воде и применением, а также работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.

Повышенный уровень – обучающийся получит возможность научиться составлять формулы оснований по названиям и называть основания по формулам, определять принадлежность вещества к классу оснований.

Задачи:

  1. Обучающие: сформировать знания о составе оснований, изучить основные правила химической номенклатуры оснований, расширить знания о применении и значении оснований в жизни человека.

  2. Развивающие: продолжить развитие умения выводить производные от формул, определять принадлежность веществ к классу оснований; продолжить развитие умения осторожной работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием;

  3. Воспитательные: продолжить организацию самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, формирование познавательного интереса к химии как науке и учебному предмету.

4. Коррекционно-развивающая: продолжить развитие и коррекцию учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное,  делать выводы), развитие концентрации внимания.

Формируемые УУД:

Предметные: создание условий для усвоения новых знаний на основе имеющихся, закрепление практических умений и навыков безопасной работы с химическим оборудованием.

Метапредметные: развитие познавательного интереса у обучающихся, самостоятельности мышления и инициативы детей через использование элементов практической работы, коммуникативно-деятельностной методики.

Личностные: формирование коммуникативных умений, познавательного интереса, культуры общения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Техническое обеспечение:  ПК с колонками, видеопроектор, экран.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, пробирки, пинцет, индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, NaOH, CuSO4, образцы растворов моющих средств.

Используемый учебник: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

  1. Организационный этап

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить обучающихся к общению на учебном занятии.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из классов неорганических веществ, но прежде повторим то, что изучали ранее.

  1. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся

Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать субъективный опыт обучающихся о классе неорганических веществ – оксидах.

Ребята, вы уже многое узнали о веществах, их практическом использовании человеком. Сегодня вам предстоит еще раз убедиться в том, что химия многолика.

В детстве вы наверняка читали стихи К.Чуковского. Учащимся предоствляется отрывок из мультфильма «Мойдодыр», в котором говорится о мыле.

Догадались, о каком веществе идет речь

А почему мыло моет, пенится, отстирывает? Ответ на этот вопрос мы узнаем, познакомившись с веществами, которые сегодня изучим. Но для того, чтобы разобраться с еще одним классом неорганических веществ, давайте вспомним изученный ранее материал.

1. Что такое простые вещества?

2. Что такое сложные вещества?

3.Что такое бинарные соединения?

4.Какие бинарные соединения вы знаете?

5. Что такое оксиды?

6. Все ли бинарные вещества являются оксидами?

Класс делится на 3 группы и выполняет упражнение.

Неизвестные вещества относят к новому классу неорганических веществ – основания.

Записываем тему урока.

 III. Домашнее задание – п.24, сообщение об одной из едких щелочей.

  Какие цели ставим перед собой? Учащиеся  формулируют цели урока: 

1. Узнать, что  такое основания?

2. Научиться давать  названия основаниям.

3. Владеть правилами составления формул оснований.

4. Познакомиться с наиболее распространенными и важными основаниями.

IV. Этап изучения нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала и оформление кратких записей в форме схем и таблиц, как способ проработки учебной информации из рассказа учителя, демонстрации слайдов презентации.

Сложные вещества в неорганической химии делят на несколько групп: ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ и СОЛИ. 

На нашем уроке мы с вами начнем знакомиться с классом – Основания.

Посмотрите внимательно на состав оснований, формулы которых мы выписали при выполнении  задания. Что у них общего? (Содержат кислород и водород).

Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода в молекулах оснований всегда существуют вместе, образуя  функциональную группу OH, которая называется гидроксильной группой или гидроксо-группой.

Гидроксогруппа в основаниях существует в виде иона. Давайте попытаемся вместе дать определение основаниям.

Основания  это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или несколько гидроксогрупп (запись в тетрадь).

Общая формула оснований – Ме(ОН)n, где Ме – металл, n  валентность металла, и, следовательно, число гидроксогрупп.

Названия оснований, как и оксидов, составляются очень просто:

Гидроксид + название металла в Р.п. + валентность металла (переменная)

Приведем формулы и названия некоторых оснований:

NaOHгидроксид натрия;

Mg(OH)2   гидроксид магния;

CuOH – гидроксид меди (I)

Cu(OH)2гидроксид меди (II)

Взаимопроверка в тетрадях.

Для оснований можно предложить классификацию по различным признакам.

Классификация оснований

Признаки классификации

Группы оснований

Примеры

1. Кислотность (число групп ОН в составе)

Однокислотные

NaOH, KOH

Двухкислотные

Ca(OH)2, Mg(OH)2

2. Растворимость

Растворимые (щёлочи)

NaOH, KOH, Ва(ОН)2

Нерастворимые

Cu(OH)2, Mn(OH)2

Рассматриваем растворимость оснований по таблице раствормости (последний форзац учебника)

Среди оснований наибольшее практическое значение имеют щелочи.

Гидроксид натрия NaOH и гидроксид калия KOH. Представляют собой твердые белые гигроскопичные (поглощающие воду) вещества, которые хорошо растворяются в воде с выделением большого количества теплоты. Эти основания назвают едкими щелочами, так как они разъедают кожу, ткань. Бумагу и другие материалы. Гидроксид натрия (едкий натр) необходим для получения мыла, бумаги. Картона, искусственного волокна. Гидроксид калия (едкое кали) применяют при производстве шампуней, жидкого мыла, отбеливателей, средств для бритья, а также в качестве пищевой добавки Е525 при производстве шоколада.

Гидроксид кальция Са(ОН)2. Историческое название – гашеная известь. Применяется в строительстве, для побелки деревьев, для получения дезинфицирующего вещества – хлорной извести. Прозрачный раствор гидроксида кальция называют известковой водой и используют для распознавания углекислого газа.

Растворы щелочей имеют щелочную среду.

Прежде чем выполнить лабораторный опыт по определению характера среды оснований, нам нужно познакомиться с правилами ТБ при работе со щелочами.

Правила ТБ при работе со щелочами:

Щелочи могут вызывать химический ожог, попадая на незащищенную кожу рук или лица, разъедают кожу, ткань, бумагу и другие материалы.

1. При попадании щелочи на одежду или участок кожи надо немедленно сообщить учителю или лаборанту.

2. Тщательно промыть кожу проточной водой.

3. Обработать пораженный участок кожи 1%-ным раствором борной или уксусной кислоты.

Лабораторный опыт №1
  «Выявление окраски индикаторов в щелочной среде»

Ход работы:

  1. В три пробирки налейте по 2 мл раствора щёлочи NaOH.

  2. В первую пробирку добавьте несколько капель метилового оранжевого.

  3. Во вторую – с помощью пинцета опустите бумажку лакмуса.

  4. В третью -  с помощью пинцета добавьте фенолфталеин.

Оформление результатов опыта (заполнение таблицы):

Название индикатора

Окраска индикатора в щелочной среде

Метиловый оранжевый

синяя

Лакмус

желтая

Фенолфталеин

малиновая

Как изменилась окраска индикаторов? (Обсуждение).

Вывод: мы видим, что растворимые основания образуют щелочную среду.

V. Этап физминутки 

Цель: обеспечить отдых обучающихся в зависимости от утомления.

На столе (доске) представлены формулы неорганических веществ. Ваша задача: выбрать формулу вещества, относящегося к классу оснований.

Вы знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? (раствором золы).

А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на каменке в рубленой бане и вымыть косы. Объясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием «щелок».

Поэтому сегодня я вам предлагаю провести лабораторный опыт по определению наличия щелочи в моющих средствах, которые мы используем дома. Всем известно, что чистота — залог здоровья. Чистоту любили уже древние римляне. Более чем за 2 тысячи лет до нашей эры в городах Римской империи существовали бани с бассейнами. В этих банях применяли для мытья тела отруби, соки растений, золу, глину. Где и когда впервые смешали жир с золой растений, сварили эту смесь и таким образом получили мыло — неизвестно. Впервые о получении мыла из жира и золы упоминается в трудах римского  врача Галена.

Еще в начале XX века мыло использовалось в основном для стирки, да и то далеко не всегда. В 30-е годы освоили получение мыла на кокосовом масле. Сегодняшнее совершенство мыла завоевывалось десятилетиями упорных поисков, труда, изобретений. Мыло превратилось из предмета роскоши в предмет широкого потребления. Но вместе с этим многие заболевания кожи, например дерматиты, экзема  связаны с неправильным подбором средств гигиены. Многие ароматические добавки, отдушки и экстракты могут оказывать вредное влияние на кожу, вызывать раздражение, сухость, зуд, воспаления. Поэтому очень важно правильно подобрать мыло для своего типа кожи.

Лабораторный опыт №2
  «Определение характера среды исследуемых образцов моющих средств»

Ход работы:

  1. В трех пробирках находятся водные растворы образцов моющих средств:

№1 – средство для мытья посуды «FAIRY»;

№2 – шампунь марки «Чистая линия»;

№3 – твердое мыло «Dove».

2. В каждую пробирку с помощью пинцета добавьте фенолфталеин.

Что наблюдаете?

VI.  Этап контроля и самоконтроля

Цель: выявить качество усвоения обучающимися знаний, определить недостатки в знаниях, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Задание. Исключи лишнее вещество:

Fe(OH)3, Ba(OH)2, LiOH

  Задание. Выберите правильное название основанию Fe(OH)2

А) гидроксид кальция

Б) оксид железа (II)

В) гидроксид железа (II)

Г) гидроксид железа (III)

 VII.  Этап рефлексии

Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учащимся раздаются заламинированные шаблоны мерных цилиндров с градацией (анализом) собственной деятельности. Фломастером или маркером учащиеся отмечают шкалу своей работы на уроке.

 VIIIЭтап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.

Письменное оценивание работ в собранных тетрадях учеников.


Комментарии
Комментариев пока нет.