Урок химии в 8 классе на тему «Гидроксиды. Основания»

3
0
Материал опубликован 25 July 2017 в группе

Мишечкина С.А.- учитель высшей категории.

8 класс.

Технологическая карта урока по химии.

Тема: «Гидроксиды. Основания».

Цель: углубить знания о важнейших классах неорганической химии.

Задачи:

образовательная:

Познакомить с определением и классификацией, физическими свойствами, реакцией обмена и получением гидроксидов;

Закрепить умение составлять формулы оснований, записывать уравнения реакций, заполнять схемы, определять валентность химических элементов по формуле оснований, называть основания.

воспитательная:

Повышать культуру поведения и общения, взаимопомощи, прививать толерантность.

развивающая:

Проводить исследование способом от частного к общему;

Развивать умение выделять способ деятельности;

Формировать умения работы с информационными источниками, лабораторным оборудованием и умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока. Изучение нового материала.

Технология деятельного подхода.

Оборудование и реактивы:

1. На столах учеников:

CuSO4

MgSO4

NaOH, КОН

FeCl3

Лакмус, фенолфталеин

Метилоранж

Растворы хозяйственного мыла.

Универсальная индикаторная бумага.

Штативы с пробирками

Инструкция по выполнению опыта

Текст самостоятельной работы

Листы для выполнения самостоятельной работы.

Лист самооценки.

Смайлики на двустороннем скотче (по 3шт. на человека).

2. На демонстрационном столе:

В склянках с этикетками: NaOH, KOH.

СаО в склянке

Демонстрационный столик

1 стакан

Ложка

Стеклянная палочка

Стакан с водой

Магниты.

3. Средства для реализации урока:

УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Электронный носитель (DVD). Химия 8.

Гл.6, §41, видео «Взаимодействие калия с водой», проектор, документ – камера, экран, ноутбук, оценочная доска, доска школьная на магнитной основе.

Этапы урока. Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(2 -3 мин.)

2. Актуализация знаний

(8-7 мин)

3. Постановка проблемы

(5 мин)

4. «Открытие» нового знания.

(20 мин.)

5.Первичное закрепление.

(5 мин)

6. Итог урока.

(2мин + 6мин +2 мин =10 мин)

Рефлексия

Мы изучили простые вещества, и перешли к изучению основных классов неорганических соединений. Прослушав четверостишье, вспомните, о каком классе в нем говорится.

«На суку сидит сова,

Выдыхает це – о - 2»;

«Сапоги мои того, пропускают аш -2-о».

Верно - это оксиды. Продолжим изучение следующего класса. На ваших столах лежит комплект заданий, с которым будет проведена сегодня работа и листы самооценки и взаимопроверки, их вы заполните в течение урока.

1.Обратите вниманий, на моем столе приготовлены разные химические вещества (показываю основания в склянках).

Назовите вещества, формулы, которых вы видите. (Используя ранние полученные знания в §32)

Гидроксиды также как и оксиды используются человеком.

Ca(OH)2– гидроксид кальция или гашенная известь используют в строительстве;

NaOH - используют для получения различных химических соединений, а также в производстве бумаги, мыла, в текстильной и пищевой промышленности, гидроксид натрия необходим для приготовления некоторых блюд. Например, традиционного немецкого кренделя - брецеля. Перед выпечкой его опускают на несколько секунд в раствор гидроксида натрия, который при выпечки способствует образованию уникальной хрустящей корочки. Чтобы приготовить скандинавское блюдо из рыбы – лютефиск - также необходим гидроксид натрия. Сушеную рыбу вымачивают 5 – 6 дней в едкой щелочи и рыба приобретает мягкую желеобразную конституцию. NaOH зарегистрирован в качестве пищевой добавки: Е-524.

KOH и LiOH - используют в аккумуляторах.

2. Что мы можем сказать о гидроксидах (основаниях) по их формуле?

План ответа.

Название

Относится к основаниям или нет

Качественный состав

Количественный состав

Валентность химических элементов в соединении.

- откройте таблицы элементов, подпишите на листе фамилию, № варианта

- напишите характеристику гидроксидов по этому плану

1. 2.

КОН Fe(OH)2

Самопроверка. Берем в руки карандаш, ставим плюс за правильный ответ. Все «+» ставим «5», один – «4», два – «3»

3. Мы знаем многое, но не всё.

Известно, ли вам, дети,

Какие есть гидроксиды в кабинете?

Перед вами фото гидроксидов, каково их агрегатное состояние?

Формула гидроксида

Агрегатное состояние

Ca(OH)2

твердое

Ba(OH)2

твердое

NaOH

твердое

Глядя на таблицу, к какому выводу вы пришли?

4.Тема урока: «Гидроксиды. Основания».

4.1. Прочитайте пункт «Состав и название гидроксидов» в §41, на стр.137 учебника и ответьте на вопросы:

- К какому классу они относятся?

- Каково определение гидроксидов?

- Используя знания об общей формуле оксидов, составьте общую формулу гидроксидов (оснований). (Проектируем с помощью документ – камеры на экран).

Схема 1 «Общая формула гидроксидов».

 

Гидроксиды

 

 

 

------------------

 

-На какие группы можно разделить гидроксиды?

- По какому признаку?

На доске схема 2 «Классификация гидроксидов по свойствам» (проецируем на экран с помощью документ – камеры)

4.2- Ознакомимся с несколькими способами получения гидроксидов.

1. Демонстрация видео УМК Рудзитиса. Просмотрите видео ««Взаимодействие калия с водой», запишите уравнение реакции, укажите тип реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции.

Какие правила по технике безопасности соблюдал лаборант при выполнении опыта.

Какое основание по растворимости получено лаборантом?

2. Демонстрация опыта. Получение гидроксидов из оксидов. Беру гидроксид кальция.

Растворяю СаО в воде, размешиваю стеклянной палочкой.

Что получили? Как определить?

При взаимодействии СаО с водой мы получим щелочь, составьте ее формулу.

II II

СаО + Н2О = Са (ОН)2

основной основание

оксид

3. Работа в группе. Проделаем опыт по получению гидроксидов из солей:

1 группа – CuSO4 + _NaOH = ……. + Na2 SO4.

2 группа - MgSO4 + _KOH = ……... + K2 SO4.

3 группа - FeCl3 + _KOH = ………. + _KCl. - Запишите формулы гидроксидов вместо точек, уравняйте уравнения.

(Проецируем на экран с помощью документ – камеры). На ваших столах лежит инструкция №1 по выполнению опыта. Прочитайте. Вспомните правила техники безопасности. Руководители групп организуют порядок работы.

- Составляя уравнения реакции, на какую закономерность вы обратили внимание?

Верно. Такие реакции относятся к реакциям обмена. Выпишите в тетрадь определение реакции обмена из учебника на стр.138.

4.3 - Предлагаю группам определить среду (рН) гидроксидов используя индикаторы:

1) в предложенных гидроксидах:

1группа – КОН + лакмус = ?

2 группа – NaOH + фенофталеин = ?

3 группа – Ca(OH)2 + метилоранж = ?

2) в растворе хозяйственного мыла применяемого для стирки и мытья используя универсальную индикаторную бумагу. Ваши наблюдения и выводы.

(Проецируем на экран с помощью документ – камеры). На ваших столах лежит инструкция №2 по выполнению опыта. Прочитайте. Обратите особое внимание на правила техники безопасности. Руководители групп организуют порядок работы.

5.1. Провожу закрепление в форме беседы:

С каким классом мы сегодня работали?

Каково определение гидроксидов?

Какова их классификация?

Перечислите способы получения оксидов.

С каким новым типом реакции вы познакомились?

Наш урок подошел к своему логическому завершению. Давайте подведем итог нашей работы. Что мы узнали сегодня на уроке?

- определение гидроксидов;

- изучили классификацию гидроксидов;

- их агрегатное состояние, состав;

- получение; - познакомились с реакцией обмена.

А чтобы проверить усвоение данного материала, мы проведем небольшую самостоятельную работу.

Возьмите листы, выполняем работу, задания на ваших столах.

Проверка работы в парах (взаимопроверка) по ответам, вывешенным на доске.

Итак, мы знаем, что все гидроксиды делятся по растворимости на основания (растворимые, малорастворимые и нерастворимые) и по химическим свойствам (амфотерные гидроксиды).

Вот химическим свойствам гидроксидов и будет посвящена тема нашего следующего урока.

Запишем домашнее задание. §41 выучить, №1-3,стр.138.

И в заключении выразите ваше отношение к уроку с помощью имеющихся у вас смайликов, разместив их на оценочной доске.

Спасибо за плодотворную работу на уроке. До свидания.

Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Называют план характеристики вещества по формуле.

Двое учеников выполняют работу на обратной стороне доски. 3 мин.

Проверяют работы, сверяя с записью на доске после комментария учителя.

Записывают таблицу в тетрадь, один учащийся с места комментирует.

Отвечают на вопросы, проработав указанный пункт.

Ответ:1. Класс гидроксиды.

2. Сложное вещество = металл + n гидроксогрупп.

3. Мех(ОН)у

4. По растворимости:

растворимые (щелочи), нерастворимые 5. По свойствам: амфотерные (работают по схеме №7, стр. 138 учебника).

Записывают законченную схему в тетрадь

Записывают ответ в тетрадь.

1 учащийся работает у доски на ее обратной стороне.

Записывают ответ в тетрадь.

Записывают ответ в тетрадь.

И комментируют свой ответ.

Используют индикаторы (лакмус, фенофталеин, метилоранжевый) для определения среды раствора.

Выполняют лабораторный опыт 2 в группах 3-5 минут.

Записывают уравнение в тетрадь. Представитель каждой группы комментирует полученный результат.

 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют итог урока.

Выполнение самостоятельной работы.

Осуществляют взаимопроверку.

Д/З.записывают в дневник.

Прикрепляют смайлики с помощью двухстороннего скотча.

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

Из предложенных веществ выпишите формулы растворимых оснований и назовите их:

NaOН, H2SO4, Ba(OН)2,AlCl3, Cu(OН)2. N2O3, KOH, FeCl3, SiO2

Вариант 2.

Из предложенных веществ выпишите формулы нерастворенных, малорастворимых гидроксидов и назовите их.

Ca(OН)2, P2O5, NaOH, SiO2, HBr, Fe(OH)3, N2O3, LiOH, МgSO3, Mg(OH)2.

Ответы:

Вариант 1.

NaOН - гидроксид натрия

Ba(OН)2 - гидроксид бария

KOH – гидроксид калия

Вариант 2.

Ca(OН)2 - гидроксид кальция

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III)

Mg(OH)2 – гидроксид магния

Информационные источники:

УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.

Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ И.И. Новашинский, Н.С. Новашинская.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. -224с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа)

https://www.google.ru/search?q=картинка+буратино+за+партой&newwindow=1&tbm=isch&imgil=E0bnglodccreEM%253A%253BSgrFoJToV5pN2M%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fpng2.ru%2525.

http://simpla.24tm.pl/jh2js/1466-skachat-smajliki-kartinki-dlya-dete.html.

https://www.google.ru/search?q=смайлики+картинки+для+детей&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjKwK_Gzc7UAhWIzRoKHWo5DnkQsAQIJg&biw=1396&bih=669#imgdii=sITW_m1YjmWERM:&imgrc=TqYz1v8XlOMXhM.

 

Приложение №1.

План действий. (Вопросы и задания для работы).

1. Назовите вещества, формулы, которых вы видите на моем столе.

2. План ответа.

Название

Относится к основаниям или нет

Качественный состав

Количественный состав

Валентность химических элементов в соединении.

- откройте таблицы элементов, подпишите на листе фамилию, № варианта

- напишите характеристику гидроксидов по этому плану:

В. № 1. В. № 2.

КОН Fe(OH)2

3. Просмотрите видео ««Взаимодействие калия с водой», запишите уравнение реакции, укажите тип реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции.

Какие правила по технике безопасности соблюдал лаборант при выполнении опыта.

Какое основание по растворимости получено лаборантом?

4. Работа в группе. Проделайте опыт по получению гидроксидов из солей:

1 группаCuSO4 + _NaOH = ……. + Na2 SO4.

2 группа - MgSO4 + _KOH = ……... + K2 SO4.

3 группа - FeCl3 + _KOH = ………. + _KCl.

- Запишите формулы гидроксидов вместо точек, уравняйте уравнения. На ваших столах лежит инструкция №1 по выполнению опыта. Прочитайте.

Обратите особое внимание на правила техники безопасности (со щелочами работайте осторожно). Руководители групп организуют порядок работы.

5. Определите среду (рН) гидроксидов используя индикаторы:

1) в предложенных гидроксидах:

1группа – КОН + лакмус = ?

2 группа – NaOH + фенофталеин = ?

3 группа – Ca(OH)2 + метилоранж = ?

2) в растворе хозяйственного мыла применяемого для стирки и мытья, используя универсальную индикаторную бумагу. Ваши наблюдения и выводы.

На ваших столах лежит инструкция №2 по выполнению опыта. Прочитайте. Обратите особое внимание на правила техники безопасности. Руководители групп организуют порядок работы.

Инструкция №1

Получение гидроксидов из солей.

Налейте в пробирку несколько капель раствора выданной соли, добавьте по каплям раствор щелочи. Что наблюдаете? Напишите уравнение. Укажите, в чем заключается сущность этой реакции. Помните! Работать с кислотами нужно осторожно.

Инструкция №2

Определение рН среды гидроксидов и раствора хозяйственного мыла.

1. В пробирку с раствором указанного в задании гидроксида добавьте по нескольку капель выданного вам индикатора. Отметьте окраску индикаторов.

2. используя универсальную индикаторную бумагу и цветную шкалу универсального индикатора, определите ( приблизительно) значения рН раствора хозяйственного мыла.

Помните, со щелочами работать необходимо осторожно!

Приложение №2

Вид оценочной доски «Наши достижения».

Да, трудно все-таки учиться!

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Еще придется потрудиться.

Приложение №3.

P.s. Форму листа самооценки учащегося нам давали на курсах ПФК в КЧРИПКРО в 28.03 2017 году по теме: «Актуальные проблемы и методики преподавания химии и биологии в контексте требований ФГОС нового поколения». Источники для материала лекций нам не указали. Однако мне материал понравился, и я его включила в урок. Неизвестному автору приношу свои искрение извинения за применение в своей работе данного материала и говорю большое человеческое «СПАСИБО!!!».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.