Урок химии в 8 классе на тему «Гидроксиды. Основания»
Мишечкина С.А.- учитель высшей категории.
8 класс.
Технологическая карта урока по химии.
Тема: «Гидроксиды. Основания».
Цель: углубить знания о важнейших классах неорганической химии.
Задачи:
образовательная:
Познакомить с определением и классификацией, физическими свойствами, реакцией обмена и получением гидроксидов;
Закрепить умение составлять формулы оснований, записывать уравнения реакций, заполнять схемы, определять валентность химических элементов по формуле оснований, называть основания.
воспитательная:
Повышать культуру поведения и общения, взаимопомощи, прививать толерантность.
развивающая:
Проводить исследование способом от частного к общему;
Развивать умение выделять способ деятельности;
Формировать умения работы с информационными источниками, лабораторным оборудованием и умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Тип урока. Изучение нового материала.
Технология деятельного подхода.
Оборудование и реактивы:
1. На столах учеников:
CuSO4
MgSO4
NaOH, КОН
FeCl3
Лакмус, фенолфталеин
Метилоранж
Растворы хозяйственного мыла.
Универсальная индикаторная бумага.
Штативы с пробирками
Инструкция по выполнению опыта
Текст самостоятельной работы
Листы для выполнения самостоятельной работы.
Лист самооценки.
Смайлики на двустороннем скотче (по 3шт. на человека).
2. На демонстрационном столе:
В склянках с этикетками: NaOH, KOH.
СаО в склянке
Демонстрационный столик
1 стакан
Ложка
Стеклянная палочка
Стакан с водой
Магниты.
3. Средства для реализации урока:
УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Электронный носитель (DVD). Химия 8.
Гл.6, §41, видео «Взаимодействие калия с водой», проектор, документ – камера, экран, ноутбук, оценочная доска, доска школьная на магнитной основе.
Этапы урока. Время. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1.Организационный момент (2 -3 мин.) 2. Актуализация знаний (8-7 мин) 3. Постановка проблемы (5 мин) 4. «Открытие» нового знания. (20 мин.) 5.Первичное закрепление. (5 мин) 6. Итог урока. (2мин + 6мин +2 мин =10 мин) Рефлексия |
Мы изучили простые вещества, и перешли к изучению основных классов неорганических соединений. Прослушав четверостишье, вспомните, о каком классе в нем говорится. «На суку сидит сова, Выдыхает це – о - 2»; «Сапоги мои того, пропускают аш -2-о». Верно - это оксиды. Продолжим изучение следующего класса. На ваших столах лежит комплект заданий, с которым будет проведена сегодня работа и листы самооценки и взаимопроверки, их вы заполните в течение урока. 1.Обратите вниманий, на моем столе приготовлены разные химические вещества (показываю основания в склянках). Назовите вещества, формулы, которых вы видите. (Используя ранние полученные знания в §32) Гидроксиды также как и оксиды используются человеком. Ca(OH)2– гидроксид кальция или гашенная известь используют в строительстве; NaOH - используют для получения различных химических соединений, а также в производстве бумаги, мыла, в текстильной и пищевой промышленности, гидроксид натрия необходим для приготовления некоторых блюд. Например, традиционного немецкого кренделя - брецеля. Перед выпечкой его опускают на несколько секунд в раствор гидроксида натрия, который при выпечки способствует образованию уникальной хрустящей корочки. Чтобы приготовить скандинавское блюдо из рыбы – лютефиск - также необходим гидроксид натрия. Сушеную рыбу вымачивают 5 – 6 дней в едкой щелочи и рыба приобретает мягкую желеобразную конституцию. NaOH зарегистрирован в качестве пищевой добавки: Е-524. KOH и LiOH - используют в аккумуляторах. 2. Что мы можем сказать о гидроксидах (основаниях) по их формуле? План ответа. Название Относится к основаниям или нет Качественный состав Количественный состав Валентность химических элементов в соединении. - откройте таблицы элементов, подпишите на листе фамилию, № варианта - напишите характеристику гидроксидов по этому плану 1. 2. КОН Fe(OH)2 Самопроверка. Берем в руки карандаш, ставим плюс за правильный ответ. Все «+» ставим «5», один – «4», два – «3» 3. Мы знаем многое, но не всё. Известно, ли вам, дети, Какие есть гидроксиды в кабинете? Перед вами фото гидроксидов, каково их агрегатное состояние?
Глядя на таблицу, к какому выводу вы пришли? 4.Тема урока: «Гидроксиды. Основания». 4.1. Прочитайте пункт «Состав и название гидроксидов» в §41, на стр.137 учебника и ответьте на вопросы: - К какому классу они относятся? - Каково определение гидроксидов? - Используя знания об общей формуле оксидов, составьте общую формулу гидроксидов (оснований). (Проектируем с помощью документ – камеры на экран). Схема 1 «Общая формула гидроксидов».
Гидроксиды
------------------
-На какие группы можно разделить гидроксиды? - По какому признаку? На доске схема 2 «Классификация гидроксидов по свойствам» (проецируем на экран с помощью документ – камеры) 4.2- Ознакомимся с несколькими способами получения гидроксидов. 1. Демонстрация видео УМК Рудзитиса. Просмотрите видео ««Взаимодействие калия с водой», запишите уравнение реакции, укажите тип реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции. Какие правила по технике безопасности соблюдал лаборант при выполнении опыта. Какое основание по растворимости получено лаборантом? 2. Демонстрация опыта. Получение гидроксидов из оксидов. Беру гидроксид кальция. Растворяю СаО в воде, размешиваю стеклянной палочкой. Что получили? Как определить? При взаимодействии СаО с водой мы получим щелочь, составьте ее формулу. II II СаО + Н2О = Са (ОН)2 основной основание оксид 3. Работа в группе. Проделаем опыт по получению гидроксидов из солей: 1 группа – CuSO4 + _NaOH = ……. + Na2 SO4. 2 группа - MgSO4 + _KOH = ……... + K2 SO4. 3 группа - FeCl3 + _KOH = ………. + _KCl. - Запишите формулы гидроксидов вместо точек, уравняйте уравнения. (Проецируем на экран с помощью документ – камеры). На ваших столах лежит инструкция №1 по выполнению опыта. Прочитайте. Вспомните правила техники безопасности. Руководители групп организуют порядок работы. - Составляя уравнения реакции, на какую закономерность вы обратили внимание? Верно. Такие реакции относятся к реакциям обмена. Выпишите в тетрадь определение реакции обмена из учебника на стр.138. 4.3 - Предлагаю группам определить среду (рН) гидроксидов используя индикаторы: 1) в предложенных гидроксидах: 1группа – КОН + лакмус = ? 2 группа – NaOH + фенофталеин = ? 3 группа – Ca(OH)2 + метилоранж = ? 2) в растворе хозяйственного мыла применяемого для стирки и мытья используя универсальную индикаторную бумагу. Ваши наблюдения и выводы. (Проецируем на экран с помощью документ – камеры). На ваших столах лежит инструкция №2 по выполнению опыта. Прочитайте. Обратите особое внимание на правила техники безопасности. Руководители групп организуют порядок работы. 5.1. Провожу закрепление в форме беседы: С каким классом мы сегодня работали? Каково определение гидроксидов? Какова их классификация? Перечислите способы получения оксидов. С каким новым типом реакции вы познакомились? Наш урок подошел к своему логическому завершению. Давайте подведем итог нашей работы. Что мы узнали сегодня на уроке? - определение гидроксидов; - изучили классификацию гидроксидов; - их агрегатное состояние, состав; - получение; - познакомились с реакцией обмена. А чтобы проверить усвоение данного материала, мы проведем небольшую самостоятельную работу. Возьмите листы, выполняем работу, задания на ваших столах. Проверка работы в парах (взаимопроверка) по ответам, вывешенным на доске. Итак, мы знаем, что все гидроксиды делятся по растворимости на основания (растворимые, малорастворимые и нерастворимые) и по химическим свойствам (амфотерные гидроксиды). Вот химическим свойствам гидроксидов и будет посвящена тема нашего следующего урока. Запишем домашнее задание. §41 выучить, №1-3,стр.138. И в заключении выразите ваше отношение к уроку с помощью имеющихся у вас смайликов, разместив их на оценочной доске. Спасибо за плодотворную работу на уроке. До свидания. |
Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Называют план характеристики вещества по формуле. Двое учеников выполняют работу на обратной стороне доски. 3 мин. Проверяют работы, сверяя с записью на доске после комментария учителя. Записывают таблицу в тетрадь, один учащийся с места комментирует. Отвечают на вопросы, проработав указанный пункт. Ответ:1. Класс гидроксиды. 2. Сложное вещество = металл + n гидроксогрупп. 3. Мех(ОН)у 4. По растворимости: растворимые (щелочи), нерастворимые 5. По свойствам: амфотерные (работают по схеме №7, стр. 138 учебника). Записывают законченную схему в тетрадь Записывают ответ в тетрадь. 1 учащийся работает у доски на ее обратной стороне. Записывают ответ в тетрадь. Записывают ответ в тетрадь. И комментируют свой ответ. Используют индикаторы (лакмус, фенофталеин, метилоранжевый) для определения среды раствора. Выполняют лабораторный опыт 2 в группах 3-5 минут. Записывают уравнение в тетрадь. Представитель каждой группы комментирует полученный результат.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Формулируют итог урока. Выполнение самостоятельной работы. Осуществляют взаимопроверку. Д/З.записывают в дневник. Прикрепляют смайлики с помощью двухстороннего скотча. |
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
Из предложенных веществ выпишите формулы растворимых оснований и назовите их:
NaOН, H2SO4, Ba(OН)2,AlCl3, Cu(OН)2. N2O3, KOH, FeCl3, SiO2
Вариант 2.
Из предложенных веществ выпишите формулы нерастворенных, малорастворимых гидроксидов и назовите их.
Ca(OН)2, P2O5, NaOH, SiO2, HBr, Fe(OH)3, N2O3, LiOH, МgSO3, Mg(OH)2.
Ответы:
Вариант 1.
NaOН - гидроксид натрия
Ba(OН)2 - гидроксид бария
KOH – гидроксид калия
Вариант 2.
Ca(OН)2 - гидроксид кальция
Fe(OH)3 - гидроксид железа (III)
Mg(OH)2 – гидроксид магния
Информационные источники:
УМК Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.
Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ И.И. Новашинский, Н.С. Новашинская.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. -224с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа)
http://simpla.24tm.pl/jh2js/1466-skachat-smajliki-kartinki-dlya-dete.html.
https://www.google.ru/search?q=смайлики+картинки+для+детей&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjKwK_Gzc7UAhWIzRoKHWo5DnkQsAQIJg&biw=1396&bih=669#imgdii=sITW_m1YjmWERM:&imgrc=TqYz1v8XlOMXhM.
Приложение №1.
План действий. (Вопросы и задания для работы).
1. Назовите вещества, формулы, которых вы видите на моем столе.
2. План ответа.
Название
Относится к основаниям или нет
Качественный состав
Количественный состав
Валентность химических элементов в соединении.
- откройте таблицы элементов, подпишите на листе фамилию, № варианта
- напишите характеристику гидроксидов по этому плану:
В. № 1. В. № 2.
КОН Fe(OH)2
3. Просмотрите видео ««Взаимодействие калия с водой», запишите уравнение реакции, укажите тип реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции.
Какие правила по технике безопасности соблюдал лаборант при выполнении опыта.
Какое основание по растворимости получено лаборантом?
4. Работа в группе. Проделайте опыт по получению гидроксидов из солей:
1 группа – CuSO4 + _NaOH = ……. + Na2 SO4.
2 группа - MgSO4 + _KOH = ……... + K2 SO4.
3 группа - FeCl3 + _KOH = ………. + _KCl.
- Запишите формулы гидроксидов вместо точек, уравняйте уравнения. На ваших столах лежит инструкция №1 по выполнению опыта. Прочитайте.
Обратите особое внимание на правила техники безопасности (со щелочами работайте осторожно). Руководители групп организуют порядок работы.
5. Определите среду (рН) гидроксидов используя индикаторы:
1) в предложенных гидроксидах:
1группа – КОН + лакмус = ?
2 группа – NaOH + фенофталеин = ?
3 группа – Ca(OH)2 + метилоранж = ?
2) в растворе хозяйственного мыла применяемого для стирки и мытья, используя универсальную индикаторную бумагу. Ваши наблюдения и выводы.
На ваших столах лежит инструкция №2 по выполнению опыта. Прочитайте. Обратите особое внимание на правила техники безопасности. Руководители групп организуют порядок работы.
Инструкция №1
Получение гидроксидов из солей.
Налейте в пробирку несколько капель раствора выданной соли, добавьте по каплям раствор щелочи. Что наблюдаете? Напишите уравнение. Укажите, в чем заключается сущность этой реакции. Помните! Работать с кислотами нужно осторожно.
Инструкция №2
Определение рН среды гидроксидов и раствора хозяйственного мыла.
1. В пробирку с раствором указанного в задании гидроксида добавьте по нескольку капель выданного вам индикатора. Отметьте окраску индикаторов.
2. используя универсальную индикаторную бумагу и цветную шкалу универсального индикатора, определите ( приблизительно) значения рН раствора хозяйственного мыла.
Помните, со щелочами работать необходимо осторожно!
Приложение №2
Вид оценочной доски «Наши достижения».
Да, трудно все-таки учиться! |
Урок полезен, все понятно. |
Лишь кое-что чуть-чуть неясно |
Еще придется потрудиться. |
Приложение №3.
P.s. Форму листа самооценки учащегося нам давали на курсах ПФК в КЧРИПКРО в 28.03 2017 году по теме: «Актуальные проблемы и методики преподавания химии и биологии в контексте требований ФГОС нового поколения». Источники для материала лекций нам не указали. Однако мне материал понравился, и я его включила в урок. Неизвестному автору приношу свои искрение извинения за применение в своей работе данного материала и говорю большое человеческое «СПАСИБО!!!».