Урок химии в 8 классе на тему «Основания. Химические свойства оснований»
Основания. Химические свойства оснований.
УЭ – Учебный элемент
УЭ0 -Интегрирующая цель
УЭ1 – Входной контроль: проверка знаний, умений, подготовка к восприятию нового материала.
УЭ2 – Свойства щелочей (растворимых оснований): взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Условие течения реакции обмена между растворами неорганических веществ.
УЭ3 – Свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
УЭ4 – Выходной контроль.
УЭ5 – Рефлексия.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Указания выполнению работы |
УЭ0 | Интегрирующая цель: Изучить химические свойства оснований с точки зрения электролитической диссоциации: взаимодействие оснований с кислотами, оксидами неметаллов и солями. Продолжить формирование умения записывать ионные уравнения реакций, пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций. Проявить себя на высоком уровне творческой деятельности: выполнении химических тестов, исследовательской работы. Уметь работать по принципу доверия, относительно мягкого контроля. Условия работы: 1) стремление к цели 2) относительно мягкий контроль 3) успех рождает доверие | На доске: Тема«Основания. Химические свойства оснований». Таблица « Основания. Их свойства» Дома: |
УЭ1 | Цель: проверить усвоение знаний о понятии «основание», классификация оснований. Задание№1 (для всех) Дать определение «основание». Составить формулы оснований, образованных следующими металлами и назвать их: Cu(II), Na, Cr(III), Ca, Ba, Al Задание№2 (для всех) Перечислить все признаки классификации оснований. Выбрать название основания, соответствующего следующему описанию: растворимое, сильное, однокислотное: а) гидроксид магния б) гидроксид натрия в) гидроксид бария г) гидроксид алюминия 3.Выбрать формулу основания, соответствующего следующему описанию: нерастворимое, слабое, двухкислотное: а) NaOH б) Ba(OH)2 в) Al(OH)3 г) Fe(OH)2 Какого минимального числа признаков и каких именно достаточно, чтобы определить это основание? Задание№3 (для всех) Выполнение теста: 1 вариант 2вариант 1) Какое из оснований является сильным электролитом двухкислотным а) Cu(OH)2 б) KOH в) Al(OH)3 2) Какое из оснований является: Однокислотным слабым а) Fe(OH)2 б) Ba(OH)2 в) NaOH 3) Какие уравнения составлены неверно верно с точки зрения изученных ранее типов химических реакций: Mg + HCl = MgCl2 +H2 4P + 5O2 = 2P2O5 4Al + 3O2 = 2Al2O3 Al + Fe2O3 = Al2O3 +Fe | Фронтальная работа в классе 7минут Время работы 3мин. Контроль: сверить с ответами на доске. Нет ошибок – «5» Одна ошибка – «4» |
УЭ2 | Цель: Исследовать вопрос, как взаимодействуют щелочи с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Оборудование и реактивы: пластина с гнездами, растворы гидроксида калия, соляной кислоты, фенолфталеина, пробирка с известковой водой, сульфат меди, стеклянная трубка. Инструктаж по технике безопасности. Опыт 1 В гнездо пластины внесите две капли гидроксида калия и одну каплю фенолфталеина. Какая окраска раствора? Добавьте одну каплю соляной кислоты. Если обесцвечивание не произошло, добавьте еще одну каплю. Объясните, почему окраска исчезла. Напишите уравнение реакции по схеме: щелочь + кислота = соль + вода в молекулярном, ионном виде. Как называется эта реакция? Опыт 2. В пробирку с известковой водой опустите стеклянную трубку и осторожно продуйте воздух. Что вы увидели? Объясните это явление. Напишите уравнение реакции по схеме: Щелочь + оксид неметалла = соль + вода в молекулярном, ионном виде. Опыт 3. В гнездо пластины внесите две капли сульфата меди и две капли гидроксида калия. Что вы увидели? Какими ионами обусловлено свойство щелочей электролитов? Напишите уравнение реакции по схеме: соль + щелочь = новая соль + новое основание в молекулярном и ионном виде. | Работа в парах. Время работы 15мин. При выполнении лабораторных опытов воспользуйтесь таблицей «Растворимость оснований и солей в воде» Уборка рабочего места: аккуратно поставьте пластину с гнездами около лотка с реактивами, проверьте все ли реактивы стоят на своем месте. |
УЭ3 | Цель: Исследовать вопрос, как взаимодействуют нерастворимые основания с кислотами, разлагаются при нагревании. Оборудование: спички, спиртовка, зажим, 2 пробирки с гидроксидом меди(ll), вода, соляная кислота. Инструктаж по технике безопасности. Опыт 1. В пробирку, где находится гидроксид меди(ll), добавьте 1мл воды и установите практическую нерастворимость Cu(OH)2 . Добавьте 10 капель соляной кислоты, что наблюдаете? Если растворения не произошло, добавьте еще 5 капель кислоты. Напишите уравнение реакции по схеме: Основание +кислота = соль + вода в молекулярном и ионном виде. Опыт 2. Пробирку, где находится гидроксид меди(ll) закрепите в зажиме. Зажгите спиртовку и начинайте нагревать пробирку не до кипения. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции по схеме: Основание = оксид металла + вода в молекулярной форме. | Работа в парах. время работы 12мин. При выполнении лабораторных опытов воспользуйтесь таблицей «Растворимость оснований и солей в воде» Уборка рабочего места: аккуратно поставьте пластину с гнездами около лотка с реактивами, проверьте все ли реактивы стоят на своем месте. |
УЭ4 | Цель: Проверить усвоение знаний о химических свойствах оснований. Задание№1(для всех) Соотнесите: Свойства оснований уравнения реакций Взаимодействие с кислотами а) CO2 + 2KOH = K2CO3 + H2O Реакция с оксидами неметаллов б) 2NaOH + FeCl2 = Fe(OH)2 +2NaCl Взаимодействие с солями в) KOH + HNO3 = KNO3 + H2O Задание№2 ( для всех) Какие вещества реагируют друг с другом? Выберите правильный ответ. Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах: а) Ba(OH)2 + H2SO4 = б) KOH + MgO = в) NaOH + SO2 = г) Al(OH)3 +KCl = | Время работы 8мин. Индивидуальная работа каждого учащегося. Постарайтесь выполнить все задания. Контроль: проверяет и оценивает учитель. |
УЭ5 | - Доволен ли ты собой? - Понравилось ли тебе на уроке? - Твоя оценка себе и соседу? | |
| | |