Технологическая карта урока химии в 8 классе на тему «Основания»
Урок химии в 8 классе на тему «Основания» в соответствии с ФГОС ООО, учитель химии Шорохова Яна Александровна
Тема урока |
Основания |
||||||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||||||
Цель урока |
Создать условия для формирования у учащихся представления о классе сложных веществ – основаниях. |
||||||||
Задачи урока (планируемый результат) |
Предметные умения |
УУД |
|||||||
Обучающийся научиться: - давать определения понятиям – «основания», «щелочи»; - определять состав оснований; - классифицировать основания; - называть основания;- Обучающийся получит возможность освоить: - правила работы с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ. |
Личностные: -формировать готовность и способность к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать в общении правила вежливости, адекватно реагировать на обращение учителя |
||||||||
Организация пространства |
|||||||||
Формы работы |
Ресурсы |
||||||||
Индивидуальная, парная, фронтальная |
компьютер, презентация; оборудование для эксперимента: гидроксиды натрия, калия, железа, меди; стаканчик с водой; учебник химии О.С.Габриелян 8 класс. |
||||||||
Мотивационно – целевой этап |
|||||||||
Этапы урока, цель Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||
Эмоциональный настрой. Слайд 1 Добрый день! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Формулирование цели и задач урока учителем в косвенной форме. - Сегодня на уроке нам понадобиться ваше внимание, зоркость, сосредоточенность, умение слушать и слышать друг друга. Слайд 2 - Мы с вами продолжаем погружаться в удивительный и увлекательный мир химии, а химия у нас наука многоликая. Сегодня мы будем знакомиться с новым классом неорганических соединений. |
Приветствуют учителя и друг друга. Организация внимания |
Личностные: Нравственно – этическая ориентация Коммуникативные: Умение работы в паре Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. |
- О каком веществе идет речь? Слайд 3 - Она и дождь, и град и снег - А к какому классу неорганических соединений относится вода? - Какие вещества называются оксидами? На доске написан ряд формул: Слайд 4 СuO, K2O, Na2O, Ca(OH)2 (дайте название этим веществам) Запишите формулы веществ: Слайд 5 оксид бария, оксид кальция, оксид алюминия, гироксид кальция. Слайд 6 - в чем вы испытали затруднения при выполнении данного задания? Слайд 7 - А знаете ли вы, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? - "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. - Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнила я о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать. - а знаете ли вы, как называется данный класс соединений? Слайд 8 - Попробуйте разгадать ребус, и вы узнаете, как называется класс неорганических соединений, который мы сегодня на уроке начнем изучать. |
- вода -оксиды - это бинарные соединения, в состав которых обязательно входит атом кислорода - оксид меди, оксид калия, оксид натрия BaO CaO Al2O3 не знают, как произносятся и записываются основания - нет |
Познавательные: Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
||||||
Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока |
- Догадались, какой класс соединений мы будем сегодня изучать? - Сформулируйте тему урока Слайд 9 - Какую цель мы сегодня на уроке перед собой поставим? А чтобы правильно и грамотно сформулировать цель урока, я предлагаю вам обратиться к словам – помощникам, которые указаны на доске. Слайд 11 - чтобы достичь цели, нам необходимо поставить перед собой задачи: Слайд 12 1.познакомиться с новыми понятиями и дать им определения. 2. научиться правильно, называть данный класс неорганических соединений 3. научиться классифицировать основания 4. закрепить полученные знания 5. сделать вывод о проделанной работе на уроке
|
- основания Формулируют тему урока Предлагают план для достижения цели. |
Общеучебные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи |
||||||
Процессуальный этап |
|||||||||
Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. |
На доске записаны формулы: Слайд 13 NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 - Ребята, посмотрите на формулы и скажите что между ними общего? Слайд 14 - Молодцы, а атомы кислорода и водорода, которые входят в состав молекул оснований называются гидроксогруппой (гидроксид-иона) OH- Посмотрите внимательно, а какой еще атом входит в состав этих соединений помимо гидроксид - ионов? Слайд 15 - Умнички!!! А вот теперь давайте сформулируем определение понятию «основания». Слайды 16 - 18 - Это вещества простые или сложные? - Что входит в состав этих сложных соединений? - А если мы атому металла и гидроксогруппе присвоим заряды, то, как они будут теперь называться? Скажите, а ионы металла и гидроксид ионы связаны между собой? - А теперь сформулируйте, пожалуйста, определение. - Откройте стр.___ учебника и сравните определение, которое вы сформулировали с определением, данным в учебнике, и сделайте вывод. Запишите определение в тетрадь. Слайд 19 - А теперь попробуйте определить суммарный заряд у гидроксид ионов, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. Слайд 20 - Обратитесь к учебнику на стр.___ и скажите как можно узнать сколько групп ОН- связанно с металлом? - А как правильно давать названия основаниям прочитайте на стр.___ и попробуйте дать названия представленным на доске основаниям. Слайды 21 - 29 - Ребята, обратите внимание на столах у вас стоят реактивы. Но прежде чем приступить к работе с ними, давайте повторим технику безопасности. Слайд 30 -у вас на столах в подписанных пробирках находятся гидроксиды: 1. гироксид натрия, 2. гидроксид калия, 3. гидроксид меди 4. гидроксид железа (III). Дайте характеристику каждому реактиву по внешним наблюдениям. - это густое образование в пробирках называется осадок. - помимо пробирок с гидроксидами у вас на столах имеется стаканчик с водой. Слайд 31 Прилейте немного воды в каждую из пробирок, опишите свои наблюдения. Слайд 32 - Замечательно. Следовательно, как мы можем классифицировать все основания по отношению к воде. - Найдите в учебнике на стр. ____, как называются растворимые основания? - А где мы можем узнать о том, растворимо ли основание в воде или нет. Слайд 33 - Очень хорошо. Данная таблица находится на форзаце вашего учебника. Давайте откроем и ознакомимся с ней. Учитель объясняет, как правильно пользоваться таблицей растворимости. - Ребята, посмотрите у меня две пробирки, в каждой из которых находится прозрачная жидкость. Как вы думаете, как узнать в какой из них находится щелочь? - Об этом вы так же узнаете на следующем уроке.
|
- в состав веществ входят три элемента, а также у всех представленных соединений имеется атом кислорода и водорода. - атом металла - сложные - эти сложные вещества состоят из атомов металлов и гидроксогруппы - ионы - да - основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидрокид ионов. - данное определение мы сформулировали правильно. - в результате суммарный заряд гидроксид ионов равен -1 - по заряду иона металла можно определить, сколько гидроксогрупп связанно с металлом. Знакомятся с текстом учебника, называют представленные на доске соединения. Повторяют правила техники безопасности. - гидроксид натрия – прозрачная жидкость, гироксид каля – прозрачная жидкость, гидроксид меди – голубое густое вещество и гидроксид железа тоже густое вещество. - в результате проделанных опытов мы наблюдали то, что гидроксиды калия и натрия растворяются в воде, а гидроксиды меди и железа – нет. - классифицировать на растворимые основания и нерастворимые. - Растворимые основания называются – щелочами. - данную информацию мы можем узнать с помощью таблицы «Растворимость оснований, кислот и солей в воде» Открывают таблицу и знакомятся с нею |
Познавательные: Уметь находить информацию Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы; Уметь выражать свои мысли Регулятивные: Выполнять учебные действия |
||||||
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. |
Слайд 34 - 35 - Мы с Вами большие молодцы, потому что много узнали и продуктивно поработали на уроке. А теперь, давайте выясним, как вы усвоили полученную информацию. Для этого предлагаю Вам выполнить задание, которое называется «Лови ошибку». Основания – это бинарные соединения, в состав которых входят ионы неметаллов и гидроксид ионы. Если заряд иона металла равен +1, то соответственно, с ионом металла связаны 2 группы ОН+. Основания можно классифицировать по отношению их растворимости в воде. Нерастворимое основание называется щелочью. |
Выполняют задание по поиску ошибок в предложенном тексте и проговаривают вслух. |
Познавательные: Воспринимать смысл небольшого текста Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы Регулятивные: Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
||||||
Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера. |
Слайд 36 - Молодцы!!! А теперь Вам необходимо выполнить небольшой тест, а затем осуществить самопроверку по эталону и выставить оценку. Итак, вперед!! Приложение 1 |
Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
|||||||
Рефлексивно – оценочный этап |
|||||||||
Информация о домашнем задании Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Слайд 37 Домашнее работа Базовый уровень - §19 стр.101 Повышенный уровень – то же + упр.1,3 |
Записывают домашнее задание |
Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
||||||
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности. |
Слайд 38 Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу Слайд 39 |
Познавательные: Оценка процессов результатов деятельности Коммуникативные: Оценивание качества своей учебной деятельности Регулятивные: Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению |
Приложение 1.
1 ВАРИАНТ |
2 ВАРИАНТ |
|
1. Правильное название соединения Fe(OH)3: 2) гидрид железа (II); 3) гидроксид железа (II); 4) едкое кали. 2. Щелочью является: 2) А1(ОН)3; 3) СuОН; 4) Ni(ОН)2.
3. Нерастворимым основанием является: 2) NaOH; 3) Al(OH)3; 4) Ва(ОН)2. 2) КOH; 3) Mg(OH)2; 4) Fe(OH)2.
5. Сколько групп ОН- связаны с металлом в соединении Al(OH)3 1) 5 2) 3 3) 4 4) 1 |
1. Правильное название соединения Fe(OH)2: 2) гидрид железа (II); 3) гидроксид железа (II); 4) едкое кали. 2. Щелочью является: 2) А1(ОН)3; 3) СuОН; 4) Ni(ОН)2. 3. Нерастворимым основанием является: 2) NaOH; 3) КОН; 4) Ва(ОН)2. 2) NaOH; 3) Mg(OH)2; 4) Fe(OH)2. 5. Сколько групп ОН- связаны с металлом в соединении NaOH 1) 5 2) 3 3) 4 4) 1 |
16