12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шорохова Яна Александровна119
Россия, Хабаровский край, рп. Солнечный

Урок химии в 8 классе на тему «Основания» в соответствии с ФГОС ООО, учитель химии Шорохова Яна Александровна

Тема урока

Основания

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся представления о классе сложных веществ – основаниях.

Задачи урока (планируемый результат)

Предметные умения

УУД

Обучающийся научиться:

- давать определения понятиям – «основания», «щелочи»;

- определять состав оснований;

- классифицировать основания;

- называть основания;-

Обучающийся получит возможность освоить:

- правила работы с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.

Личностные:

-формировать готовность и способность к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать в общении правила вежливости, адекватно реагировать на обращение учителя

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная, фронтальная

компьютер, презентация;

оборудование для эксперимента: гидроксиды натрия, калия, железа, меди; стаканчик с водой;

учебник химии О.С.Габриелян 8 класс.

Мотивационно – целевой этап

Этапы урока, цель

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Эмоциональный настрой. Слайд 1

Добрый день!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение. Формулирование цели и задач урока учителем в косвенной форме.

- Сегодня на уроке нам понадобиться ваше внимание, зоркость, сосредоточенность, умение слушать и слышать друг друга.

Слайд 2

- Мы с вами продолжаем погружаться в удивительный и увлекательный мир химии, а химия у нас наука многоликая. Сегодня мы будем знакомиться с новым классом неорганических соединений.

Приветствуют учителя и друг друга.

Организация внимания

Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Коммуникативные:

Умение работы в паре

Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

- О каком веществе идет речь? Слайд 3

- Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество?

- А к какому классу неорганических соединений относится вода?

- Какие вещества называются оксидами?

На доске написан ряд формул: Слайд 4

СuO, K2O, Na2O, Ca(OH)2 (дайте название этим веществам)

Запишите формулы веществ: Слайд 5

оксид бария, оксид кальция, оксид алюминия, гироксид кальция.

Слайд 6

- в чем вы испытали затруднения при выполнении данного задания?

Слайд 7

- А знаете ли вы, чем мыли волосы женщины в Древней Руси?

- "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.

- Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнила я о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать.

- а знаете ли вы, как называется данный класс соединений?

Слайд 8

- Попробуйте разгадать ребус, и вы узнаете, как называется класс неорганических соединений, который мы сегодня на уроке начнем изучать.

- вода

-оксиды

- это бинарные соединения, в состав которых обязательно входит атом кислорода

- оксид меди, оксид калия, оксид натрия

BaO CaO Al2O3

не знают, как произносятся и записываются основания

- нет

Познавательные:

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока

- Догадались, какой класс соединений мы будем сегодня изучать?

- Сформулируйте тему урока Слайд 9

- Какую цель мы сегодня на уроке перед собой поставим? А чтобы правильно и грамотно сформулировать цель урока, я предлагаю вам обратиться к словам – помощникам, которые указаны на доске. Слайд 11

- чтобы достичь цели, нам необходимо поставить перед собой задачи: Слайд 12

1.познакомиться с новыми понятиями и дать им определения.

2. научиться правильно, называть данный класс неорганических соединений

3. научиться классифицировать основания

4. закрепить полученные знания

5. сделать вывод о проделанной работе на уроке


 

- основания

Формулируют тему урока

Предлагают план для достижения цели.

Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Процессуальный этап

Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

На доске записаны формулы: Слайд 13

NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3

- Ребята, посмотрите на формулы и скажите что между ними общего?

Слайд 14

- Молодцы, а атомы кислорода и водорода, которые входят в состав молекул оснований называются гидроксогруппой (гидроксид-иона) OH-

Посмотрите внимательно, а какой еще атом входит в состав этих соединений помимо гидроксид - ионов?

Слайд 15

- Умнички!!! А вот теперь давайте сформулируем определение понятию «основания».

Слайды 16 - 18

- Это вещества простые или сложные?

- Что входит в состав этих сложных соединений?

- А если мы атому металла и гидроксогруппе присвоим заряды, то, как они будут теперь называться?

Скажите, а ионы металла и гидроксид ионы связаны между собой?

- А теперь сформулируйте, пожалуйста, определение.

- Откройте стр.___ учебника и сравните определение, которое вы сформулировали с определением, данным в учебнике, и сделайте вывод. Запишите определение в тетрадь.

Слайд 19

- А теперь попробуйте определить суммарный заряд у гидроксид ионов, записав степень окисления атомов водорода и кислорода.

Слайд 20

- Обратитесь к учебнику на стр.___ и скажите как можно узнать сколько групп ОН- связанно с металлом?

- А как правильно давать названия основаниям прочитайте на стр.___ и попробуйте дать названия представленным на доске основаниям.

Слайды 21 - 29

- Ребята, обратите внимание на столах у вас стоят реактивы. Но прежде чем приступить к работе с ними, давайте повторим технику безопасности.

Слайд 30

-у вас на столах в подписанных пробирках находятся гидроксиды:

1. гироксид натрия,

2. гидроксид калия,

3. гидроксид меди

4. гидроксид железа (III).

Дайте характеристику каждому реактиву по внешним наблюдениям.

- это густое образование в пробирках называется осадок.

- помимо пробирок с гидроксидами у вас на столах имеется стаканчик с водой.

Слайд 31

Прилейте немного воды в каждую из пробирок, опишите свои наблюдения.

Слайд 32

- Замечательно. Следовательно, как мы можем классифицировать все основания по отношению к воде.

- Найдите в учебнике на стр. ____, как называются растворимые основания?

- А где мы можем узнать о том, растворимо ли основание в воде или нет.

Слайд 33

- Очень хорошо. Данная таблица находится на форзаце вашего учебника. Давайте откроем и ознакомимся с ней.

Учитель объясняет, как правильно пользоваться таблицей растворимости.

- Ребята, посмотрите у меня две пробирки, в каждой из которых находится прозрачная жидкость. Как вы думаете, как узнать в какой из них находится щелочь?

- Об этом вы так же узнаете на следующем уроке.

 

- в состав веществ входят три элемента, а также у всех представленных соединений имеется атом кислорода и водорода.

- атом металла

- сложные

- эти сложные вещества состоят из атомов металлов и гидроксогруппы

- ионы

- да

- основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидрокид ионов.

- данное определение мы сформулировали правильно.

- в результате суммарный заряд гидроксид ионов равен -1

- по заряду иона металла можно определить, сколько гидроксогрупп связанно с металлом.

Знакомятся с текстом учебника, называют представленные на доске соединения.

Повторяют правила техники безопасности.

- гидроксид натрия – прозрачная жидкость, гироксид каля – прозрачная жидкость, гидроксид меди – голубое густое вещество и гидроксид железа тоже густое вещество.

- в результате проделанных опытов мы наблюдали то, что гидроксиды калия и натрия растворяются в воде, а гидроксиды меди и железа – нет.

- классифицировать на растворимые основания и нерастворимые.

- Растворимые основания называются – щелочами.

- данную информацию мы можем узнать с помощью таблицы «Растворимость оснований, кислот и солей в воде»

Открывают таблицу и знакомятся с нею

Познавательные:

Уметь находить информацию

Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы;

Уметь выражать свои мысли

Регулятивные:

Выполнять учебные действия

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

Слайд 34 - 35

- Мы с Вами большие молодцы, потому что много узнали и продуктивно поработали на уроке. А теперь, давайте выясним, как вы усвоили полученную информацию. Для этого предлагаю Вам выполнить задание, которое называется «Лови ошибку».

Основания – это бинарные соединения, в состав которых входят ионы неметаллов и гидроксид ионы.

Если заряд иона металла равен +1, то соответственно, с ионом металла связаны 2 группы ОН+.

Основания можно классифицировать по отношению их растворимости в воде.

Нерастворимое основание называется щелочью.

Выполняют задание по поиску ошибок в предложенном тексте и проговаривают вслух.

Познавательные:

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы

Регулятивные:

Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Слайд 36

- Молодцы!!! А теперь Вам необходимо выполнить небольшой тест, а затем осуществить самопроверку по эталону и выставить оценку. Итак, вперед!!

Приложение 1

 

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Рефлексивно – оценочный этап

Информация о домашнем задании

Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 37

Домашнее работа

Базовый уровень - §19 стр.101

Повышенный уровень – то же + упр.1,3

Записывают домашнее задание

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.

Слайд 38

Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу

Слайд 39

 

Познавательные:

Оценка процессов результатов деятельности

Коммуникативные:

Оценивание качества своей учебной деятельности

Регулятивные:

Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению


 

Приложение 1.

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

1. Правильное название соединения Fe(OH)3: 
1) гидроксид железа (III);

2) гидрид железа (II);

3) гидроксид железа (II);

4) едкое кали. 
 

2. Щелочью является: 
1) КOH;

2) А1(ОН)3;

3) СuОН;

4) Ni(ОН)2. 


 

3. Нерастворимым основанием является: 
1) Са(ОН)2;

2) NaOH;

3) Al(OH)3;

4) Ва(ОН)2. 

4. Растворимым основанием является: 
1) Сu(ОН)2;

2) КOH;

3) Mg(OH)2;

4) Fe(OH)2. 


 

5. Сколько групп ОН- связаны с металлом в соединении Al(OH)3

1) 5

2) 3

3) 4

4) 1

1. Правильное название соединения Fe(OH)2: 
1) гидроксид железа (III);

2) гидрид железа (II);

3) гидроксид железа (II);

4) едкое кали. 
 

2. Щелочью является: 
1) NaOH;

2) А1(ОН)3;

3) СuОН;

4) Ni(ОН)2. 

3. Нерастворимым основанием является: 
1) Сu(ОН)2;

2) NaOH;

3) КОН;

4) Ва(ОН)2. 

4. Растворимым основанием является: 
1) Сu(ОН)2;

2) NaOH;

3) Mg(OH)2;

4) Fe(OH)2. 

5. Сколько групп ОН- связаны с металлом в соединении NaOH

1) 5

2) 3

3) 4

4) 1


 

16

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.