Урок химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Пояснительная записка к презентации
НОУ Католическая гимназия г. Томска
Тема урока
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Веригина Ольга Петровна
Учитель химии
2015 / 2016 учебный год
1. Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме
«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»
1.1 Цели урока:
Предметная:
- формирование у школьников понятия о типичных реакциях кислот в свете теории электролитической диссоциации и определение условий протекания химических реакций кислот.
Метапредметная:
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации и форм работы.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование у учащихся понятия о типах химических реакций, характерных для кислот;
- усилить акцент на определение возможности химического взаимодействия кислот с другими веществами в контексте представлений теории электролитической диссоциации.
Развивающие:
- развить умение применять общие знания теории электролитической диссоциации для определения возможности протекания реакций между различными растворами электролитов;
- совершенствовать умение применять логические приемы мышления для построения гипотезы и планирования проверки ее справедливости;
-формировать способность аргументировано отстаивать собственное мнение и взаимодействовать с участниками познавательного процесса, осмысливая полученный опыт.
Воспитательные:
- воспитание личной ответственности за принятие решений.
Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически выстраивать ответ и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Формы и методы диагностики: лист «Верю / не верю», схемы и таблицы, взаимоконтроль в группах.
Предметные результаты:
- формирование понятия «химические свойства кислот» с использованием химического эксперимента;
- практическое применение теории электролитической диссоциации при составлении уравнений реакций с неизвестными веществами;
Формы и методы диагностики: проведение химического эксперимента и проверка заполнения таблицы; запись молекулярного и ионного уравнения реакций, с учетом присутствующих ионов в растворах электролитов.
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
Формы и методы диагностики: заполнения листа самооценки (прил.1)
Формы организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповая (в парах или группах смешанного состава), коллективная.
Приемы и технологии:
Диалоговое общение, информационные таблицы, эксперимент.
Оснащение урока:
м/м презентация, учебник, раздаточный материал, химическое оборудование (штатив с пробирками, лоток, шпатель).
Реактивы: таблетки цинка, медная проволока, оксиды кальция, алюминия, меди; гидроксид натрия, гидроксид кальция,; растворы солей: нитрата бария, нитрата серебра.
Список использованной литературы:
Габриелян О.С. Химия. 8класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /- 12 –е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2007
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
Назина Т.Г. Введение в химию // Учебное пособие для учащихся 7-8 классов / Под методич. ред. А.А. Окунева. Часть II. Изд. 7-е стер. – СПб.: Изд-во «ВВМ», 2013.-130с.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М., 2014
Группа 1 «Взаимодействие кислот и оснований»
Приложение 1
Алгоритм работы учащихся в «рабочих группах» при выполнении практического задания
1.Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
2.Определите задачу своего исследования и впишите в название таблицы (прил. 2)
3.Предположите возможные результаты химического взаимодействия кислот (прореагируют все выданные в-ва, только некоторые из них, ни одно вещество не прореагирует).
4.Используя выданные реактивы, проведите эксперимент.
5.Обратите внимание на наличие признаков протекания реакции в пробирке (при отсутствии признаков реакции осторожно нагрейте пробирку с реагентами)
6.Запишите результаты наблюдений в таблицу (прил. 2)
Приложение 2
Таблица «Взаимодействие кислот с _____________________________________________»
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Добавьте по каплям соляную кислоту. Потрогайте пробирку, изменилась ли ее температура? То же самое проделайте с серной кислотой.
№ опыта |
Реагент |
Соляная кислота HCl «+» реагирует «-»не реагирует |
Разбавленная серная кислота H2SO4 «+» реагирует «- « не реагирует |
Признаки реакции (что наблюдали?) |
Приложение 3
Взаимодействие веществ (уравнения реакций)
Реагент |
Кислота |
Продукты взаимодействия |
Тип реакции |
Уравнение реакции(+в ионной форме) |
ВЫВОД: Кислоты взаимодействуют с ________________________________________
В результате их взаимодействия образуются ______________ и ___________________
Реакции данного типа относятся к реакциям ___________________________________
Приложение 4
ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Из предложенных рядов подчеркните формулу вещества, с которым будет взаимодействовать соляная кислота. Составьте соответствующие уравнения реакций.
а) Mg, Cu, Au _____________________________________
б) SiO2,Cl2O, BaO__________________________________
в) CH3COOH, KOH, H2SiO3_______________________________________
г) KBr, HI, AgNO3____________________________________
2. В промышленности реакцию нейтрализации используют для очистки производственных стоков, содержащих разбавленные кислоты. Для этого добавляют гашеную известь (гидроксид кальция). Составьте уравнение химической реакции взаимодействия гашеной извести и:
- азотной кислоты ______________________________________
Приложение 5 Рефлексия
Отметь твой результат по уроку:
а) было сложно, но понятно
б) на уроке было над чем подумать
в) на уроке я поработал добросовестно
г) было сложно и непонятно
д) свой вариант…..
Приложение 6
Домашнее задание: Найдите и прочитайте сведения о химических свойствах кислот. Дополните предложенную схему. Приведите примеры.
Cоль +Н2
HR Cоль + Н2О
Cоль + Н2О
Кислота 2 +соль 2
Группа 2 «Взаимодействие кислот и оксидов металлов»
Приложение 1
Алгоритм работы учащихся в «рабочих группах» при выполнении практического задания
1.Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
2.Определите задачу своего исследования и впишите в название таблицы (прил. 2)
3.Предположите возможные результаты химического взаимодействия кислот (прореагируют все выданные в-ва, только некоторые из них, ни одно вещество не прореагирует).
4.Используя выданные реактивы, проведите эксперимент.
5.Обратите внимание на наличие признаков протекания реакции в пробирке (при отсутствии признаков реакции осторожно нагрейте пробирку с реагентами)
6.Запишите результаты наблюдений в таблицу (прил. 2)
Приложение 2
Таблица «Взаимодействие кислот с _____________________________________________»
В пробирку поместите немного порошка оксида меди(II), прилейте 1-2 мл серной кислоты. Слегка нагрейте. Отметьте изменение цвета. То же проделайте с соляной кислотой.
№ опыта |
Реагент |
Соляная кислота HCl «+» реагирует «-»не реагирует |
Разбавленная серная кислота H2SO4 «+» реагирует «- « не реагирует |
Признаки реакции (что наблюдали?) |
Приложение 3
Взаимодействие веществ (уравнения реакций)
Реагент |
Кислота |
Продукты взаимодействия |
Тип реакции |
Уравнение реакции(+в ионной форме) |
ВЫВОД: Кислоты взаимодействуют с ________________________________________
В результате их взаимодействия образуются ______________ и ___________________
Реакции данного типа относятся к реакциям ___________________________________
Группа 3 «Взаимодействие кислот и металлов»
Приложение 1
Алгоритм работы учащихся в «рабочих группах» при выполнении практического задания
1.Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
2.Определите задачу своего исследования и впишите в название таблицы (прил. 2)
3.Предположите возможные результаты химического взаимодействия кислот (прореагируют все выданные в-ва, только некоторые из них, ни одно вещество не прореагирует).
4.Используя выданные реактивы, проведите эксперимент.
5.Обратите внимание на наличие признаков протекания реакции в пробирке (при отсутствии признаков реакции осторожно нагрейте пробирку с реагентами)
6.Запишите результаты наблюдений в таблицу (прил. 2)
Приложение 2
Таблица «Взаимодействие кислот с _____________________________________________»
Поместите в пробирку гранулу цинка, прилейте 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? То же самое проделайте с серной кислотой. Будет ли взаимодействовать медь с этими кислотами? Почему?
№ опыта |
Реагент |
Соляная кислота HCl «+» реагирует «-»не реагирует |
Разбавленная серная кислота H2SO4 «+» реагирует «- « не реагирует |
Признаки реакции (что наблюдали?) |
Приложение 3
Взаимодействие веществ (уравнения реакций)
Реагент |
Кислота |
Продукты взаимодействия |
Тип реакции |
Уравнение реакции (+в ионной форме) |
ВЫВОД: Кислоты взаимодействуют с ________________________________________
В результате их взаимодействия образуются ______________ и ___________________
Реакции данного типа относятся к реакциям ___________________________________
Группа 4 «Взаимодействие кислот и солей»
Приложение 1
Алгоритм работы учащихся в «рабочих группах» при выполнении практического задания
1.Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.
2.Определите задачу своего исследования и впишите в название таблицы (прил. 2)
3.Предположите возможные результаты химического взаимодействия кислот (прореагируют все выданные в-ва, только некоторые из них, ни одно вещество не прореагирует).
4.Используя выданные реактивы, проведите эксперимент.
5.Обратите внимание на наличие признаков протекания реакции в пробирке (при отсутствии признаков реакции осторожно нагрейте пробирку с реагентами)
6.Запишите результаты наблюдений в таблицу (прил. 2)
Приложение 2
Таблица «Взаимодействие кислот с _____________________________________________»
Проведите реакции взаимодействия нитрата серебра с соляной кислотой. Что наблюдаете?
Проведите реакцию взаимодействия серной кислоты и мела (карбоната кальция). Что наблюдаете?
(Не забудь те, что угольная кислота нестойкая и разлагается на углекислый газ и воду)
№ опыта |
Реагент |
Соляная кислота HCl «+» реагирует «-»не реагирует |
Разбавленная серная кислота H2SO4 «+» реагирует «- « не реагирует |
Признаки реакции (что наблюдали?) |
Приложение 3
Взаимодействие веществ (уравнения реакций)
Реагент |
Кислота |
Продукты взаимодействия |
Тип реакции |
Уравнение реакции(+в ионной форме) |
ВЫВОД: Кислоты взаимодействуют с ________________________________________
В результате их взаимодействия образуются ______________ и ___________________
Реакции данного типа относятся к реакциям ___________________________________
1.2. Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Этап 1. Мотивационный. (5 мин) |
||||||
Актуализация знаний учащихся по процессам химических реакции в контексте имеющегося опыта по решению проблем выявления химических свойств кислот методом эксперимента имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся и мотивация интереса к получению новой информации |
Учитель предлагает учащимся вспомнить и озвучить известные термины по теме «Кислоты»; а затем раскрыть смысл термина; объяснить причины общих свойств кислот. Каких сведений нам не хватает для полной характеристики класса кислот? |
Учащиеся озвучивают термины; объясняют их Выдвигают гипотезы о недостаточности знаний, характеризующих взаимодействие кислот с различными веществами. |
Учащиеся заслушивают утверждения. Обсуждение, отстаивание своего ответа. Распределение по группам (право сформировать группу получают ученики, которые смогли объяснить наибольшее количество терминов или наиболее сложные из них). |
Планирование работы в паре. Формулирование темы урока Целеполагание - соотнесение того, что известно и того, что еще неизвестно. Отмечают, чего не хватает для полной характеристики класса кислот (хотят узнать). Происходит корректировка личностных представлений по теме
|
||
Этап 2. Этап получения новых знаний (30 мин) |
||||||
|
Получение новой информации |
Предложение учащимся распределиться по 4 рабочим группам для изучения химических св-в кислот; объяснение алгоритма работы над проблемами (прил.1) раздача карточек с заданиями каждому учащемуся (прил.2); |
Работа в составе рабочей группы, занесение результатов работы в табл. (прил. 2) Обмен результатами работы по своим вопросам, обсуждение и систематизация сведений, формулирование выводов и структурирование информации в схему, подготовка презентаций своей работы от группы |
Обсуждение полученных результатов, отстаивание своего ответа. Ведение дискуссии, умение правильно поставить вопрос и доступно объяснить позицию при совместной работе, уважительно отнестись к мнениям товарищей, умение прийти к единому выводу и выявить лидера, который будет проводить презентацию. |
Самостоятельное распределение по группам; самостоятельное распределение заданий Определение возможных результатов Идет процесс накопления новых знаний и переработка их в значимую для себя информацию Происходит негласная самооценка работы, выполненной перед этим Принятие самостоятельного решения и ответственность за свой выбор. Контроль и оценка экспертами деятельности друг друга, планирование выступления лидера. |
|
Предлагает выступить представителю каждой группы с ответом по изученному вопросу, оформленному в виде наглядной схемы |
Структурирование информации в схему, детали которой акцентируют внимание на логическом объяснении возможности взаимодействия кислот с изучаемыми веществами (прил. 3) |
Представитель каждой группы выступает с ответом по своему вопросу, оформленной в виде наглядной схемы |
Контроль и оценка деятельности друг друга |
|||
Предложение проверить имеющиеся у каждого представления о свойствах кислот, систематизировать и проанализировать всю полученную информацию, выполнить задания (прил.4). Проверяет результаты работы |
Анализ полученной информации и выполнение заданий (прил.4) . |
Обмен мнениями |
Проверка личностно-значимой гипотезы; коррекция представлений о химических свойствах кислот Коррекция учащимися ответов |
|||
Этап 3. Рефлексия (3 мин) |
||||||
Закрепление полученного материала, анализ результатов освоения и изучения информации, самооценка |
Предлагает проанализировать свои приобретенные знания и оценить свою работу в листах самооценки (прил. 5) |
Работают с листом прил.1, проводят анализ и сравнение первого и третьего этапов, заполняют лист самооценки (прил.5). |
Выражают собственное мнение, сомнения, интерес, делают критические комментарии. |
Осознание качества уровня приобретенных умений и усвоения знаний. |
||
Подведение итогов (2 мин) |
||||||
Учитель и ученики возвращаются к теме урока, вместе обобщают материал. Учитель подводит учащихся к пониманию важности темы в повседневной жизни. Учитель проводит презентацию домашнего задания и комментирует его (прил.6). |