12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск


«Основы профессиональной компетентности педагога изобразительного

искусства» 

Бычкова Елена Анатольевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ№24», г. Братск, Иркутская область

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства как процесс формирования его профессиональной компетентности.

Ключевые слова: изобразительное искусство,педагог,профессиональная компетенция


Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства – это обобщённая характеристика качеств личности педагога-художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта . К профессионально значимым качествам учителя могут быть отнесены такие, как творческая активность, способность к саморегуляции, контролю, профессиональная мобильность, продуктивность, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, работоспособность. Педагогическая деятельность в творческой сфере, как и любой творческий процесс, требует инициативы, активности в решении профессиональных задач. Структура профессионально-педагогической компетентности включает методологический, предметный, психолого-педагогический и методический компоненты (А.И. Мищенко, В.А. Сластение, Н.М. Яковлева и др.), что фактически обеспечивает представление основных направлений процесса ее формирования при подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Основа художественной профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства – художественно-творческое мастерство как освоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства.

Структура профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства

Художественно-педагогическая направленность

Художественно-педагогические компетенции

Профессионально значимые качества

мотивы, идеалы, потребности в области изобразительного искусства; – стремление к передаче художественного опыта; – интерес к детскому творчеству

владение методами и приёмами художественной деятельности; – владение технологией обучения навыкам и приёмам художественной деятельности; – способность к руководству художественнотворческой деятельностью

художественнотворческая активность (художественнообразное мышление, воображение, способность к созданию художественного образа); –профессиональная мобильность; – продуктивность; –организаторские способности; – демократичность; – коммуникативность; – конструктивность

Учитель изобразительного искусства, на плечи которого в прямом смысле ложится эта работа, должен обладать знаниями и умениями в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-оформительского искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение)

Учитель ИЗО является гражданином, примером для воспитанников, активным членом общества, он должен:

- быть приверженцем здорового образа жизни во всех смыслах;

- быть воспитанным, являться носителем культурных и социальных ценностей;

- быть образованным;

- быть социально-активным гражданином своего государства.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта;

Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Сегодня у меня есть возможность поделиться опытом своей работы по формированию ключевых компетентностей на уроках ИЗО. С представленной системой работы по формированию компетентностей на уроках ИЗО делилась через открытый урок в рамках педагогического совета» "Введение ФГОС второго поколения. Поиски. Пути. Решения." Важным условием повышения качества образования является реализация компетентностного подхода. Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается прежде всего в формировании системы универсальных ЗУНов , который осуществляется через личностно-ориентированный подход к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, когда ученик должен знать как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это знание, либо результат.

Компетенции:

1. Коммукативная - умение эффективно общаться с людьми, устанавливать успешные взаимосвязи. Процесс обучения - это процесс взаимодействия учитель-ученик, учит. -родитель, учит- друг , учит -общ..

2.Аналистическая - одна из важнейших компетенций. Это означает ,что педагог. должен уметь выявить педагогические. факты и явления на основе анализа педагогической. действительности.

3.Прогностическая - умение в условиях управляемой пед. действие. управлять конечным результатом. Антиципатия -представление предмета ,явления, действия, сознания человека до того, как оно произошло иначе, это можно назвать прогнозированием педагогического. процесса. В связи с этим педагог. должен владеть методами моделирования, выдвижения гипотез, мысленных экспериментов.

4.Проектировачная - умения проектировать, создавать проекты образовать -воспитать работы. Сюда входит постановка целей и задач воспитания и обучения, а так же определение методов.

5. Умение рефлексировать - (обращаться назад) Отражение, анализ собственных состояний, контрольно-оценочная деятельность, напр. на самого себя..

6.Организаторская - умение управлять деятельностью других людей.

7.Мобилизационная - создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса, самостоятельности, с использованием методов стимулирования(поощрений и наказаний)

8.Информационная - умение работать с различными источниками информации, четко ,ясно ,последовательно излагать свою мысль, четко. ясно, доступно задавать вопросы.

9.Диагностическая- позволяет успешно осуществлять как функцию контроля, так и предвидеть будущий образовательный процесс.

Вывод: профессиональная подготовка  учителей изобразительного искусства осуществляется в образовательном процессе, основой которого являются психолого-педагогическая и  художественно-творческая подготовки. Результатом является формирование профессиональной компетентности, которая включает художественно-педагогическую направленность, художественно-педагогические компетенции, профессионально-значимые качества будущего учителя изобразительного искусства способного к руководству художественно-творческой деятельностью школьников, а в целом  – к общему развитию личности учащегося.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]  /Л.С.  Выготский //  - М.: Педагогика, 2007. - 197 с.

2.      Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. -384 с.

3.      Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. – 326 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.