Статья «Основы профессиональной компетентности педагога изобразительного искусства»
«Основы профессиональной компетентности педагога изобразительного
искусства»
Бычкова Елена Анатольевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ№24», г. Братск, Иркутская область
Аннотация: В статье рассматривается профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства как процесс формирования его профессиональной компетентности.
Ключевые слова: изобразительное искусство,педагог,профессиональная компетенция
Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства – это обобщённая характеристика качеств личности педагога-художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта . К профессионально значимым качествам учителя могут быть отнесены такие, как творческая активность, способность к саморегуляции, контролю, профессиональная мобильность, продуктивность, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, работоспособность. Педагогическая деятельность в творческой сфере, как и любой творческий процесс, требует инициативы, активности в решении профессиональных задач. Структура профессионально-педагогической компетентности включает методологический, предметный, психолого-педагогический и методический компоненты (А.И. Мищенко, В.А. Сластение, Н.М. Яковлева и др.), что фактически обеспечивает представление основных направлений процесса ее формирования при подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Основа художественной профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства – художественно-творческое мастерство как освоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства.
Структура профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства
Художественно-педагогическая направленность | Художественно-педагогические компетенции | Профессионально значимые качества |
– мотивы, идеалы, потребности в области изобразительного искусства; – стремление к передаче художественного опыта; – интерес к детскому творчеству | – владение методами и приёмами художественной деятельности; – владение технологией обучения навыкам и приёмам художественной деятельности; – способность к руководству художественнотворческой деятельностью | – художественнотворческая активность (художественнообразное мышление, воображение, способность к созданию художественного образа); –профессиональная мобильность; – продуктивность; –организаторские способности; – демократичность; – коммуникативность; – конструктивность |
Учитель изобразительного искусства, на плечи которого в прямом смысле ложится эта работа, должен обладать знаниями и умениями в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-оформительского искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение)
Учитель ИЗО является гражданином, примером для воспитанников, активным членом общества, он должен:
- быть приверженцем здорового образа жизни во всех смыслах;
- быть воспитанным, являться носителем культурных и социальных ценностей;
- быть образованным;
- быть социально-активным гражданином своего государства.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Сегодня у меня есть возможность поделиться опытом своей работы по формированию ключевых компетентностей на уроках ИЗО. С представленной системой работы по формированию компетентностей на уроках ИЗО делилась через открытый урок в рамках педагогического совета» "Введение ФГОС второго поколения. Поиски. Пути. Решения." Важным условием повышения качества образования является реализация компетентностного подхода. Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается прежде всего в формировании системы универсальных ЗУНов , который осуществляется через личностно-ориентированный подход к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, когда ученик должен знать как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это знание, либо результат.
Компетенции:
1. Коммукативная - умение эффективно общаться с людьми, устанавливать успешные взаимосвязи. Процесс обучения - это процесс взаимодействия учитель-ученик, учит. -родитель, учит- друг , учит -общ..
2.Аналистическая - одна из важнейших компетенций. Это означает ,что педагог. должен уметь выявить педагогические. факты и явления на основе анализа педагогической. действительности.
3.Прогностическая - умение в условиях управляемой пед. действие. управлять конечным результатом. Антиципатия -представление предмета ,явления, действия, сознания человека до того, как оно произошло иначе, это можно назвать прогнозированием педагогического. процесса. В связи с этим педагог. должен владеть методами моделирования, выдвижения гипотез, мысленных экспериментов.
4.Проектировачная - умения проектировать, создавать проекты образовать -воспитать работы. Сюда входит постановка целей и задач воспитания и обучения, а так же определение методов.
5. Умение рефлексировать - (обращаться назад) Отражение, анализ собственных состояний, контрольно-оценочная деятельность, напр. на самого себя..
6.Организаторская - умение управлять деятельностью других людей.
7.Мобилизационная - создание условий для формирования у обучающихся устойчивого познавательного интереса, самостоятельности, с использованием методов стимулирования(поощрений и наказаний)
8.Информационная - умение работать с различными источниками информации, четко ,ясно ,последовательно излагать свою мысль, четко. ясно, доступно задавать вопросы.
9.Диагностическая- позволяет успешно осуществлять как функцию контроля, так и предвидеть будущий образовательный процесс.
Вывод: профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства осуществляется в образовательном процессе, основой которого являются психолого-педагогическая и художественно-творческая подготовки. Результатом является формирование профессиональной компетентности, которая включает художественно-педагогическую направленность, художественно-педагогические компетенции, профессионально-значимые качества будущего учителя изобразительного искусства способного к руководству художественно-творческой деятельностью школьников, а в целом – к общему развитию личности учащегося.
Литература:
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский // - М.: Педагогика, 2007. - 197 с.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. -384 с.
3. Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. – 326 с.