Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы смыслового чтения и анализ текста»

2
0
Материал опубликован 10 July

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Тогучинская средняя школа №1»

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического (методического) совета " " 2023 г., протокол

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 2023 г. №

 

ИЛИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

Ф.И.О.

(печать)

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-гуманитарной направленности

 

«Основы смыслового чтения и анализ текста»

 


 

Базовый уровень

 

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

Автор-составитель программы:

Романченко Татьяна Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

 

 

   Тогучин, 2024


 

Рабочая программа кружка «Основы смыслового чтения и анализ текста» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30.04.2021 г. 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-127);

Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022 №261-ФЗ (далее- ФЗ-261);

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р);

Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021

№ 3427);

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее - Концепция);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

Федеральные проекты «Цифровая образовательная среда»,

«Современная школа», «Патриотическое воспитание» (2020);

Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол 3);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

Концепция развития креативных индустрий в Новосибирской области (утв. постановлением Правительства НСО от 08.062021 212-П).

 

Методические рекомендации:

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 09-3242);

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая

детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 ДГ-245/06);

Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления» (письмо Министерства просвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06»;

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ, одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 23 июня 2022 года (https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ );

Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации разработаны ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» (https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/da2/jnpcgff0oeer1hvl28kk500zy2z 9kv6c.pdf );

Актуализированный Перечень приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования по направленностям (физкультурно-спортивной, художественной, социально- гуманитарной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой) на 2023 год (утвержден Протоколом заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023 года № Д06-23/06пр) (https://modnso.ru/upload/iblock/76e/76e609d8f29500d268234383ffb85361.pdf );

Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации (утв. Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022) (https://www.rospatriotcentr.ru/);

Цифровой методический конструктор организатора воспитательной работы в школе (https://static.edsoo.ru/methodic_book/index.html .

 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

 

Пояснительная записка (общая характеристика программы)


 

Направленность программы - социально-гуманитарная.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что она помогает учащимся проводить комплексный анализ текста, воспринимать его, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.  

Отличительные особенности, новизна программы заключаются в определении видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса, а также отслеживании достижения планируемых результатов в рамках внутренней системы оценки педагогом.

Целевая аудитория (адресат программы) – обучающиеся 12-13 лет.

Объём программы: 34 часа.

Срок обучения по программе: с 1.09.24 по 25.05.25. Срок освоения программы: 34 недели.

Форма обучения: очная.

Язык программы: уровень программы – базовый.

Особенности организации учебного процесса. Форма реализации образовательной программы традиционная, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.

Организационные формы обучения - групповые.

Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час.

Цели изучения курса:

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в

интеллектуальном, нравственном развитии;

- реализация личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку;

-обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе

обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида

компетенций по текстоведению, имеющих формирования коммуникативной личности.

Задачи изучения курса:

формировать ключевые компетенции;

повышать интерес к гуманитарному образованию;

воспитывать грамотного гражданина РФ.

 

расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

повысить уровень логического мышления учащихся;

создать условия для формирования языковой компетенции;

восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;

выработать навык комплексного анализа текста;

 совершенствовать навыки работы над изложением

развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

способствовать развитию речи учащихся;

совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

 

Содержание программы

Учебный план

 

 

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

 Что такое текст

1

1

 

Вводное занятие

2.

Работа с текстом, его анализ. Поиск информации и понимание прочитанного

15

3

12

Тренировочные занятия

Практическая работа №1

Практическая работа №2

3.

Преобразование и интерпретация текста

 

17

3

14

Тренировочные задания

Практическая работа №3, Практическая работа №4, Тестовая работа

4.

Тексты книжных стилей. Анализ научного текста

1

 

1

Творческая работа «Тексты функциональных стилей»


 

Содержание учебного плана

Раздел 1.  Введение. Что такое текст (1 час)

Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста.

Раздел 2. Работа с текстом, его анализ. Поиск информации и понимание прочитанного (15 часов)

Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел 3. Преобразование и интерпретация текста (17 часов)

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд.

 Раздел 4. Тексты книжных стилей. Анализ научного текста (1 час)

Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения ииспользования информации. 


 

 Планируемые результаты:

Личностные:

обучающиеся научатся

осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся научатся:

элементарными навыками работы с книгой;

умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/ аналитический);

элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

обучающиеся получат возможность научиться:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные

учащиеся научатся: 

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

осуществлять смысловое чтение;

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

обучающиеся получат возможность научиться:

выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

прогнозировать содержание текста;

находить скрытую информацию в тексте.

Коммуникативные

учащиеся научатся: 

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Предметные:

обучающиеся получат возможность

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях;

составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

оценивать не только содержание текста, но и его форму.


 

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Год обучения

(уровень)

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

Один год обучения

1.09

25.05

34

34

34

1 раз в неделю по одному часу

 

Условия реализации программы

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

Список литературы

Белова Т. В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературы // Вестник научных конференций. 2018.- № 9-3 (37).- С. 17-18.

Григорьева А.К., Московкина И.И.  Смысловое чтение. 5 класс. Тренажер. ФГОС.  М: Экзамен, 2023. -  96 с.

Дергилева Ж.И. Смысловое чтение. 5 класс. Анализ текстов разных стилей. М: Интеллект-центр, 2023. – 90 с.

Кипарисова С.О. К проблеме диагностики степени развития навыков смыслового чтения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. №11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-diagnostiki-stepeni-razvitiya-navykov-smyslovogo-chteniya (дата обращения: 27.08.2023).

Крючкова Ю. В. О роли чтения в современной образовательной парадигме // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018.- № 2 (62).- С. 34-36.

Потапенко А. Г. Смысловое чтение как общеучебное умение // Вестник научных конференций. 2017.- № 3-4 (19).- С. 82-83.

Тершукова, Е. И. Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС / Е. И. Тершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74555/ (дата обращения: 27.08.2023).


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.