Статья «Смысловое чтение как "верный шаг" к анализу художественного текста»

0
0
Материал опубликован 4 September 2022

Смысловое чтение как «верный шаг» к анализу художественного текста

В эпоху бурного развития инновационных технологий создан «виртуальный» мир, где в свободном доступе находится любая информация. В связи с этим численность ребят, обращающихся в библиотеку за художественной литературой намного снизилась. Например, библиотеку посещают 63% учащихся начальных классов, 40% 5-9 классы, около 15% - 10-11 классы. А как же тогда успеваемость? На успеваемость, по данным российских ученых, влияют около 200 факторов, а самым главным является навык чтения. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

      Ежегодно выпускникам на экзаменационных испытаниях необходимо работать с текстом. Но, к сожалению, не всем удается хорошо справиться с заданием. Зачастую учащимся   трудно понимать информацию, составить план, пересказать текст, написать само изложение. Все эти обстоятельства затрудняют процесс подготовки к государственной итоговой аттестации.   

 Поэтому сегодня главная цель учителя  - обучить стратегиям смыслового чтения для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации. А для того, чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, читать вдумчиво, осмысливать текст во время его чтения, необходимо изменить стратегию обучения чтения.

В 2021-2022 учебном году учащиеся и родители 5 класса, пользуясь своим правом на участие в формировании учебного плана, выбрали внеурочную деятельность по русскому языку и литературе. Я презентовала свою программу «Успешное чтение», направленную на развитие смыслового чтения. Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения при работе с текстом. За основу программы я взяла книгу кандидата психологических наук, профессора, директора учебно-методического центра БЕСТТ, руководителя Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность» Сметанниковой Натальи Николаевны «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя». Автор выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

1) стратегии предтекстовой деятельности;

2) стратегии текстовой деятельности;

3) стратегии послетекстовой деятельности;

4) стратегии работы с объёмными текстами;

5) стратегии компрессии текста;

6) общеучебные стратегии;

7) стратегии развития словаря.

Предлагаю остановиться всего лишь на нескольких видах стратегий для работы с художественным текстом: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности.

Стратегия предтекстовой деятельности направлена на создание мотивации к чтению. Используется перед началом изучения произведения. Во время изучения рассказа

С. Георгиева «Дедушка» в 5 классе наиболее успешным оказался прием стратегии предтекстовой деятельности «Дерево предсказаний».

- Ребята, сегодня мы прочитаем рассказ С. Георгиева «Дедушка».

- Кто такой дедушка?

- Каким должен быть дедушка?

- Как вы думаете, о чем мог рассказать автор рассказа с таким названием?

Учащиеся рассказывают, выдвигают свои версии.

Следующий прием, который я считаю не менее успешным, «Соревнуемся с читателем». Показываю иллюстрацию к этому же рассказу, где изображен мальчик в телефонной будке.

- А теперь как вы спрогнозируете содержание рассказа «Дедушка»?

- На какую мысль наталкивает иллюстрация к рассказу?

Такая предварительная умственная работа во многом направляет дальнейшее чтение, помогает выделить главное в тексте,  благодаря которому легче читать и воспринимать текст.

Не менее важной при работе с текстом является стратегия текстовой деятельности. Работа с текстом во время его чтения - это беседа с автором через текст, рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них. Для управления процессом осмысления текста часто использую прием «чтение с остановками». Чтение осуществляется по частям. Каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

После предварительной работы с текстом приступаем к чтению рассказа С. Георгиева «Дедушка». Чтение 1 части рассказа от начала и заканчивая словами: «Набирать и ждать, что же остается делать!».

- С какими героями вы познакомились в этой части рассказа? (Мы познакомились с двумя мальчиками: Алешей и Славкой).
- Какое впечатление на вас произвели? Кто из мальчишек вам больше понравился? Что вы можете о нем рассказать уже сейчас?

- Кому симпатизирует автор?

- Вам интересно узнать, что будет дальше?

- Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь в рассказе? ( Ответы учащихся)

Чтение 2 части от слов «Вся внутренняя стенка будки была исписана номерами телефонов…» и заканчивая предложением: «– Это я».

- Почему Алеша позвонил по незнакомому номеру? Как автор говорит об этом?
- А как думаете вы? Выберите ответ из предложенных вариантов:
а) позвонил из шалости;
б) позвонил из простого любопытства;
в) ваша версия.

Ответы учащихся: Я думаю, Алеша подумал, что этот номер принадлежит такому же мальчику, как и он, и хотел с ним подружиться. Я считаю, что Алеша позвонил не просто так: он был наблюдательным и внимательным и сразу решил, что номер написан не просто так, раз он был выведен «аккуратненько. Каким-то особым карандашом, жирной линией. Почему-то в стороне от остальных», – значит, хозяин этого номера хотел, чтоб его обязательно заметили и позвонили. А я думаю, что мальчик почувствовал, что, возможно, по этому номеру ждут помощи, поэтому решился на звонок.

Чтение 3 части от слов «Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот» и заканчивая словами «…нажал рукой на рычаг».
- В этой части С. Георгиев сообщает нам подробности о незнакомом человеке?
- Давайте попытаемся сами охарактеризовать незнакомца, найти в контексте между строк сведения о его жизни. (Ответы: это одинокий человек, ждавший телефонного звонка от своих близких).
- Как вы думаете, что произойдет дальше?

Чтение 4 части от «Медленно, на ватных ногах вышел Алеша из желтой будки…» и заканчивая словами: «…устало сказал Алеша и побрел к дому».
- Почему автор начинает эту часть такими словами: «Медленно, на ватных ногах вышел Алеша из желтой будки, прислонился затылком к холодному стеклу».
- Как это характеризует нашего героя? (Ответы: он был чутким к чужому горю)
- Давайте прочитаем, как будут развиваться события дальше и подтвердят ли они ваши первые выводы о главном герое.

Использование данного приема помогает сделать урок более интересным, понятным, для учащихся, лёгким для восприятия конкретного текста. Ребята учатся анализировать текст, обращать внимание на главное, проникать в смысл текста.

Заключительный этап работы с текстом – послетекстовая деятельность. На данном этапе необходимо вернуться к началу урока и вспомнить то, что вначале прогнозировали.

Я думаю, что здесь эффективно будет использовать прием «Дерево предсказаний». Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Можно дать учащимся подумать, если бы было продолжение рассказа, каким бы оно было.

- Как вы думаете, Алеша и незнакомец подружатся?

- Алеша смог стать хорошим внуком одинокому дедушке?

- Как сложится судьба у дедушки? У Алеши?

-Что может рассказать Алеша об этом через несколько лет?

Учащиеся или радуются  тому, что их прогноз оправдался, или огорчаются, что они где-то были не правы. Но в любом случае, ребёнок по- своему посмотрел на предложенный текст, осмыслил его содержимое.

В заключение своей статьи хочется отметить, что обучение стратегиям смыслового чтения – это верный шаг к анализу художественного текста. Соответственно это верный шаг к подготовке к ГИА. Я не могу пока сказать, что сегодня научила всех своих учеников  осмысленному чтению, мне ещё предстоит кропотливая работа, но надеюсь, что результаты не заставят себя долго ждать. Мы с пятиклассниками сделали первый шаг: посетили вместе школьную библиотеку, взяли по одной художественной книге, и каждый ученик завел «Читательский дневник».

Нам, учителям (и не только русского языка), необходимо обращать внимание на стратегии смыслового чтения, и, думаю, если каждый из нас поработает над данной проблемой, то это изменит отношение наших детей к чтению и книге в целом.

Ресурсы:

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2011.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.