Общеобразовательное частное учреждение «Газпром ш



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Основы сценической речи»




Художественное направление, базовый уровень

(наименование учебного предмета \ курса)

6-11 лет

_____________________________________________________________________

(ступень образования \ класс)

четыре года

______________________________________________________________________

(срок реализации программы)

Программу составила Коломиец Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральное искусство способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности, а также побуждает интерес к литературе.

Театр оперирует образами и ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, где мысль и действие раскрываются посредством слова.

Занятия сценической речью направлены на достижение легкости в процессе говорения и звучания, развитие логики изложения, а также органичное существование на сцене. «Мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьется привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придется отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления» (К.С. Станиславский).

Дополнительная образовательная программа «Основы сценической речи» предназначена для достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов образования, определенных ФГОС, реализуется во внеурочной деятельности. Она предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным и культурным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Актуальность дополнительной образовательной программы «Основы сценической речи» заключается в создании условий для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся в эпоху цифровых технологий, а также нравственного воспитания через театральное искусство. Этот вариант программы дополнительного образования составлен с учетом Конвенции о правах ребенка, Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, СанПиН 2.4.2.2821-10, ФГОС НОО, Образовательной программы ОЧУ «Газпром школа», Программы Воспитания ОЧУ «Газпром школа», пожеланий обучающихся, их родителей или законных представителей, а также администрации и попечительского совета образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой среды для выявления и развития коммуникационных способностей обучающихся, а также их художественно-эстетического воспитания.

Основная цель программы - воспитать культурную, разносторонне развитую личность, способствовать творческому самовыражению каждого в коллективе.

Программа позволяет решить ряд задач.

Обучающие задачи:

обеспечивать усвоение новых знаний, а также терминологии, используемой в театральном искусстве;

получить речевые навыки, соответствующие нормам произношения в современном русском языке;

получить навыки творческого самовыражения и свободного поведения на сцене.

Воспитывающие задачи:

развитие коммуникабельности;

привитие внимательного и вежливого отношения к партнеру и коллективу;

привитие культуры общения.

Развивающие задачи:

совершенствовать речь;

создавать условия для применения терминологии, характерной для данного вида деятельности.

развивать навыки самоорганизации, ответственного отношения к общему делу.

Форма и режим занятий. Данная программа рассчитана на 4 года обучения: 1 год обучения – 2 часа в неделю, второй год обучения – 2 часа в неделю, 3 год обучения - 2 раза в неделю, четвертый год обучения- 2 часа в неделю.

Занятия проводятся в групповой форме. Запланированные в рамках программы практические навыки, как правило, приобретаются обучающимся в составе одновозрастной группы. Основной формой обучения на занятиях является практическая деятельность.

Отличительные особенности. Воспитанники смогут проявить себя на школьных и городских мероприятиях, принимать участие в конкурсах чтецов и актерского мастерства различного уровня.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты реализации программы

Гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине - России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

понимание ценности дружбы и партнерства;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

 Эстетическое воспитание:

зарождение интереса к художественной культуре,

восприимчивость к разным видам искусства,

стремление к самовыражению в художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, интерес к различным профессиям, в том числе сферы искусства. 

Метапредметные результаты реализации программы:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы и самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

3) работа с информацией:

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) посредством речи;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты личного опыта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять тексты.

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация;

самоконтроль.

Программа рассчитана на учащихся 6-11 лет.

В работе по дополнительной общеразвивающей программе используются следующие методы:

- метод поэтапного углубления знаний (от простого к сложному);

- метод комплексного развития (взаимосвязь всех разделов программы);

- метод игрового существования (погружение через непринужденную обстановку игры);

- метод импровизации (взаимодействие здесь и сейчас).

Работа по программе строится на следующих принципах:

- принцип учета индивидуальности каждого ребенка;

- принцип совместного творческого поиска;

- принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими обучающимися.


Предметные результаты реализации Программы

Цель 1 года обучения – развитие речи посредством выполнения специальных упражнений по технике речи.

Ученик научится: выполнять упражнения для диафрагмального дыхания, артикуляционную гимнастику, орфоэпические упражнения для хорошего звукоизвлечения, а также освоит основные формулы речевого этикета, правила ведения диалога.

Ученик получит возможность научиться: четко и уверенно произносить скороговорки и стихотворные тексты, а также работать на сцене.

Цель 2 года обучения – развитие речевых творческих способностей для различных сфер общения.

Ученик научится: отличать повседневную, деловую и эстетическую сферы общения, представлять рассказы от первого лица на сцене.

Ученик получит возможность научиться: выделять тему и идею любимых произведений и воплощать их на сцене.

Цель 3 года обучения – формирование эмоциональности и выразительности речи на сцене.

Ученик научится: с учетом жанра произведения, предлагаемых обстоятельств и характера персонажей, через переживание здесь и сейчас, находить интонационные и тембральные речевые краски и органично существовать на сцене.

Ученик получит возможность научиться: воплощать яркие образы различных персонажей любимых басен и других произведений на сцене.

Цель 4 года обучения – освоение навыков логики речи.

Ученик научится: при чтении текста, законченного композиционно, доносить его основную мысль, определять смысловые ударения и паузы.

Ученик получит возможность научиться:

- точно, ясно и ярко произносить любую речь, с пониманием того, о чем, для кого, зачем и как он говорит;

- органично совмещать текст драматического произведения с пластикой, хореографией, вокалом, музыкой на сцене;

- доносить до зрителя основную мысль (мораль) произведения и свое отношение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Год обучения

Всего часов по разделам

1

2

3

4

1.

Раздел 1. Вводное занятие.

3

2

2

2

9

1.1.

Знакомство с обучающимися, залом и сценой.

1

0

0

0


1.2.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

1

1


1.3.

Введение в предмет «Основы сценической речи».

1

0

0

0


1.4.

Повторение теории прошлого года обучения

0

0,5

0,5

0,5


1.5.

Повторение репертуара прошлого года обучения.

0

0,5

0,5

0,5


2.

Раздел 2. Техника речи (дыхание, голосоведение, артикуляция).

15

8

14

10

47

2.1.

Дыхание в речи.

1

0

0

0


2.2.

Упражнения на диафрагмальное дыхание.

1

0

0

0


2.3.

Упражнения на расслабление.

1

0

0

0


2.4.

Артикуляционная гимнастика.

1

0

0

0


2.6.

Чистоговорки.

1

0

0

0


2.7.

Техника речи.

3

4

6

4


2.8.

Скороговорки.

3

3

5

4


2.9.

Полетность голоса.

1

0

1

0


2.10.

Голосовые регистры.

1

0

0

0


2.11.

Посыл звука.

0

0

1

1


2.12.

Скороговорки в движении.

1

0

0

0


2.13

Игра «Алиса».

1

0

0

0


2.14.

Способы работы над индивидуальными речевыми недостатками.

0

1

1

1


3.

Раздел 3. Орфоэпия.

7

1

4

1

13

3.1.

Орфоэпия.

1

0

0

0


3.2.

Простые слоговые сочетания.

1

0

0

0


3.3.

Игра на формирование звуков «Угадай».

1

0

0

0


3.4.

Слушание.

1

0

0

0


3.5.

Работа с аудио материалом.

1

0

0

0


3.6.

Основные правила орфоэпии.

1

0

0

0


3.7.

Орфоэпический разбор текста.

1

1

2

1


3.8.

Орфоэпические нормы произношения гласных звуков.

0

0

1

0


3.9.

Орфоэпический разбор чистоговорок.

0

0

1

0


4.

Раздел 4. Логика речи.

6

7

6

7

26

4.1.

Рисунок.

1

0

0

0


4.2.

Описание как тип речи.

0

1

0

0


4.3.

Повествование как тип речи.

0

1

0

0


4.4.

Пересказ своими словами.

3

1

2

0


4.5.

Подготовка текста.

0

0

0

1


4.6.

План.

0

0

0

1


4.7.

Композиция.

0

1

0

0


4.8.

Основная мысль (тезис) рассуждения.

0

0

0

1


4.9.

План рассказа о спектакле, который запомнился.

0

0

1

0


4.10.

Рассказ о спектакле, который запомнился.

0

0

1

0


4.11.

Формулирование вопросов по тексту.

1

0

0

0


4.12.

Рассказ о любимом празднике.

0

1

0

0


4.13.

Формулирование вопросов и развернутые ответы.

1

1

0

0


4.14

Интонационно-логический анализ текста.

0

1

2

1


4.15.

Объяснение или доказательство.

0

0

0

1


4.16.

Паузы грамматические.

0

0

0

1


4.17.

Паузы логические.

0

0

0

1


5.

Раздел 5. Культура речевого общения.

7

6

2

8

23

5.1.

Речевой этикет.

1

0

0

1


5.2.

Вежливое поведение.

1

0

0

0


5.3.

Игры в парах «Культура общения».

1

0

0

0


5.4.

Лексический запас.

1

0

0

0


5.5.

Игра «Назови три слова»

1

0

0

0


5.6.

Культура общения

0

1

0

0


5.7.

Правила ведения диалога.

1

0

0

0


5.8.

Зрительный контакт.

1

0

0

0


5.9.

Сферы общения.

0

1

0

0


5.10.

Ошибки бытовой речи.

0

1

0

0


5.11.

«Одеть» или «надеть».

0

1

0

0


5.12.

Спорить или ссориться.

0

1

0

0


5.13.

Игра на сравнение сфер общения.

0

1

0

0


5.14

Ударение в слове.

0

0

1

0


5.15.

Девять слов, в которых ошибаются.

0

0

1

0


5.16.

Приветствие.

0

0

0

2


5.17.

Прощание.

0

0

0

1


5.18.

Извинение.

0

0

0

1


5.19.

Похвала.

0

0

0

1


5.20.

Поздравление.

0

0

0

1


5.21.

Благодарность.

0

0

0

1


6.

Раздел 6. Театр и литература.

11

8

8

8

35

6.1.

Моя любимая сказка.

1

0

0

0


6.2.

Главные герои.

1

0

0

0


6.3.

Положительные и отрицательные персонажи.

1

0

0

0


6.4.

Любимый артист.

0

0

0

1


6.5.

Мое любимое стихотворение.

1

0

0

0


6.6.

Обсуждение литературного материала для выступления.

1

1

0

0


6.7.

Монолог.

1

0

0

0


6.8.

Диалог.

1

0

0

0


6.9.

Тема произведения.

1

0,5

0,5

0


6.10.

Идея.

1

0,5

0,5

0


6.11.

Что было бы, если?

1

0

0

1


6.12.

Характеры персонажей.

1

0

0

0


6.13.

Поэзия.

0

1

0

0


6.14.

Проза.

0

1

0

0


6.15.

Конфликт в драматургии.

0

1

0

0


6.16.

Театр.

0

1

0

0


6.17.

Театральные профессии.

0

1

0

0


6.18.

Обоснование выбора произведения.

0

1

0

0


6.19.

Книга учит.

0

0

1

0


6.20.

Театр учит.

0

0

1

0


6.21.

Правила поведения в театре.

0

0

1

0


6.22.

Басня

0

0

1

0


6.23.

Тема басни

0

0

1

0


6.24.

Мораль басни

0

0

1

0


6.25.

Выбор произведения для выступления.

0

0

1

0


6.26.

Пьеса.

0

0

0

1


6.27.

Театральная терминология.

0

0

0

1


6.28.

Тема пьесы.

0

0

0

1


6.29.

Идея предложенной пьесы.

0

0

0

1


6.30.

Основной конфликт.

0

0

0

1


6.40.

Кто он твой герой?

0

0

0

1


7.

Раздел 7. Постановочная и исполнительская деятельность.

19

36

32

32

119

7.1.

Внимание.

1

0

0

0


7.2.

Игры на развитие внимания

0

1

0

0


7.3.

Игра «Зеркало».

1

0

0

0


7.4.

Фантазия и воображение.

1

1

0

0


7.5

Этюды/Этюдная работа.

1

1

2

1


7.6.

Предлагаемые обстоятельства.

0

1

0

1


7.7.

«Я» в предлагаемых обстоятельствах.

1

0

0

0


7.8.

Игры на развитие памяти.

0

1

0

0


7.9.

Память физических действий.

0

0

0

1


7.10.

Игры на память физических действий.

1

0

0

0


7.11.

Сюжетно-ролевые этюды.

0

0

0

1


7.12.

Правда существования на сцене.

0

0

0

1


7.13.

Распределение ролей.

1

1

1

0


7.14.

Действенный анализ.

0

1

0

1


7.15.

Чтение с листа.

0

0

2

0


7.16.

Работа с текстом.

0

1

0

0


7.17.

Подтекст.

0

1

0

0


7.18.

Чтение по ролям

0

1

1

2


7.19.

Слушаем, слышим, анализируем.

0

1

0

0


7.20.

Аудиозапись.

0

0

0

1


7.21.

Прослушивание, анализ, работа над ошибками.

0

0

0

1


7.22.

Мизансцены художественного номера.

1

1

1

1


7.23.

Оценка факта.

0

1

1

1


7.24.

Постановка художественного номера.

1

2

2

1


7.25.

Характер персонажа и тембр голоса.

0

1

1

1


7.26.

Чувства и эмоции.

0

0

1

0


7.27.

Жесты.

0

0

1

0


7.28.

Характер персонажа и пластика.

0

1

1

1


7.29.

Улыбка. Мимика.

0

0

0

1


7.30.

Игры на эмоции.

0

0

1

0


7.31.

Я – зритель.

0

0

1

0


7.32.

Репетиция художественного номера.

2

5

4

5


7.33

Работа с реквизитом.

1

2

2

1


7.34.

Работа над образом.

0

1

1

0


7.35.

Сценическая правда.

0

1

1

0


7.36.

Работа с музыкальным рядом.

1

1

1

1


7.37.

Внешнее проявление чувств персонажа.

0

1

1

1


7.38.

Темпо-ритм.

0

1

1

1


7.39.

Действуем здесь и сейчас.

0

1

1

1


7.40.

Игры на взаимодействие.

1

1

0

0


7.41.

Взаимодействие на сцене.

1

1

0

1


7.42.

Работа с партнером.

0

0

0

1


7.43.

Сводная репетиция.

1

1

1

0


7.44.

Работа с микрофоном.

0

0

0

1


7.45.

Генеральная репетиция.

1

1

1

1


7.46.

Показ художественного номера.

1

1

1

1


7.47.

Интервью.

1

1

1

1


Всего часов по годам обучения                   68           68         68           68          272



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Вводное занятие. Знакомство с новыми обучающимися. Знакомство с залом, сценой.

Инструктаж по технике безопасности.

Введение в предмет "Основы сценической речи"/повторение ранее изученного.

Раздел 2. Техника речи (дыхание, голосоведение, артикуляция).

Поверхностный самомассаж. Игровая форма.

Осанка в процессе дыхания и речи. Физические упражнения.

Смешанно-диафрагмальное дыхание с активацией мышц брюшного пресса. Наглядный пример, осознанные действия, ощущения.

Дыхательная гимнастика. Упражнения «Погоны» (носовой вдох), «Насос» (на ощущение мышц брюшного пресса), «Свеча» (опора, сознательное замедление фазы выдоха и умение распределять выдох на части в разных положениях корпуса).

Вибрационный массаж. Концентрация звуковых волн (резонирование).

Голосовые регистры:

- грудной (нижний);

- головной (верхний);

- смешанный (средний).

Голосоведение. Полётность звука. Упражнение на сочетание звуков в разных регистрах.

Тембр голоса - его окраска. Виды тембров. Самая простая классификация по половым и возрастным признакам, то есть - мужской, женский, детский, др.

Артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика:

- упражнения для губ;

- упражнения для языка;

- упражнения на расслабление нижней челюсти.

Раздел 3. Орфоэпия.

Произносительные нормы современного русского языка:

- ошибки бытовой речи;

- ударение в словах;

- ударное и безударное произношение гласных звуков, редуцированный звук «ъ»;

- классификация согласных звуков и особенности их произношения:

глухие и звонкие (п-б, кг, т-д, ф-в, с-з, ш-ж);

твердые и мягкие (ж, ш, ц - всегда твердые, а звуки й, ч, щ- всегда мягкие).

сонорные (м, н, л, р, в которых преобладает голос над шумом);

щелевые (с-з, ш-ж, ф-в, х, именуемые как фрикативные);

составные (ц=т+с, ч=т+ш, именуемые как аффрикаты);

взрывные (п-б, т-д, к-г).

Слоговые упражнения (согласные + И Э А О У Ы, согласные + И Е Я Ё Ю И).

Орфоэпический разбор с чтением, для развития навыка и слуха.

Чистоговорки. Скороговорки. Игра на формирование звуков «Угадай».

Игры со скороговорками: «Скорость», «Предлагаемые обстоятельства и эмоции».

Раздел 4. Логика речи.

От рисунка - к подробному описанию и логике в речи. Пересказ произведений своими словами.

Структура публичного выступления: вступление (задача заинтересовать темой), основная часть (изложить суть проблемы, рассуждать и аргументировать), заключение (сделать вывод, обобщить, призвать к действиям, привести интересные цитаты великих людей об этом, воодушевить, поблагодарить слушателей).

Пауза - перерыв в речи.

Грамматические паузы (отделяющие и выделяющие) - связанные со знаками препинания, такими как: точка, запятая, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, а также абзац, скобки и кавычки.

Вводные слова без пауз: конечно, вероятно, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, наконец и т.д.

Смысловые паузы - это паузы, которые подсказывает смысл текста.

Ритмическая межстиховая пауза не всегда совпадает со смысловой.

Смысловые ударения в тексте на главном слове (логическое, закон нового понятия, противопоставление, обособленное прилагательное после существительного, перечисляемые, обобщающее (все, ничто, нигде, всегда, никогда, везде)).

Интонационно-логический анализ текста.

Логическая перспектива.

Раздел 5. Культура речевого общение.

Культура речи - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства, с учетом конкретной обстановки/аудитории/личности собеседника, применяя установленные правила и приемы общения. Вежливое поведение.

Речевой этикет – речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.

Влияние на речь сферы и ситуации (коммуникативный аспект). Сферы общения: повседневная, деловая, эстетическая. Игра на сравнение сфер общения.

Правила поведения в театре. Вежливые просьбы, вежливый отказ. Рассказ о поведении в театре (пример рассказа в приложении 1).

Игра на активизацию словаря «Назови три слова».

Раздел 6. Театр и литература.

Театр как вид искусства и место, где это искусство раскрывается.

Театр, как вид искусства в себя включает:

- литературу;

- изобразительное искусство;

- музыку;

- хореографию;

- вокал и др.

Театральная терминология (авансцена, акт, актер, амплуа, антракт, аплодисменты, афиша, бенефис, бутафория, грим, декорация, занавес, зрительный зал, кулисы, мизансцена, падуга, пантомима, партер, режиссер, реквизит, реплика, софиты, труппа, др.). Кроссворд «Театральная терминология» (приложение 2).

Основные драматические жанры:

- драма;

- комедия;

- трагедия;

- трагикомедия.

Выбор литературного материала для выступления на сцене.

Рассказ от первого лица. Я читаю книгу.

Рассказ от второго лица. Ты читаешь книгу.

Рассказ от третьего лица. Он читает книгу. Примеры рассказов.

Монолог - это речь одного действующего лица, которая не прерывается словами другого.

Диалог - это обмен репликами между двумя и более людьми. Примеры.

Проза - это устная или письменная речь без деления на стихи. Жанры: новелла, притча, рассказ, роман, повесть, др.

Чтение прозы.

Моя любимая сказка.

Поэзия - это жанр литературы, способ организации речи, словесное художественное творчество с особыми ритмическими качествами, преимущественно стихотворное. Стихотворение - небольшое произведение, написанное стихами. Стих - это поэтическая строка, которая состоит из ритмически чередующихся сочетаний долгих и кратких слогов.

Чтение поэтических произведений.

Любимое стихотворение.

Басня - это жанр литературы, короткий рассказ стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом (мораль, нравоучение), придающим рассказу аллегорический смысл. Действующие лица обычно животные, растения, вещи, а высмеивают пороки людей.

Чтение басни.

Пьеса - это драматическое произведение для исполнения на сцене, а также в формате аудио- и видео-спектаклей.

Чтение пьесы по ролям.

Характеристика персонажей. Положительные и отрицательные персонажи.

Действующие лица произведения с определенным набором характеристик (характер, повадки, отличительные черты, пр.). Главные герои и второстепенные персонажи.

Главный герой (протагонист) - центральное действующее лицо (те, о ком произведение).

Положительный персонаж воплощает авторские нравственные ценности, эстетический идеал, высокоморальный образец и симпатия аудитории.

Главный герой, лишенный положительных качеств и наделенный отрицательными чертами - антигерой.

Протагонисту в произведении противоречит антагонист (состязательность, борьба).

Второстепенный персонаж - персонаж, который важен для сюжета, но не находится в центре внимания (персонаж второго плана).

Герои русских сказок: Баба-Яга, Змей-Горыныч, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Иван Царевич, Колобок и Лиса, др.

Тема, идея произведения.

Тема - общее содержание (что изображается). Идея - основная мысль (как автор к этому относится).

Придумываем театральную скороговорку (приложение 2).

Раздел 7. Постановочная и исполнительская деятельность.

Сценический образ - это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером. Образ отражает идеи и чувства. Работа над сценическим образом - это результат работы памяти (наблюдение, переживание), мышления, фантазии и воображения.

Эмоции, мимика, жесты. Игры «Съедобное-несъедобное", «Крокодил».

Постановка художественного номера. Репетиция художественного номера.

Мизансцена - это расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.

4 плана сцены: авансцена, первый план (для солистов), второй план (семейный, групповой), третий план (для массовки).

Положения актера в мизансцене:

- фас (лицом к зрителям, полуфас (беседа двух человек));

- профиль (редко, возможно в статике);

- спиной к зрителю (уход со сцены либо, как специальный прием - боль, страх).

Узловые, центральные мизансцены - для образного выражения идеи, режиссерского замысла.

Финальная мизансцена - создающая единение исполнителей и зрителей, выражает образный смысл представления.

Опорная мизансцена - основное расположение действующих лиц, художественных коллективов в эпизоде, номере.

Переходная мизансцена - переход от одной опорной мизансцены к другой, соединяя в единое художественное целое.

Взаимодействие на сцене. Предлагаемые обстоятельства и их влияние на характер взаимодействия персонажей. Общение с партнером. Зрительный контакт с аудиторией.

Темпо-ритм - синтез темпа и ритма спектакля /представления, нарастание или спад, ускорение и замедление, плавное течение или бурное развитие действия.

Работа с микрофоном, музыкальным сопровождением.

Интервью после спектакля, концерта (базовые вопросы к интервью в приложении 3).


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Поскольку программа рассчитана на 4 года обучения, промежуточные и итоговые результаты проверяются в конце каждого года обучения. В студии ведется мониторинг результатов: приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных).

Форма подведения итогов - открытые уроки, конкурсы, участие в культурно-массовых мероприятиях, концертах, спектаклях, а также размещение на сайте школы информационных материалов и фотоотчетов о реализации программы.

В качестве аттестации проводится ряд зачетных занятий по итогам обучения.

Первый год обучения

Ф.И.

Упражнение на дыхание «Погоны»

Артикуляционная гимнастика (правильность выполнения)

Орфоэпические слоговые упражнения

5 скороговорок

Творческое задание, владение текстом

1.

+

+

+

+

+

2.






3.






Учащиеся с повышенной мотивацией к обучению к окончанию учебного года могут иметь опыт участия в конкурсах чтецов различного уровня.

Второй год обучения

Ф.И.

Упражнение на дыхание «Насос»

Артикуляционная гимнастика (самостоятельное проведение)

Орфоэпический разбор реплик из творческого задания

Театральный кроссворд

Творческое задание (владение текстом, тема, идея)

1.

+

+

+

+

+

2.






3.






Учащиеся с повышенной мотивацией к обучению к окончанию учебного года могут иметь опыт участия в конкурсах чтецов и театрального искусства различного уровня.

Третий год обучения

Ф.И.

Упражнение на дыхание «Свеча»

Тест на знание театральной терминологии

Скороговорка в разных регистрах,

3 эмоции

Чтение басни (знание текста, мораль)

Творческое задание (образ)

1.

+

+

+

+

+

2.






3.






Учащиеся с повышенной мотивацией к обучению к окончанию учебного года могут иметь опыт участия в конкурсах чтецов и театрального искусства различного уровня.

Четвертый год обучения

Ф.И.

Пересказ своими словами

2 скороговорки в парах

Тест на ошибки бытовой речи

Интонационно-логический анализ текста

Творческое задание (техника речи, актерское мастерство)

1.

+

+

+

+

+

2.






3.






Учащиеся с повышенной мотивацией к обучению к окончанию учебного года могут иметь опыт участия в конкурсах чтецов и театрального искусства различного уровня.

Уровни освоения программы

Уровни освоения Программы

Показатели

Высокий уровень

(одаренные дети)

Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и познавательной деятельности, составляющей содержание Программы, в командной деятельности он проявляет лидерские качества, а также обладает способностью к саморазвитию (выполнение дополнительных заданий по собственной инициативе) в данной области знаний.

Базовый уровень

Обучающийся всегда готов к занятиям, демонстрирует заинтересованность в учебной и познавательной деятельности, составляющей содержание данной Программы. На итоговых занятиях он выбирает задания базового уровня и демонстрирует выполнение заданий с применением на практике изученного теоретического материала.

Низкий уровень

Обучающийся демонстрирует неустойчивый интерес к выбранному направлению деятельности. Возможно, он посещает занятия по инициативе родителей или за компанию с друзьями. Качество выполнения заданий отражает недостаточное владение теоретическим материалом, а также отсутствие полного объема сформированных практических умений.

Список литературы:

1. Белюшкина И.Б., Витковская Ю.Н. и др. Театр, где играют дети. - М., 2001, гуманитарное изд. Владос.

2. Станиславский К.С. Работа актера над собой / Собр. соч. в 8 т. – М., 1954-1961 – Т.3. – М.,1955.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б., Основы педагогики индивидуальности. 1999

4. Воронин Ю.А. Трубинак Л.А., Васильева Е. В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения» -учебное пособие. - ВГПУ, 2004.

5. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М., 2010.

6. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - Москва: Проспект, 2006.

7. Макарова С.К. Логика речи. – М., 2009 .

8. Муравьев Б.Л.От дыхания к голосу, Л. 1982

9. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь: Учебник. 10-е изд. испр, и доп. М. 2022, изд. ГИТИС.

10. Петрова А.Л. Сценическая речь. – М., 2005.


                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ: "Волшебство театра"

Маша и её младший брат Дима впервые собирались посетить театр. Это было большое событие, поэтому родители заранее объяснили детям, как важно вести себя вежливо и уважительно.

Войдя в театр, Маша заметила, как красиво вокруг: сверкают люстры, люди одеты в элегантные наряды, а повсюду царит атмосфера волшебства. Папа напомнил:
– Не забывайте, что театр – это место, где мы выражаем уважение не только к актёрам, но и друг к другу.

Когда они проходили в зал, Маша и Дима вежливо поприветствовали контролёра:
– Добрый вечер!
Контролёр с улыбкой проверил их билеты и пожелал приятного просмотра.

В зале Маша увидела, как кто-то случайно задел её место, проходя мимо. Она мягко сказала:
– Простите, можно я немного пододвинусь, чтобы вам было удобнее пройти?
Человек с благодарностью улыбнулся и продолжил свой путь.

Перед началом спектакля Дима вспомнил о своей привычке жевать жвачку, но Маша заметила это и тихо сказала:
– Знаешь, если мы не будем её доставать, другим будет намного приятнее рядом сидеть.

Когда начался спектакль, всё внимание было приковано к сцене. В какой-то момент Дима хотел спросить маму о том, что происходит в пьесе, но Маша шёпотом предложила:
– Давай подождём до антракта, и ты спокойно всё узнаешь. Это ведь так удобно – обсуждать, когда никому не мешаешь.

В антракте семья вышла в фойе. Подойдя к буфету, Маша заметила, что перед ними была длинная очередь. Вместо того чтобы выражать нетерпение, она спросила маму:
– А если мы подождём чуть-чуть, может, к нашему подходу освободится место за столиком?
Так они спокойно дождались своей очереди.

Когда Дима захотел взять две порции десерта, мама мягко отказала:
– Как насчёт того, чтобы взять только один? Ты же, наверное, не захочешь оставлять что-то несъеденным.

После антракта спектакль продолжился. В конце зрители дружно зааплодировали актёрам. Маша и Дима с энтузиазмом хлопали, стараясь выразить своё восхищение. На выходе семья поблагодарила персонал театра:
– Спасибо за чудесный вечер!

По дороге домой Маша поделилась впечатлениями:
– Я поняла, почему важно вести себя вежливо в театре. Это помогает всем наслаждаться спектаклем и чувствовать себя частью чего-то волшебного!

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРОССВОРД














9


11







1






















3








































4



5













2







8





































6





12


16



































10










18



















19






7




13






























20








14




























17



21



























15















































































1. основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями);

2. исполнитель ролей в театральных представлениях;

3. сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия

4. подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли

5. места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом

6. мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица

7. перерыв между действиями спектакля

8. речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

9. разговор между двумя или несколькими актёрами

10. фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

11. (ВЕРТИКАЛЬ) лицо, руководящее постановкой спектакля

11. (ГОРИЗОНТАЛЬ) художественный образ, воплощаемый актером на сцене

12. одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля

13. специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования

14. ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху

15. объявление о представлении

16. (ГОРИЗОНТАЛЬ) пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени

16. (ВЕРТИКАЛЬ) совокупность предметов (подлинных или бутафорских), используемых актерами на сцене

17. коллектив актёров театра

18. устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия

19. движения рук, головы, передающие чувства и мысли

20. группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера и на ярусах.

21. места в зрительном зале ниже уровня сцены.

ОТВЕТЫ:
















11р

о

л

ь














и


е







е


и

з

а

н

с

ц

е

н

а


ж







п











л


и







е









о


с





к

т

ё

р



о

н

о

л

о

г


с







и


и



ф








ё







ц


и

м

и

к

12а


16р

е

п

е

р

т

у

а

р



и





т


п


е











я




10р

е

п

л

и

к

а




18д











а


о


в




19ж

е

с

т



н

т

р

13а

к

т


д


и





к









м


р


и


з




20л

о

ж

а





14с


п




с


и





р







о


л




м


17т

р

у

21п

п

а







ф


у




е





а


ц





15а

ф

и

ш

а




н





р


и







т






т





т


я







ы






ы





е




















р






По горизонтали:

По вертикали:

2. актёр

3. мизансцена

6. мимика

7. антракт

8. монолог

10. реплика

11. роль

15. афиша

16. репертуар

17. труппа

19. жест

20. ложа

Пример театральной скороговорки:

Театральная труппа трудилась над текстами, а техники тихо точили такелаж.

1. репетиция

4. грим

5. амфитеатр

9. диалог

11. режиссёр

12. аплодисменты

13. амплуа

14. софиты

16. реквизит

18. декорация

21. партер

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ

1. Какие эмоции вызвало у Вас участие в театральной постановке?

2. Что для Вас было самым сложным в работе над спектаклем/концертом и во время премьеры?

3. Роль какого персонажа Вы хотели бы исполнить на сцене в следующем году?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.