Конспект урока по информатике для 7 класса по теме : «Основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики»
Тема урока «Основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики»
Предмет: информатика
Класс: 7
Ключевые слова:
- персональный компьютер;
- системный блок: материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жесткий диск;
- внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки;
- компьютерная сеть;
- сервер, клиент
Цели урока :
Образовательные: познакомить обучающихся с устройствами, входящими в состав персонального компьютера; познакомить с основной частью персонального компьютера – системным блоком; объяснить представление о глобальной и локальной сети Интернет;
Развивающие: развитие познавательных интересов, коммуникативной культуры, самоконтроля, способствовать воспитанию навыков работы в группе;
Воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Задачи урока:
Общеобразовательные – формирование умения понимать принцип работы системного блока, формирование умения подключать основные компоненты персонального компьютера к системному блоку; формирование умения различать глобальную и локальную сеть;
Воспитательные - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Развивающие – развитие внимания, памяти, аккуратности, самостоятельности.
Практические – развитие навыков по подключение основных компонентов персонального компьютера к системному блоку; решение задач о скорости передачи данных.
Оборудование:
Системный блок (в разобранном виде);
клавиатура
мышь
монитор
микрофон, акустические колонки;
сетевой кабель
нетбук на парте у каждого ученика
Ожидаемый результат:
Базовый уровень:
- различать составные части системного блока;
- подключать основные компоненты персонального компьютера к системному блоку;
- различать разницу между локальной и глобальной сетью.
Повышенный уровень:
- Базовый уровень;
- решать задачи, связанные с нахождением скорости передачи данных и количества информации.
Ход урока
Организационный момент: (2 минуты)
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.
Основная цель урока: познакомить обучающихся с устройствами, входящими в состав персонального компьютера;
Задачи урока:
ознакомить учащихся с составными частями системного блока;
развить навыки в подключении основных компонентов персонального компьютера к системному блоку
воспитать уважительное отношение к мнению окружающих, бережное отношение к вычислительной технике, соблюдение правил техники безопасности.
Актуализация знаний: (8 минут)
Ребята, давайте в начале урока вспомним тему прошлого урока и решим с вами 2 задачи у доски (вызвать двух учеников к доске для решения задач, выдать каждому текст с задачей)
Задача №1
Уточните, каков объем оперативной памяти компьютера, к которому вы имеете доступ в школе (предположим, объем оперативной памяти компьютера равен 2 ГБ). Сколько страниц текста можно разместить в памяти этого компьютера (на странице размещается 40 строк по 60 символов в каждой строке, а для хранения одного символа требуется 8 битов)? Какой была бы высота такой стопки страниц, если высота стопки из 100 страниц равна 1 см? (ответ: количество страниц – 894 784 страницы; 89 м 47 см)
Задача №2
На компакт-диске объемом 600 Мбайт размещен фотоальбом, каждое фото в котором занимае6т 500 Кбайт. Сколько времени займет просмотр всех фотографий, если на просмотр одной уходит 6 секунд? (ответ: 2,046 часа)
Итак, любая книга, фильм, песня, фотография хранятся в оперативной памяти компьютера. Давайте же узнаем, как же на самом деле выглядит эта оперативная память.
Теоретическая часть (28 минут)
На прошлом уроке мы с вами узнали, что любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройства ввода и вывода информации. На этом уроке мы продолжим знакомиться с устройством персонального компьютера.
Сделаем запись в тетрадях.
Персональный компьютер (ПК) – компьютер многоцелевого назначения, предназначенный для работы одного человека (пользователя), достаточно простой в использовании и обслуживании, имеющий небольшие размеры и доступную стоимость.
Все устройства, входящие в состав ПК, можно разделить на две группы:
Устройства, входящие в системный блок;
Внешние устройства
Основной частью персонального компьютера является системный блок.
Давайте посмотрим, какие устройства находятся в корпусе системного блока: (одновременный показ на демонстрационном системном блоке со снятыми боковой частью корпуса и основными его элементами). Во время моих объяснений, дети, будьте добры, записывать основные элементы в тетрадь (то, что выделено курсивом, должно быть отражено в записях в тетради).
- материнская плата – к ней через специальные различные разъемы подключены все остальные устройства системного блока; через нее происходит обмен информацией и питание электроэнергией;
-центральный процессор (CPU) – устройство обработки информации, над ним обычно устанавливается небольшой вентилятор (Cooler - охладитель) и радиатор для охлаждения во время работы;
-оперативная память (RAM) - энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором
-жёсткий диск (HDD) — энергонезависимая часть системы компьютерной памяти - магнитный диск в герметичном корпусе, служащий для длительного хранения информации; на нём расположены программы, управляющие работой компьютера, и файлы пользователя;
- устройство для чтения/записи на оптические диски CD, DVD (дисковод и накопитель);
- карты расширений:
видеокарта (Video Card) — предназначена для связи системного блока и монитора; передаёт изображение на монитор и производит часть вычислений по подготовке изображения для монитора;
звуковая карта (Sound Card) — предназначена для подготовки звуков, воспроизводимых колонками, в том числе для записи звука с микрофона;
сетевая карта — служит для соединения компьютера с другими компьютерами по компьютерной сети;
- блок питания — преобразует ток электрической сети в ток, подходящий для внутренних компонентов компьютера;
- порты компьютера — разъёмы на системном блоке, предназначенные для подключения внешних устройств.
Вот это и есть устройства системного блока. А теперь ребята, подойдите к столу и попробуйте подключить все части, которые я вам показала.
Ребята, вот вы попробовали собрать системный блок. А теперь посмотрите на мой рабочий стол и скажите, какие устройства вы на нем видите? (на столе стоят: ноутбук, принтер, колонки, мышь, наушники). Кроме тех, которые вы назвали, что еще можно использовать при работе с информацией? (ребята должны назвать оставшиеся устройства: сканер, микрофон, клавиатура, монитор)
Что ж, а теперь мы с вами сделаем небольшую запись в тетрадь и запишем внешние устройства, входящие в состав ПК:
К основным внешним устройствам принято относить клавиатуру, мышь и монитор. Также к этим устройствам относится сканер, принтер, микрофон, акустические колонки, наушники.
Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые устройства более подробно. Откройте ваши нетбуки и найдите на рабочем столе файл под названием «Клавиатура». Откройте его. Сейчас мы с вами узнаем, что все клавиши условно можно разделить на несколько групп. Я вам показываю на обычной клавиатуре, а вы, в своем файле, выделяете эту группу каким-нибудь цветом и подписываете ее.
Клавиатура является устройством ввода информации в компьютер. Клавиатуры классического формата содержат 104 клавиши (ANSI) или 105 (ISO), но множество моделей отходят от этого стандарта. Разработчики идут двумя путями: сокращение набора клавиш и более плотное их расположение в компактных моделях и введение дополнительных специальных клавиш в многофункциональных моделях.
Функциональные клавиши F1-F12, расположенные в верхней части клавиатуры, предназначены для выполнения ряда команд при работе с некоторыми программами;
Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши – клавиши с цифрами, русскими и латинскими буквами, и другими символами, а также клавиша «пробел»;
Клавиши управления курсором – черточкой, отмечающей на экране монитора место ввода очередного символа. К ним относятся 4 клавиши со стрелками, а также клавиши Home End, Page Up, Page Down, перемещающие курсор соответственно в начало строки, в конец строки, на страницу вверх и на страницу вниз.
Дополнительные клавиши – расположены с правой стороны клавиатуры, могут работать в двух режимах, переключаемых клавишей Num Lock. Если режим Num Lock включен, то эти клавиши могут выполнять роль калькулятора: на этих клавишах есть цифры и знаки арифметических действий. Если же этот режим отключен, то работает режим управления курсором.
Специальные клавиши – Enter, Esc, Shift, Delete, Backspace, Insert и др. (записать на доске для учащихся). – это клавиши для специальных действий. Они рассредоточены по всей клавиатуре.
Физкультминутка (2 минуты)
Теперь давайте немного прервемся и дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Слушайте внимательно:
Закройте глаза, не жмурясь. Вращайте глазными яблоками по кругу - влево, вверх, вправо, вниз. 8 раз в одну сторону, 8 раз в другую.
Глазами «нарисуйте» латинскую букву V: посмотрите вверх, влево, вниз, вверх, вправо, вниз. Повторите 8 раз.
Поднимите обе руки вверх и хорошеньки встряхните обеими кистями.
А теперь откройте файл под названием «Внешние устройства». Вы видите все устройства, которые мы с вами называли. Подпишите их и сохраните файл под названием «Мои внешние устройства».
Компьютерная мышь – одно из основных указательных устройств ввода, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Основным устройством ПК, предназначенным для вывода информации, является монитор. На экран монитора выводится вся информация о работе компьютера; он позволяет отслеживать что происходит в компьютере в данное вре5мя, каким вычислительным процессом занят компьютер.
Также, для ввода информации в компьютер, используются:
Микрофон – для ввода звуковой информации
Сканер – для ввода графической информации.
Для вывода звуковой информации используются акустические колонки или наушники, а для вывода графической информации необходим принтер.
И последнее, о чем я вам расскажу, это о компьютерных сетях.
Существуют компьютеры, работающие автономно, и компьютеры, объединенные в компьютерные сети. Сети нужны для обмена информацией между компьютерами, совместного использования общих программ, данных и устройств. В нашем кабинете информатики все компьютеры объединены между собой, чтобы вы могли работать с одними и теми же данными и могли использовать общий принтер. Это пример локальной сети.
Но существует так же сеть, которая связывает между собой миллионы компьютеров и сетей со всего мира. Такая сеть называется глобальной – или по другому, интернет.
Компьютеры, подключенные к сети, условно можно разделить на две категории:
1)Серверы - компьютеры сети, которые хранят, сортируют и поставляют общую для сети информацию, управляют общими устройствами;
2) Клиенты – компьютеры, которые эту информацию используют (домашний компьютер)
Основной характеристикой подключения компьютера к сети Интернет является скорость передачи данных по имеющемуся каналу связи. Она измеряется в битах в секунду (бит/с).
Давайте с вами попробуем решить одну задачу. Откройте файл, находящийся на рабочем столе, под названием «Задача 1». Прочитайте ее, сделайте краткую запись решения в тетрадь и после решения передайте ее для проверки. Сосед должен проверить ваше решение, ответ и поставить вам отметку.
Задача 1. Скорость передачи данных по некоторому каналу связи равна 1 024 000 бит/с. Передача данных через это соединение заняла 5 секунд. Определите информационный объем переданных данных в килобайтах.
Решение
Информационный объем данных найдем как произведение скорости передачи данных на время передачи:
1 024 000 бит/с*5 с = 5 120 000 битов.
Переведем полученный результат в байты и килобайты (дать возможность ученикам самим вспомнить и сказать ответ):
5 120 000 битов=640 000 байтов=625 Кбайт.
Подведение итогов (5 минут)
Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня узнали:
- что такое персональный компьютер?
- основные элементы системного блока;
- основные внешние устройств ПК
- компьютерные сети
Теперь посмотрите на доску и запишите домашнее задание на следующий урок (во время решения последней задачи учитель делает запись ДЗ на доске.):
Повторить параграф 2.2«Персональный компьютер»,ответить на вопросы после параграфа: вопрос 4 (устно), 7, 10 (письменно). На дополнительную отметку вопрос 8,9 – письменно.