12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Оксана Анатольевна34

Урок по теме «Основные типы речи, их признаки» (6 класс).

Планируемый результат:

На личностном уровне:

стремятся к речевому самосовершенствованию;

умеют работать в группе (знают и правильно дают определение типа речи, умеют анализировать текст в соответствии с предложенным заданием, задают уточняющие вопросы, умеют договариваться, обсуждать различные точки зрения и приходят к общему выводу);

умеют проводить само- и взаимооценку на основе разработанных критериев.

На метапредметном уровне:

умеют выразительно прочитать текст, понимают тему и основную мысль текста; владеют изучающим видом чтения текстов разных типов речи;

владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

умеют сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

На предметном уровне:

владеют приемами составления ассоциограмм и определений на заданную тему;

отличают тексты разных типов речи, опираясь на знания основных признаков текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения;

самостоятельно формулируют тему сочинения в соответствии с типом речи, составляют такой текст.

Оборудование:

тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

доска, мел.

Ход урока.

Дети работают на уроке в группах по 5-6 человек, от каждой группы ребята самостоятельно выбирают спикера.

Этап мотивации.

Учитель: записываем дату в тетради, составляем ассоциации с заданными понятиями (каждой группе даётся одна ассоциаграмма).

t1592506045aa.png


Составляем ассоциации индивидуально, обсуждаем полученные варианты в группе, приходим к общему решению. Каждое решение от группы озвучивает спикер, дети задают уточняющие вопросы.

Учитель: Ребята, давайте сформулируем тему урока (Основные типы речи, их признаки) и запишем её в тетрадь.

Создание проблемной ситуации, обсуждение плана действий.

Учитель: Для чего нужно изучать типы речи? Попытайтесь сформулировать цель урока.

Предположительные ответы детей:

- обобщить, повторить знания о типах речи,

- уметь определять тип речи,

- составлять такие тексты.

Учитель: С помощью вашей ассоциаграммы составьте определение типа речи (только того, к которому дети составляли ассоциацию) по следующей схеме:

Описание/ Повествование/Рассуждение – тип текста, в котором… Этот тип имеет следующую структуру… В тексте дается ответ на вопрос…

Учащиеся формулируют определение индивидуально, затем обсуждают его в группе, приходят к общему мнению. Спикер озвучивает решение группы.

Анализ текстов (работа в группах).

Проанализируйте текст по плану:

1.Выразительное чтение текста.

2. Определите тему текста.

3. Назовите основную мысль текста.

4. Определить тип текста, докажите свою точку зрения.


Текст №1

Притча о двух птицах.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток.

Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и подчинилась обстоятельствам. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Разлетелись перья в разные стороны, как символ безволия. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе, и поняла она, что теперь она может лететь даже к солнцу.

( Ольга Безымянная)


Текст №2

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(Иван Бунин)


Текст №3

Физика – важная и нужная наука.

Она изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга. Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни компьютер.

Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

(Андрей Плешаков)

Выступление каждой группы.

Так как класс поделен на 6 групп, а для анализа предложено 3 текста, то у двух групп тексты совпадают, поэтому одна группа выступает, а вторая должна задать несколько вопросов (если мнения не совпадут, доказать свою точку зрения).

Определение домашнего задания (индивидуальная работа).

Учитель: попытайтесь самостоятельно сформулировать тему того типа речи, который кажется вам наиболее интересным, и запишите её.

Рефлексия.

Достигли ли мы цели нашего урока?

Что помогло вам её достичь?

Оцените вашу работу в группе и работу группы на уроке. Листы сдайте.

Оценочный лист

Группа № ФИ

Критерии

Моя работа в группе

(1б – да, 0б – нет)

Работа группы

(1б – да, 0б – нет)

Умею(ем) составлять ассоциограмму, знаю(ем) и правильно даю(ем) определение на заданную тему.



Умею(ем) выразительно прочитать текст, понимаю(ем) тему и основную мысль текста.



Сопоставляю(ем) ответы одноклассников с собственным мнением, задаю(ём) уточняющие вопросы.



Принимаю активное участие в обсуждении вопросов, прихожу(им) к общему выводу.



Без затруднения формулирую(ем) тему сочинения в соответствии с типом речи, составляю такой текст.




Общее количество баллов




Домашнее задание: составить текст (описание, повествование, рассуждение) на тему, сформулированную каждым из вас (6-8 предложений).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.