12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каменная Лариса Ивановна15
2

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

План-конспект урока в 9 классе

МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка.

Учитель: Каменная Лариса Ивановна

Тема урока: Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Цели урока:

Для учителя:

Образовательная: познакомить с основными способами связи в СПП с несколькими придаточными, повторить типы придаточных предложений, научить правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, чертить схемы.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, развивать умение работать в группе, самостоятельно; развивать навыки выполнения заданий ГИА и исследовательской деятельности.

Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, умение работать активно, самостоятельно; формировать нравственные качества личности, уважение друг к другу.

Для учеников:

Знать:

- типы придаточных предложений;

- признаки основных способов связи в СПП с несколькими придаточными;

- особенности пунктуации при сочетании союзов при последовательном и однородном подчинении придаточных.

Уметь:

составлять схемы сложноподчиненных предложений;

определять тип придаточных предложений;

- находить СПП с несколькими придаточными в тексте;

- правильно расставлять знаки препинания;

публично выступать;

выполнять самопроверку.


Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок-практикум

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной работы, тексты для исследовательской работы, маркерная доска.

Ход урока:


I. Оргмомент.(слайд №1)


- Добрый день, ребята! Я рада вновь всех вас видеть. Нашу работу на уроке хочу начать с фразы о русской речи. Внимательно послушайте то, о чём я вам буду говорить, и закончите самостоятельно мою мысль, если сможете, а я надеюсь, что это у вас получится без труда. Итак,

Настоящая наука заключается не в том, чтобы о сложном говорить просто, а чтобы о простом говорить сложно, поэтому в нашей речи используется очень много ... .

(слайд №2)

(закончите предложение).

Модельный ответ учащихся - … сложных предложений.

Внимание! Запишите число и оставьте три строчки, чтобы позднее записать тему урока.

II.Актуализация знаний учащихся.

1.Лингвистическая разминка. (слайд №3)

1.Индивидуальная работа 2-х уч-ся на компьютерах по обучающей программе-тренажёру «Фраза» по повторению изученного.

2.Работа с остальными уч-ся по заданиям ГИА (задания №3-№6 в.17)

(Н.А.Сенина и др. «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2017» «Легион», 2016)

2.Фронтальная беседа по вопросам

На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

Как отличить союз от союзного слова?

Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

3.Тренинг по пунктуации. (Notebook слайд №1) – по гиперссылке

- Ребята, давайте выясним, как вы усвоили виды сложноподчинённых предложений (СПП).

А для этого проведём тренинг по пунктуации. На слайде 1 вы видите предложения.

Задание: соотнесите схемы с предложениями, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного.

Итак, легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

(4 учащихся по очереди выполняют задание на интерактивной доске, а все остальные - в тетради).

1. Счастье зачастую оказывается не там, где его ждёшь. (В. Белов)- прид. места

2. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.(А.Чехов) – прид. времени

3.Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.(Саади) – мест-опред. прид.

4. Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.- прид.условия.

III. Объяснение нового материала.

1. “Четвёртое лишнее”. (Notebook слайд №2)

1) Люди не всегда бывают тем, чем кажутся (Г.Лессинг).

2) Если у вас есть возможность проявить милосердие, не пропускайте вперёд даже учителя.(Конфуций)

3) Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью. (Д.Вашингтон)

4) Нет опаснее человека, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего.(М.Салтыков-Щедрин)

- Укажите, какое из СПП предложений “лишнее”? Почему? Обоснуйте свой ответ.

- Какое отношение имеет это предложение к нашему уроку?

2.Формулировка темы и цели урока.

1 .Сформулируйте тему урока, запишите её в своих тетрадях (слайд 4).

2. Определите свои личные задачи на сегодняшний урок.

- Что хотите узнать? Чему научиться?

3. Затем цели корректирует и формулирует учитель.

- Теперь, исходя из ваших частных задач, сформулируем общие цели нашего урока (слайд 5).

3.Самостоятельная работа по группам. (слайд №6)

Работа с теоретическим материалом по учебнику:

1 группа- с.86(1)

2 группа- с.86(2)

3 группа- с.86-87(3)

Выступление от каждой группы по предложенной презентации. (слайды №7-10)

Обобщение учителя. Разбор предложений со знаками препинания на стыках союзов. (слайд №11)

Вручение обучающимся памяток (Приложение 1)

- Какую новую информацию о СПП вы узнали?

- Кто из вас ошибался и думал по-другому?

- Кто что-то не понял, кому необходима помощь?

- Назовите основные группы СПП с несколькими придаточными.

4) Возврат к “лишнему” предложению. (слайд №12)

- Давайте обратимся к нашему “лишнему” предложению.

Что вы теперь можете о нём рассказать?

Модель ответа учащихся.

Это СПП с последовательным подчинением, так как придаточное 1-й степени (придаточное цели) относится к главному предложению, а придаточное 2-й степени (придаточное определительное) – к первому придаточному.

Составьте схему этого предложения. (Один учащийся работает у доски)

IV. Лингвофизкультминутка (слайд №13)

На доске кабинета, на стенах развешаны на уровне глаз листы формата А-4 (лучше разного цвета), на которых напечатаны слова: пунктуация, запятая, столовая, перемена, сложноподчинённое предложение, придаточное, Новый год, союз. Ребята должны по часовой стрелке, не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, найти слова, которые относятся к теме урока, и объяснить свой выбор.

А что же объединяет оставшиеся слова?

V.Закрепление.

1.Игра «Конструктор». (Notebook 1 слайды №1-2)

Задание: Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения, определить вид подчинения, начертить схемы (в тетрадь).

2 ученика по очереди выполняют задание на интерактивной доске. Проводится проверка. Делаются выводы.

1)Если… то

вы хотите быть интеллигентным человеком

который

стремится поднять уровень своей культуры и образованности

обращайте внимание на свой язык

2) Чтобы

вас поняли

чтобы

выступление было интересным

оно должно быть интересным и для вас

2.Исследовательская работа. (Предварительное домашнее задание для группы учащихся)

Ребята получили предварительное домашнее задание по исследованию текстов разных стилей (Приложение 2) и должны были сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными. Слово ребятам.

VI. Домашнее задание. (слайд №14)

1 группа- с.86-87, карточка №1; (Приложение 3)

2 группа – с.86-87, комплексный анализ текста (карточка №2); сочинение-миниатюра «Какую роль в моей жизни играет книга?»

VII. Обобщение.

Фронтальная беседа.

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

Практическое применение знаний.

- Скажите, где мы можем использовать СПП с несколькими придаточными и с какой целью? (Ответы учащихся)

VIII. Рефлексия. (слайд №15)

Составьте рассказ по теме урока, опираясь на схему.

IX. Мини-тест. (слайды №16-19)​​​​​​​

X. Итоги. Выставление оценок. (слайд №20)

Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 08.12.19 в 19:45 0Ответить Пожаловаться
Лариса Ивановна, без заявленной презентации Ваш материал теряет методическую ценность.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.