Урок русского языка в 9 классе «Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными»
План-конспект урока в 9 классе
МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка.
Учитель: Каменная Лариса Ивановна
Тема урока: Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
Цели урока:
Для учителя:
Образовательная: познакомить с основными способами связи в СПП с несколькими придаточными, повторить типы придаточных предложений, научить правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, чертить схемы.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, развивать умение работать в группе, самостоятельно; развивать навыки выполнения заданий ГИА и исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, умение работать активно, самостоятельно; формировать нравственные качества личности, уважение друг к другу.
Для учеников:
Знать:
- типы придаточных предложений;
- признаки основных способов связи в СПП с несколькими придаточными;
- особенности пунктуации при сочетании союзов при последовательном и однородном подчинении придаточных.
Уметь:
– составлять схемы сложноподчиненных предложений;
– определять тип придаточных предложений;
- находить СПП с несколькими придаточными в тексте;
- правильно расставлять знаки препинания;
– публично выступать;
– выполнять самопроверку.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок-практикум
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для самостоятельной работы, тексты для исследовательской работы, маркерная доска.
Ход урока:
I. Оргмомент.(слайд №1)
- Добрый день, ребята! Я рада вновь всех вас видеть. Нашу работу на уроке хочу начать с фразы о русской речи. Внимательно послушайте то, о чём я вам буду говорить, и закончите самостоятельно мою мысль, если сможете, а я надеюсь, что это у вас получится без труда. Итак,
Настоящая наука заключается не в том, чтобы о сложном говорить просто, а чтобы о простом говорить сложно, поэтому в нашей речи используется очень много ... .
(слайд №2)
(закончите предложение).
Модельный ответ учащихся - … сложных предложений.
Внимание! Запишите число и оставьте три строчки, чтобы позднее записать тему урока.
II.Актуализация знаний учащихся.
1.Лингвистическая разминка. (слайд №3)
1.Индивидуальная работа 2-х уч-ся на компьютерах по обучающей программе-тренажёру «Фраза» по повторению изученного.
2.Работа с остальными уч-ся по заданиям ГИА (задания №3-№6 в.17)
(Н.А.Сенина и др. «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2017» «Легион», 2016)
2.Фронтальная беседа по вопросам
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
Как отличить союз от союзного слова?
Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
3.Тренинг по пунктуации. (Notebook слайд №1) – по гиперссылке
- Ребята, давайте выясним, как вы усвоили виды сложноподчинённых предложений (СПП).
А для этого проведём тренинг по пунктуации. На слайде 1 вы видите предложения.
Задание: соотнесите схемы с предложениями, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного.
Итак, легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.
(4 учащихся по очереди выполняют задание на интерактивной доске, а все остальные - в тетради).
1. Счастье зачастую оказывается не там, где его ждёшь. (В. Белов)- прид. места
2. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.(А.Чехов) – прид. времени
3.Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.(Саади) – мест-опред. прид.
4. Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.- прид.условия.
III. Объяснение нового материала.
1. “Четвёртое лишнее”. (Notebook слайд №2)
1) Люди не всегда бывают тем, чем кажутся (Г.Лессинг).
2) Если у вас есть возможность проявить милосердие, не пропускайте вперёд даже учителя.(Конфуций)
3) Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью. (Д.Вашингтон)
4) Нет опаснее человека, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего.(М.Салтыков-Щедрин)
- Укажите, какое из СПП предложений “лишнее”? Почему? Обоснуйте свой ответ.
- Какое отношение имеет это предложение к нашему уроку?
2.Формулировка темы и цели урока.
1 .Сформулируйте тему урока, запишите её в своих тетрадях (слайд 4).
2. Определите свои личные задачи на сегодняшний урок.
- Что хотите узнать? Чему научиться?
3. Затем цели корректирует и формулирует учитель.
- Теперь, исходя из ваших частных задач, сформулируем общие цели нашего урока (слайд 5).
3.Самостоятельная работа по группам. (слайд №6)
Работа с теоретическим материалом по учебнику:
1 группа- с.86(1)
2 группа- с.86(2)
3 группа- с.86-87(3)
Выступление от каждой группы по предложенной презентации. (слайды №7-10)
Обобщение учителя. Разбор предложений со знаками препинания на стыках союзов. (слайд №11)
Вручение обучающимся памяток (Приложение 1)
- Какую новую информацию о СПП вы узнали?
- Кто из вас ошибался и думал по-другому?
- Кто что-то не понял, кому необходима помощь?
- Назовите основные группы СПП с несколькими придаточными.
4) Возврат к “лишнему” предложению. (слайд №12)
- Давайте обратимся к нашему “лишнему” предложению.
Что вы теперь можете о нём рассказать?
Модель ответа учащихся.
Это СПП с последовательным подчинением, так как придаточное 1-й степени (придаточное цели) относится к главному предложению, а придаточное 2-й степени (придаточное определительное) – к первому придаточному.
Составьте схему этого предложения. (Один учащийся работает у доски)
IV. Лингвофизкультминутка (слайд №13)
На доске кабинета, на стенах развешаны на уровне глаз листы формата А-4 (лучше разного цвета), на которых напечатаны слова: пунктуация, запятая, столовая, перемена, сложноподчинённое предложение, придаточное, Новый год, союз. Ребята должны по часовой стрелке, не вставая с места, только поворачивая корпус тела, голову, найти слова, которые относятся к теме урока, и объяснить свой выбор.
А что же объединяет оставшиеся слова?
V.Закрепление.
1.Игра «Конструктор». (Notebook 1 слайды №1-2)
Задание: Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения, определить вид подчинения, начертить схемы (в тетрадь).
2 ученика по очереди выполняют задание на интерактивной доске. Проводится проверка. Делаются выводы.
1)Если… то
вы хотите быть интеллигентным человеком
который
стремится поднять уровень своей культуры и образованности
обращайте внимание на свой язык
2) Чтобы
вас поняли
чтобы
выступление было интересным
оно должно быть интересным и для вас
2.Исследовательская работа. (Предварительное домашнее задание для группы учащихся)
Ребята получили предварительное домашнее задание по исследованию текстов разных стилей (Приложение 2) и должны были сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными. Слово ребятам.
VI. Домашнее задание. (слайд №14)
1 группа- с.86-87, карточка №1; (Приложение 3)
2 группа – с.86-87, комплексный анализ текста (карточка №2); сочинение-миниатюра «Какую роль в моей жизни играет книга?»
VII. Обобщение.
Фронтальная беседа.
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
Практическое применение знаний.
- Скажите, где мы можем использовать СПП с несколькими придаточными и с какой целью? (Ответы учащихся)
VIII. Рефлексия. (слайд №15)
Составьте рассказ по теме урока, опираясь на схему.
IX. Мини-тест. (слайды №16-19)
X. Итоги. Выставление оценок. (слайд №20)
Ахметшина Наталья Юрьевна