«Особенности достижения планируемых результатов в начальной школе.»
«Особенности достижения планируемых результатов
в начальной школе.»
Планируемые результаты – это четкие формулировки того, что должен достичь обучающийся, и как он будет демонстрировать это достижение.
Планируемые результаты – один из важнейших механизмов реализации
требований ФГОС нового поколения.
Переход на новый стандарт наша начальная школа, начала еще с 2020-2021 учебного года, обучение по Федеральным программам с 2023-2024 учебного года.
В педагогическом коллективе сравнили программы прошлых лет с обновленной программой, внесли необходимые изменения в тематическое планирование.
Коллеги отметили, что есть некоторые изменения в содержании программного материала и распределении его изучения по параллелям.
Особенность планируемых результатов в современной начальной школе, заключается в том, что она является первой ступенью общего среднего образования ребенка. За четыре года ребенок должен не только успешно освоить программный материал, а также в достаточной степени овладеть УУД, но и скорректировать недостаточно сформированные в предыдущий дошкольный период знания и навыки. Создать условия для полноценного воспитания и развития ребенка.
Адаптационный период младшего школьника раскрывает его уровень готовности к школьному обучению.
Грамотно организованная диагностика первоклассников психологом и учителем, позволяет выявить имеющиеся особенности в возрастном развитии ребенка и дает возможность объективно построить образовательные маршруты, как индивидуальные, так и групповые. Для этой работы подобран диагностический инструментарий. Учитель своей диагностикой отслеживает предметные планируемые результаты, а психолог через свой диагностический материал - метапредметные. Результаты работы доводятся индивидуально до каждой семьи с целью коррекции и развития способностей первоклассника.
Успешность прохождения коррекционно-развивающих мероприятий с первоклассниками позволит достичь планируемых результатов обучения к концу первого года обучения в начальной школе. Для каждого первоклассника будет построен индивидуальный образовательный маршрут на 2ой год обучения.
ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства
всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности
планируемых результатов в образовательной организации являются:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения, как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней.
Основным объектом системы оценки, её содержательной
и критериальной базой выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися Федеральных программ.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценки;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
как учителем в ходе текущей и промежуточной оценки
по учебному предмету, так и администрацией образовательной организации
в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий. Мониторинг проводится после каждого года обучения в виде комплексной работы. Инструментарий для оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. На данном этапе прекрасным воспитательным предметом считаем «Разговоры о важном», которые позволяют в системе, еженедельно обсуждать многие гражданско-патриотические и нравственно –этические темы.
Метапредметные планируемые результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
Благодаря подробному описанию планируемых результатов по годам обучения, в новой ФОП 2023г, мы имеем возможность более масштабно прогнозировать и планировать образовательную работу, как с отдельным учеником, так и классом в целом. Преемственность планируемых результатов и их пропедевтическая направленность позволяет учителю повысить качество получаемых знаний учеником. Так, как учебно-воспитательный процесс охватывает все стороны развития личности младшего школьника.
Если в ежедневном построении учебного дня учитель начальных классов опирается на планируемые результаты по теме, блоку тем, или всему курсу предмета, несомненно, ему будет легче, добиться более высоких результатов обучености в предметной или другой деятельности. Так как система оценочной деятельности, является прогнозируемым результатом проделанной работы учителя.
Но не будем забывать, что результативность учебно-воспитательного процесса зависит от многих факторов: интеллектуальных возможностей каждого ребенка, его физиологической зрелости, соматического здоровья, социального статуса семьи, психологического климата в классе на каждом уроке, обеспеченности дидактическими материалами, доступностью ИКТ в школе и дома.
Учитывая особенности планирования результатов освоения ФОП в начальной школе, мы можем более качественно прогнозировать успеваемость в классе в целом, и конкретного ученика по его индивидуальному маршруту.
Грамотно подобранные диагностические материалы, а так же работы для промежуточной аттестации, текущих и итоговых работ помогают своевременно выявить недостаточно сформированные УУД. Анализ этих недостатков позволяет скорректировать ежедневную работу над учебно-воспитательной проблемой. Тем самым, мы прогнозируем выход на новый, более высокий уровень освоения планируемых результатов.
Ежедневная, кропотливая работа всего педагогического коллектива и каждого отдельного учителя позволяет провести за четыре года маленького ребенка, от первого класса, первой буквы и цифры, до воспитанного, успешного, зрелого ученика, готового к дальнейшему саморазвитию и обучению.