12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лаврова Елена Евгеньевна341
Работаю в Республиканском центре дополнительного образования детей, являюсь руководителем Республиканского волонтерского педагогического отряда "Свет". Моя работа - это любовь, ставшая видимой...
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Практикум «Тренировка эмоционального интеллекта»

(из опыта работы с командой Республиканского волонтерского педагогического отряда «Свет», БОУДО УР РЦДОД, г.Ижевск)


Упражнение «Имя-движение»

Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

Ход: Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенными движениями, характерным для себя жестом, символизирующим настроение. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.

Анализ и подведение итогов: Словесно рассказать о настроении людей, жесты которых удалось «примерить».


Упражнение «Цвет, форма, фрукт»

Цель: Развитие способности человека правильно распознавать и объяснять свое настроение.

1 этап: Закройте глаза, прислушайтесь к своему настроению, постарайтесь увидеть его цвет.

2 этап: Залейте этот цвет в определенную геометрическую фигуру, соответствующую настроению.

3 этап: Постарайтесь почувствовать вкус, сочность настроения. Выберите фрукт, соответствующий настроению.

4 этап: Объедините цвет, форму и фрукт. Например, «красный квадратный апельсин».

5 этап: Сейчас каждому необходимо подойти к каждому, протянуть руку, поприветствовать человека и назвать свое настроение в цвете, форме и фрукте. Например: «Привет, я – Настя – «красный квадратный апельсин», а ты это?

6 этап: Подведение итогов. Опишите свои чувства и эмоции после общения с другими. У кого настроение похоже на ваше? Что вас удивило? Опишите настроение друг друга? У кого форма настроения круглая, прямоугольная, имеет более 3-х углов, объемная? У кого желтый, красный, оранжевый цвет и о чем это, по-вашему мнению, свидетельствует и пр.


Упражнение «Станцуй настроение»

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе и развитие способности выражать свое настроение в танцевальных движениях.

Задание: выразить в нескольких танцевальных движениях свое настроение и состояние души и тела. Остальным необходимо повторить за человеком его движения. В завершении каждому необходимо высказаться по поводу того, какое у кого настроение.


Упражнение «Альфа-состояние»

Цель: Снятие эмоционального напряжения; повышение энергетического потенциала личности.

Альфа-состояние – это один из ритмов мозга, который считается самым лучшим для обучения или достижения цели. В Альфа-состоянии - мы очень творческие, быстро обучаемся и делаем это легко и непринуждённо!

Нам всем известно это состояние – это когда мы влюблены, когда мы счастливы и радостны, когда мы гордимся собой и пребываем в состоянии блаженства! В эти моменты нам говорят, что мы светимся и излучаем свет!

Альфа-состояние полезное для здоровья! Когда мы в Альфа-состоянии – у нас улучшается не только настроение и открываются способности, но и улучшает работу иммунитет, нормализуются все функции организма! Будьте в Альфа-состоянии!

Как включить Альфа-состояние?

Мысленно включите в себе радость, состояние счастья и внутренний свет! Просто представляйте и ощущайте это! Наполните себя до краёв этим состоянием (конкретным светом, звуком, ощущением)!

Исходная позиция:

Сядьте удобно, расслабьтесь, спину и голову держите прямо, ноги устойчиво стоят на полу! Дотроньтесь кончиком языка до верхнего нёба, сразу за зубами. Сделайте лёгкую улыбку и мысленным взором смотрите на кончик языка.

Упражнение:

Представьте (ощутите, услышьте) в внутри себя источник света. Это место, откуда излучается свет! Представьте, как этот источник света становится ярче, больше, светлее! Представляйте и ощущайте этот свет как реальность: он может иметь цвет, быть тёплым, распирать или, наоборот, нести лёгкость и свободу. Представляйте всё ярко и ощущайте интенсивно! Позвольте этому свету заполнить всё ваше тело! А теперь представьте, что света становится ещё больше и он вырывается за границы вашего тела и освещает вас снаружи. Вы излучаете свет как солнце! Заполните этим светом всю комнату, весь дом, всю вселенную! И когда свет будет везде: снаружи и внутри – получите удовольствие от этого света! Зарядитесь позитивной энергией!

Теперь представьте результат, который Вы хотите достичь и попросите свет помочь Вам активизировать все Ваши способности и быстро достичь желаемого результата!

Наслаждайтесь светом, делайте это столько, сколько это необходимо!

Когда будет нужно – просто вернитесь в обычное состояние, сохраняя контакт со своим внутренним светом! А свет сделайте таким, каким Вы хотите!

Рекомендации:

Делайте это упражнение регулярно! Оно будет повышать Ваше настроение, и настраивать на лёгкое и быстрое достижение цели! Используйте возможности своего организма для личностного роста и позитивных изменений!


Упражнение «Зарядка позитивного мышления»

Цель: Повышение энергетического потенциала личности.

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив/а. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму мою семью и все обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

Именно сегодня я продолжу своё нравственное самоусовершенствование. Я буду полезным и нужным своей семье, своим друзьям, самому себе.

Именно сегодня я буду, доброжелателен ко всем. Я буду выглядеть гораздо лучше, буду любезным и щедрым на похвалы человеком. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.

Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу её точно выполнить.

Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полостью расслабляясь.

Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят мне.


Упражнение «Ассоциации»

Цель: Развитие социальной перцепции.

Ход. В игре выбирается водящий. Участники игры загадывают кого-то одного из игроков. Водящий должен отгадать этого участника. Для этого он задает вопросы, на которые все участники игры отвечают ассоциативно.

Например:

- если этот цвет, то какой?

- если это музыка, то какая?

- если это погода, то какая?

- если это птица, дерево, цветок, мебель, блюдо, вид спорта, речь, книга и т.д.

Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым водящий пытается отгадать участника. Как только отгадал, ведущим становится игрок, которого загадывали.

Ведущий сообщает: «Мы будем сообщать каждому присутствующему по очереди какие ассоциации он у нас вызывает. Может он нам напоминает животное, растение, предмет или какое либо явление природы?»

Затем ведущий обращается к участнику, о котором шла речь, с вопросом о том, какая ассоциация ему понравилась больше всего (была, самой верной, самой неожиданной и т.д.)

Упражнение повторяется для каждого участника.

Рефлексия.

Подведение итогов.


Упражнение «Цвета эмоций»

Цель: Развитие умения распознавать эмоции других людей, тренировка невербальных проявлений.

Правила: В игре выбирается водящий. Он закрывает глаза, а остальные задумывают между собой какой-либо цвет. Для начала один из основных (красный, синий, желтый). Когда водящий откроет глаза, все игроки своими действиями, а главным образом, своим эмоциональным состоянием изображают этот цвет, не называя его и не показывая на него. Водящий должен отгадать, что это за цвет.


Упражнение «Разговор в двойном кругу»

Цель: Отработка способности понимать и чувствовать состояние другого человека, ставить себя на его место.
Инструкция: Участникам предлагается разделиться на пары, определив партнера А и партнера Б, в течение 5 минут рассказать друг другу как можно больше информации о себе и получить информацию от партнера о нём самом.

Через 5 минут после общения все участники распределяются по кругу. Партнер А садится на стул, партнер Б становится за сидящим и кладет ему руки на плечи. Начинается процесс общения, только все вопросы задаются партнерам А, но отвечают на них от лица партнеров А, партнеры Б. Партнер Б передаёт от первого лица ту информацию, которую получил в ходе беседы. Сидящий партнер А в это время молчит. Если партнер Б не знает ответа на определенные вопросы, он старается почувствовать, как бы на этот вопрос ответил его партнер. Затем участники меняются местами, и упражнение продолжается от имени другого участника.

После процесса общения, участники говорят о своих эмоциях, благодарят друг друга, высказываются по поводу услышанной о них самих информации, уточняют правдивость тех или иных сведений о себе.


Упражнение «Пойми меня»

Цель: Тренировка в понимании состоянии других людей, принятии их настроения, считывания невербальных знаков.

Участники садятся по кругу. «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или „Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.» После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».


Упражнение «Мне нравится»

Цель: Развитие наблюдательности, умения выстраивать эффективные взаимоотношения с членами команды.

Упражнение проводится в конце дня, когда все участники высказали свои впечатления от работы. Группа сидит по кругу. «Посмотрите, пожалуйста, и запомните ваших соседей справа и слева. Сейчас мы встанем и, прежде чем уйти из этого кабинета домой, скажем своим соседям справа и слева, каждому в отдельности, что вам нравится в их поведении».


Упражнение «Первое впечатление»

Цель: Обсуждение типичных ошибок в первичном восприятии людей.

Участники садятся по кругу. «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление, которое у вас возникло в момент первого контакта. После того как все мы будем готовы слушать друг друга, мы по очереди выскажем эти наши первые впечатления».


Упражненеие «Формула «Я-высказывания»

Цель: Обучение высказыванию своих чувств и эмоций, используя форму «Я-высказывание».

1 - Событие – 2-мое к нему отношение – 3-причина такого отношения – 4-предложения по изменению ситуации («Когда ты…. Я чувствую…, потому что…..мне бы хотелось договориться о ….»).

1 – Событие - Действие собеседника: «Когда…», например: «Когда ты возвращаешься вечером домой…». Постарайтесь быть определенным и некритичным, насколько это возможно.

2 – Мои чувства: «Я чувствую…». Скажите: «Я чувствую…» вместо: «Я думаю…», и говорите только о своих чувствах, например: «Я чувствую себя обиженным/грустным/счастливым/расстроенным/ забытым…». Не используйте: «Я чувствую, что ты это делаешь из вредности!»

3 –Причина возникших чувств: «… потому, что …». Если вы думаете, что помогло бы объяснение, добавьте его. Пример: «Мне нравится проводить время с тобой». Постарайтесь не допустить «Ты-высказывания».

4 –Предложения по изменению ситуации: «Чего бы мне хотелось, так это…» Нормально сказать о том, чего Вы хотите, но не требовать этого от другого человека, например: «Чего бы мне хотелось от нас, так это обсудить это…» или: «Чего бы мне хотелось, так это договориться о вещах, которых мы оба будем придерживаться…», а не: «Тебе пора прекращать так лениться!».


Упражнение «Эстафета чувств»
Цель: Тренировка тактильных навыков, формирование адекватного восприятия взаимодействия с другими людьми..
Реквизит: карточки с названиями чувств.
Правила: Игроки садятся в круг или шеренгу. Все участники, кроме первого, закрывают глаза. Первый (крайний в ряду) участник вытаскивает карточку с названием чувства. Он передает это чувство соседу, прикасаясь определенным образом (гладя, пожимая, пощипывая — в зависимости от чувства и его интерпретации) к руке соседа. Человек, «получивший» чувство, пытается осмыслить, что же он получил, а затем передать по-своему этот сигнал дальше. После этого он может открыть глаза. Когда последний участник получает тактильный сигнал, он открывает глаза и называет чувство, которое получил. После этого все игроки в обратном порядке называют, какое чувство получили они, и обсуждают причины возникших искажений. Примеры чувств: любовь, дружба, отвращение, пренебрежение, сочувствие, злость, страх, радость, восхищение, уважение, равнодушие.
Рекомендации. После каждой передачи чувств желательно, чтобы игроки менялись местами. При частом проведении игры необходимо время от времени обновлять карточки. После окончания игры желательно обсудить чувства участников во время игры. Обратите внимание детей на тот факт, что положительные чувства часто искажаются до отрицательных или нейтральных. А отрицательные чувства практически никогда не превращаются в положительные.


Упражнение «Эмоции»

Цель: Самоанализ способностей участников группы к узнаванию и называнию эмоций.

Ход: Все члены группы делятся на 2 команды. Каждой команде дается 5 минут на подготовку, за время которой она должна будет выбрать для изображения какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его лучше изобразить. Это может быть скульптура или действие. В изображении принимают участие все члены команды. Противоположная команда должна определить, какое чувство или эмоция изображены.
Затем команды меняются местами.
Обсуждение.
Если допущена ошибка, то с чем связана?
По каким признакам вы определяли эмоциональное состояние?

Упражнение «Несоответствие»

Цель: Анализ связи между эмоциями и их невербальными проявлениями

1. Опустите голову, безвольно понурьте плечи и, глядя в пол, грустным голосом произнесите: «Я успешный человек, у меня все получается…»

2. Затем поднимите руки вверх, глядя в небо с поднятым подбородком, расправьте спину и скажите уверенным голосом: «Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается…»

Что вы почувствовали? Оказывается, мозг не понимает слов! А вот мимика и жесты посылают сигналы в подкорку мозга (древнюю лимбическую систему), и мы начинаем чувствовать то, что транслирует тело.

Теперь, когда вы почувствовали разницу, на протяжении двух недель принимайте «позу лидера» хотя бы на пару минут в день. На третью неделю вы увидите, как изменился мир вокруг!


Упражнение «Изобрази состояние»

Цель: Разминка, развитие навыка передачи и понимания эмоций других людей.

Ведущий готовит два набора карточек. В одном записаны эмоциональные состояния человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.), в другом – части тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.).

Каждый из участников выбирает по одной карточке из каждого набора. Нужно изобразить выбранное состояние с помощью заданного средства


Упражнение «Горячий стул»

Цель: развитие аутентичности участников, развитие навыков самоконтроля, анализ чувства доверия.

Бросается жребий. Тот, кому выпадает жребий, становится хозяином «горячего стула». Все члены группы в течение 10 минут задают ему любые вопросы, на которые он должен отвечать откровенно. Желательно, чтобы в упражнении все участники побывали на «горячем стуле». Затем тренер предлагает каждому записать свои чувства на листочках (чувства которые они испытывали в ходе упражнения, задавая вопросы и отвечая на них). Листочки собираются, тренер зачитывает все чувства, не называя авторов. Групповое обсуждение. Рефлексия.


Литература

1.HR-Portal, Психология: личность и бизнес.- Режим доступа https://hr-portal.ru/article/emocionalnyy-intellekt-pochemu-opredelyaet-nashu-zhizn-i-kak-nad-nim-rabotat (Дата обращения 13.05.2020)

2.Психологические игры и упражнения/Г.Н. Бояринцева, авт-сост.-Пермь, 2012

3.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/М.Генезис, 2010

4.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/М.Генезис, 2010

5.Программа тренинга эмоционального интеллекта подготовлена педагогом-психологом МБОУ СОШ №34 г.Иркутска Рожковой Н.А.

7


Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 23.12.20 в 12:23 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный практический материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.