Статья «Особенности эмоционально-личностного развития детей с общим недоразвитием речи»

0
0
Материал опубликован 20 March 2020

Особенности эмоционально-личностного развития детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Синицкая Олеся Николаевна – учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46, МБДОУ д/с № 46


В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Речевые проблемы разной степени сложности приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом, на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.[1]

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития детей с ОНР, можно назвать труды таких ученых, как Г.В.Чиркина, Л.Г. Соловьева, Г.Х. Юсупова, Е.В. Жулина, О.А.Слинько, И.Ю.Левченко, С.А. Клюжева и некоторых других.

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития:


1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены [6].

Дети с моторной алалией тяжело переживают свой де­фект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспо­мощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние де­прессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрес­сия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на раз­витие личности ребенка.У детей с моторной алалией часто наблюдаются патоло­гические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раз­дражительность, обидчивость, слезливость и т.п.[4].

Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведённое Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой (1993), показало, что дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) указывают на достаточно высокую в целом самооценку у детей дошкольного возраста с ОНР. Авторы указывают на зависимость самооценки от представлений детей об отношении к ним взрослых. У части детей самооценка совпадает с оценкой отношения к ним взрослых (дети с высокой самооценкой), у части детей – не совпадает (преимущественно дети с низкой самооценкой).

По данным В.И. Терентьевой (2000) по сравнению с самооценкой детей с нормальной речью, самооценка детей с тяжелыми нарушениями речи является более низкой.

В зависимости от уровня коммуникативных нару­шений и степени переживания речевого дефекта до­школьники с ОНР были разделены на три группы.

Дети первой группы не демонстрировали переживания рече­вого дефекта, у них не отмечалось трудностей при рече­вом контакте. Они активно взаимодействовали со взрос­лыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения-это самая малочисленная группа.

У детей второй груп­пы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к обще­нию, на вопросы старались отвечать односложно, избе­гали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демон­стрировали умеренное переживание дефекта.

У детей третьей группы отмечались речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, скованности, замкнутости, были за­фиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции-это самая многочисленная группа[2].

Изучение самооце­нки (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова, 2006) дошкольников со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием продемонстрировало, что половина из каждой группы детей адекватно оценивают свои возможности (соответственно 47 % со стертой диз­артрией и 50 % с нормальным речевым развитием). У дошкольников с дизартрией преобладает заниженная самооценка (соответственно 40 и 17 %), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Среди детей с нормальным речевым развитием завышенная самооценка имела место в 3 раза чаще (соответственно 13 и 33 %), т.е. дети с речевыми нарушениями проявляют большую осторожность в оцен­ке своих качеств.

Обе группы до­статочно высоко оценивают собственную доброту, при этом до­школьники с дизартрией ставят это качество на 1-ое место, а дети с нормальным речевым развитием на 2-ое после веселости. Также интересно, что дошкольники с дизартрией отдают предпочтение физическим каче­ствам (росту и быстроте), а дети с нормальной речью больше ценят нрав­ственные свойства. Одинаково не удовлетворены обе группы детей своим внима­нием. Весьма низко оценивают дошкольники с дизартрией свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объек­тивный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей с нормальной речью, то они не удовлетворены более все­го своими эстетическими качествами.

Таким образом, самооценки дошкольников с дизартрией более низкие и менее дифференцированы, чем у детей с нормальным речевым развитие. [3]


2.Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира[6].

«Дети с моторной алалией могут проявлять речевой негативизм или речевую пассивность при общении» (Н.Н. Трауготт, 1997) [7] . При сенсорной алалии возможна избирательная контактность с окружающими. Контакт с детьми, страдающими сенсорной алалией затруднен, поведение их специфично. В качестве средств общения детьми используются жесты и мимику.

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с ин­тересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные зани­мательные тексты, но по окончании чтения книги дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное.

Практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации ча­сто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях (О.Е. Грибова, 1995; И.С. Кривовяз, 1995; Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина, 2001).

В результате исследования структуры группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проведённого О.С.Павловой (1997) были выявлено, что в коллективе детей дан­ной категории действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников - число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает чис­ло «непринятых» и «изолированных». Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказыва­ются дети, которые плохо владеют коммуникативными средства­ми, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Речевой дефект является определяющим в иерархии межличностных отношений.

Изучение межличностных отношений показало, что для детей с ОНР характерны недостаточный уровень общения и неумение сотрудничать с окружающими (В. И. Терентьева, 2000). В качестве партнеров по общению дети с нарушением речи выбирают внешне привлекательных детей и детей, отличающихся физической силой.

Между тем дети с ОНР, как прави­ло, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища («Не знаю», «Он хорошо себя ведет», «Я с ним дружу, играю», «Его хвалит воспитатель» и т.п.), т.е. достаточно часто они ориен­тируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) выделили три основные группы детей по особенностям отношения к взрослому:

1 группа детей – эмоционально восприимчивые дети. Этих детей характеризует ярко выраженная положительная направленность на взрослого, уверенность в любви родителей, воспитателей. Они адекватно оценивают отношение к себе взрослых, но очень чувствительны к изменениям в поведении взрослого, что приводит к эмоциональным переживаниям.

2 группа детей – эмоционально невосприимчивые дети, для этих детей характерна отрицательная установка на воздействие взрослого, в частности, на педагогическое воздействие. Эти дошкольники часто нарушают порядок, дисциплину, не соблюдают установленные нормы. Родители жалуются на непослушание таких детей. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, дети отвечают равнодушием или негативизмом.

3 группа детей – дети с нейтральным отношением к взрослым и их требованиям. Эти дети практически не проявляют активности и инициативы в общении с взрослыми (за исключением матери), играют пассивную роль в жизни группы детского сада. Внешне они почти не выражают личных переживаний, что свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения эмоций.


3. Дети с ОНР, как правило, обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Более чем у половины детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния.

При моторной алалии В.А. Ковшиков (2001) в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы выделяет три группы детей: Первая группа – эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за границы нормы – это самая малочисленная группа. Для детей второй группы характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению. Дети третьей группы отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, характерно критичное отношение к своему дефекту, выраженное переживание по этому поводу, речевой негативизм; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы – это самая многочисленная группа. [2]


4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на внешнюю ситуацию [6].

Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразви­тием речи, можно отметить, что не все аспекты психи­ческого развития детей с ОНР изучены в одинаковой степени. Наименее изученным является аспект лично­стного развития. Разработка этой проблемы будет спо­собствовать совершенствованию системы психолого-пе­дагогического сопровождения ребенка с речевыми на­рушениями, которая предполагает тесное профессио­нальное взаимодействие психологов и логопедов и дол­жна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения. [1]


Литература:

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. В 67 Психологическая помощь дошкольникамс общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с. (Специальная психология).

Дошкольная психология. Учебное пособие . Под редакцией профессора В.И. Селиверстова

Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

Логопсихология /Авт.-сост. С.В.Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.

Логопатопсихология:учебное пособие /Авт.-сост.С.Н.Шаховская, Р.Лалаева-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.-стр.317

Поникарова В.Н., Жукова М.Л. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ОНР.// Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 126-130

Хрестоматия по логопедиив 2-х томах под ред. Волкова Л.С., Селиверстова В.И./М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, страниц: 560-656.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации